Проявление социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Внешние факторы, влияющие на бизнес-структуру в Казахстане. Практика управления созданием предприятий МБ в Казахстане

СРМ

Проявление социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Внешние факторы, влияющие на бизнес-структуру в Казахстане. Практика управления созданием предприятий МБ в Казахстане

Выполнила:Оразымбетова А.

Проверил:Джумамбаев С.К

Проявление социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Внешние факторы, влияющие на бизнес-структуру в Казахстане. Практика управления созданием предприятий МБ в Казахстане

На нынешнем этапе развития Республики Казахстан реализация социальной политики ориентировано на две основные цели: защита социально уязвимых слоев населения, которым не обойтись без социальной поддержки государства, от жесткого воздействия рынка и стимулирование экономической активизации трудоспособных граждан. При этом функция социальной защиты является основной в процессе реализации социальной политики. Однако защитная функция не должна сводиться только к пассивной форме, связанной с материальной поддержкой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения, когда выгоднее получать социальное пособие, чем работать, поскольку повышение производительной активности населения способствует наращиванию совокупного трудового вклада всех социальных групп в социально-экономическое развитие страны.

Действенным способом решения многих социальных вопросов, и в частности социальной защиты, может стать участие отечественного бизнеса в реализации мероприятий социальной политики. В конечном счете, принимая на себя социальную ответственность, бизнес добровольно предлагает государству и обществу свое посильное содействие в решении различных проблем. В Конституции РК подчеркивается, что Казахстан – это социально ответственное государство. Общемировая тенденция усиления роли государства в решении социальных проблем подчеркивается в докладе Всемирного банка 1997 года «Роль государства в меняющемся мире». Вопросы социальной ответственности впервые позиционировалась в США. В 1905 году там зародилось движение Rotary, суть которого заключалась в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшения в профессиональной сфере и обществе. В начале 90−х годов проект социальной отчетности перед обществом был внедрен рядом таких компаний, как английская The Body Shop, американская Ben & Jerry's и канадская Van City. В 1995 году ведущие компании Евросоюза образовали так называемую Инициативу Corporate Social Responsibility-Europe, объединяющую сегодня порядка 50 крупных корпораций. В 1999 году в Великобритании был разработан международный стандарт Account Аbility 1000, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций, т. е. своеобразный социальный аудит. В 2000 году по инициативе генерального секретаря ООН Кофи Аннана был создан Глобальный пакт, призывающий объединить усилия бизнеса и гражданского общества в поддержку девяти принципов в области прав человека, трудовых отношений и окружающей среды. Несколько сот компаний мира уже присоединились к этой инициативе, в том числе и более 10 российских — ЮКОС, РУСАЛ, Волга-Дон и др. Нашу страну в этой организации представляют пока 2 компании - страховая компания «Лондон – Алматы» и «Казкоммерцбанк».

Старт новым взаимоотношениям в социальной политике РК, был дан в 1994 году, когда появился Указ Президента РК «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений». В 2004 году впервые бы проведен круглый стол «Социально-ответственный бизнес в Казахстане», в январе 2008 года проведена встреча Главы государства с топ-менеджерами крупнейших компаний Казахстана. На 2 Конгрессе предпринимателей Глава государства отметил о социальном партнерстве власти и НПО, обозначил контуры новой идеологии развития малого и среднего бизнеса. Сегодня, крупнейшие компании Казахстана успешно размещают акции на ведущих фондовых биржах мира и привлекают большие объемы зарубежных инвестиций. Да и сами казахстанские бизнесмены стали успешными инвесторами на внутреннем рынке и активно работают в странах ближнего зарубежья. Достижения казахстанского бизнеса позволили запустить проект «30 корпоративных лидеров Казахстана», который будет продвигать отечественную продукцию на мировые рынки; корпорация «Казахмыс» расходы по поддержке социальной политики довели до 66, 4 млн долларов (это бесплатное лечение, 4 санатория, 7 детских лагерей отдыха, 36 детских садов, 1 млн.долларов на обучение студентов природохранные мероприятия ежегодно 23 млн.долларов, 120 млн. долларов для построении завода по утилизации серы); «Казкоммерцбанк» для реализации проектов фонда «Кус Жолы» ежегодно выделяет порядка 1 млн. долларов; с момента функционирования ТОО «ТШО» направил более 120 млн. долларов на развитие социальной политики. Они направили, до конца 2010 года, на защиту экологии более 900 млн. долларов. Глава государства учредил ежегодный конкурс социальной ответственности «Парыз». В сентябре 2008 года в Алматы проведен форум по социальной ответственности бизнеса, где Министерство труда подписало 15 меморандумов с компаниями, работающими в г. Алматы.

Еще недавно в Казахстане термин «социальная ответственность бизнеса» был знаком лишь узкому кругу лиц. Сейчас большая часть бизнесменов видит, что это многогранное понятие, которое состоит из нескольких элементов: ответственность перед собственными сотрудниками, ответственность перед потребителями, ответственность перед партнерами, местным сообществом и страной в целом. В РК отмечают три направления ответственности бизнеса: финансовую, экологическую, социальную. Программу по экотуризму поддерживают компании OSCE, Shell, VSO. Перед ними стоит задача свести к минимуму рекреационную нагрузку на природные объекты Аксу-Джабаглинского заповедника и Катон-Карагайского национального парка. Местные жители Жабаглинского сельского округа вовлекались в решение экономических, социально-культурных и экологических проблем буферной зоны заповедника Аксу-Джабаглы. Результат не заставил себя ждать: была создана группа Зеленого патруля (132 человека, обученные основам туристического бизнеса), 40 местных жителей предоставили услуги туристам, 401 турист посетил экотуристические маршруты. Также было создано 57 новых рабочих мест, местные сообщества заработали свыше 6 тыс. долларов за два месяца туристического сезона, заповедник и национальный парк получили 1,5 тыс. долларов от программной деятельности.

