Анализ внешней и внутренней среды
ОАО «Знамя индустриализации» на основе SWOT-анализа
Для разработки стратегии ОАО «Знамя индустриализации» на внутреннем рынке обобщим возможности и угрозы со стороны внешнего окружения, соотнеся их с сильными и слабыми сторонами предприятия, используя SWOT-анализ (таблица 1.2).
На основе внутренних данных предприятия, различной научной и периодической литературы, данных интернет-сайтов, официальной статистики Республики Беларусь были выявлены сильные и слабые стороны ОАО «Знамя индустриализации», а также возможности и угрозы во внешней среде. Степень влияния факторов внешней и внутренней среды оценивалась по 3-х бальной шкале: 3 – очень высокое влияние, 2 – среднее влияние; 1 – очень низкое влияние.
Таблица 1.2 – Оценка внутренней и внешней среды ОАО «Знамя индустриализации» на рынке Республики Беларусь
ВНУТРЕННИЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) | Оценка в баллах | ВНУТРЕННИЕ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W) | Оценка в баллах |
1. опыт работы в отрасли; 2. наличие интернет - сайта; 3. участие в выставках, ярмарках, в т.ч. за рубежом; 4. приемлемая цена продукции; 5. хорошее качество изготовления швейных изделий; 6. энергонезависимость (мини-ТЭЦ); 7. наличие валюты от экспорта продукции; 8. улучшение финансового состояния в 2011 г; 9. более низкие издержки производства по сравнению с конкурентами. | 1. высокий уровень износа оборудования; 2. недостаточно эффективная маркетинговая деятельность; 3. недостаток собственных средств и инвестиций для преодоления технического отставания; 4. высокая текучесть швей; 5. неэффективная организация собственной сбытовой сети; 6. низкий уровень менеджмента по сравнению с иностранными конкурентами; 7. отсутствие интернет – магазина; 8. неизвестность новой товарной марки «Viva Lady» для большинства покупателей; | ||
Итого | Итого | ||
ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ (O) | Оценка в баллах | ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ (T) | Оценка в баллах |
1. снижение интенсивности конкуренции на внутреннем рынке; 2. снижение стоимости рекламных услуг в у.е. на внутреннем рынке; 3. повышение спроса на толлинговые операции со стороны зарубежных заказчиков; | 1. конкуренты с более высоким качеством продукции; 2. невысокий уровень покупательской способности населения за счет снижения реальных доходов РБ в условиях кризиса (экономический спад); 3. рост цен на сырье; 4. изменение вкусов и потребностей покупателей; 5. высокий уровень инфляции; 6. развивающиеся конкурентные отношения; 7. экономический кризис. | ||
Итого | Итого |
Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают ее внутренние сильные стороны (25 баллов): опыт работы в отрасли, хорошее качество изготовления швейных изделий и более низкие издержки производства по сравнению с конкурентами. В то же время достаточно велики внутренние слабые стороны организации(16 баллов): изношенное оборудование, недостаточно эффективная маркетинговая деятельность, недостаток собственных средств, неэффективная организация собственной сбытовой сети, незнание потребителями новой товарной марки «Viva Lady».
Выявлена сильная угроза со стороны внешней среды (20 баллов): экономический кризис, высокий уровень инфляции и рост цен на сырье. Внешние возможности для организации невелики (7 баллов) и в основном заключаются в снижении интенсивности конкуренции на внутреннем рынке.
Определим связь между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности ОАО «Знамя индустриализации», для этого составим обобщающую матрицу SWOT (таблица 1.3).
Таблица 1.3 – Связь между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами ОАО «Знамя индустриализации»
Предприятие | Внешняя среда | |
Возможности (O) | Угрозы (T) | |
Сильные стороны (S) | 25*7= 175 | 25*20= 500 |
Слабые стороны (W) | 16*7= 112 | 16*20= 320 |
Источник: Собственная разработка.
Как видно из таблицы 1.3, предприятие попало в квадрат «Сильные стороны – Угрозы», что свидетельствует о том, что для успешного продолжения деятельности организация должна использовать свои сильные стороны для нивелирования возможных угроз во внешней среде.
Период экономического кризиса в Республике Беларусь ОАО «Знамя индустриализации» должно использовать для повышения известности и улучшения имиджа собственных товарных марок «Dominion» и «Viva Lady».