Табачная компания Philip Morris Kazakhstan внедрила систему патроната как альтернативной формы опеки над детьми-сиротами, Exxon Mobil подготовила новые кадры казахстанских экономистов. Компания ChevronTexaco в 2002 году по всему миру внесла 62,8 млн долларов на различные социальные проекты. С момента создания Группы по развитию малого бизнеса при СП «Тенгизшевройл» ChevronTexaco предоставил 143 беспроцентных кредита на общую сумму в 5,5 млн долларов и оказал помощь в создании более 1 тыс. рабочих мест.

Компания Philip Morris Kazakhstan представила некоторые результаты исследования общественных ожиданий в отношении корпоративной социальной ответственности бизнеса. Оказалось, что 39% населения ожидают производства качественной продукции, 14% выступают за работу в рамках закона. Далее идут забота о сотрудниках, уплата налогов, создание рабочих мест, экология, ведение благотворительной деятельности.

Компания Foodmaster, поддерживает село. Это нужно для обеспечения себя качественным сырьем. На 800 тыс. долларов компания установила высококачественные резервуары для молока, так называемые танки. Во многих областях страны они обеспечили работой сельчан, которые создают небольшие молочные фермы. Кроме того, Foodmaster проводит санитарные мероприятия, выдает малые кредиты. Сейчас компания пытается внедрить в жизнь программу школьного молока по опыту таких стран как Таиланд.

Казахстанский крупный бизнес вполне созрел для внедрения передовых моделей социальной ответственности и готов к реализации масштабных и долгосрочных социальных проектов. Социальная деятельность мелкого и среднего бизнеса, в свою очередь, может быть весьма эффективной на локальном уровне и при реализации точечных проектов. Его социальная роль проявляется в создании рабочих мест, уплате налогов и повышении валового внутреннего продукта. Требовать сейчас от среднего, тем более малого, бизнеса чего-либо сверх установленных законом рамок представляется преждевременным.

Идея создания социально – предпринимательских корпораций, их в Казахстане пока 10, обречена на успех. Государство передает бизнесменам коммунальную собственность, землю, нерентабельные, но работающие предприятия, которые можно использовать для создания нового бизнеса. В концепции создания СПК заложена ее социальная направленность, поскольку значительная часть прибыли будет реинвестироваться для реализации социальных и культурных потребностей общества. Каждая СПК, своего рода региональный институт развития.

В то же время необходимо совместными усилиями государства, бизнеса и гражданского общества активизировать разработку и внедрение принципов социальной ответственности бизнеса в казахстанскую деловую практику. В качестве первоочередной меры было бы целесообразным провести серию встреч между представителями деловых кругов, правительства и НПО для совместной выработки национальных стандартов социальной ответственности бизнеса. Учитывая планы Казахстана по созданию современного фондового рынка, было бы также не лишним ввести индексы социальной ответственности различных компаний. Эта мера станет дополнительным стимулом для отечественных корпораций для активизации своей социальной деятельности.

При проведении диалога между бизнесом и государственной властью существует неравноправие, которое должно быть устранено. Государство не может быть единственным арбитром в сфере социальной ответственности бизнеса. Если бизнес хочет услышать мнение общества по поводу приоритетных социальных проектов, он должен обратиться к другим заинтересованным группам – общественным организациям, академическому и экспертному сообществу. Но в любом случае бизнес самостоятельная часть общества, и никто не имеет права диктовать ему, как и на что тратить заработанные средства.

Что касается диалога «бизнес – гражданское общество», то здесь наблюдается значительный прогресс. Сейчас очень многие компании начали реализовать совместные программы с некоммерческими организациями. Примеры такого партнерства можно видеть как на республиканском, так и на региональном уровне.

Необходимо отметить, что бизнес сам часто выступает инициатором диалога с некоммерческим сектором. Казахстанское деловое сообщество прекрасно осознает, что ему необходимо вносить свой вклад в развитие гражданского общества и общественных организаций. Потому что таким образом оно создает определенное равновесие между государством, некоммерческим сектором и бизнесом.

Когда равновесие между властью, бизнесом и обществом будет достигнуто, чиновники уже не смогут оказывать такое давление на бизнес, как сейчас. С другой стороны, отечественные бизнесмены должны понимать, что в лице гражданского сектора они создают общественного контролера, с позицией которого в будущем придется считаться.

Конституционная реформа и последовавшие за ней изменения в политической системе предоставляют новые возможности для продвижения принципов социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Новые полномочия Парламента и повышение роли политических партий придали новую динамику казахстанской публичной политике. В этой ситуации появляются дополнительные возможности привлечения внимания государства и различных политических сил к проблемам отечественного бизнес-сообщества. В рамках законодательного регулирования социальной ответственности бизнеса можно утвердить положения обязательного договора о социальной ответственности между государством и крупными компаниями.

Реализация концепции социальной ответственности бизнеса в Республике Казахстан еще очень актуальна, поскольку у нас слабая институционализация местного бизнеса: отсутствуют сформированный сектор гражданского общества, сеть специалистов, экономическая заинтересованность в реализации принципов социального инвестирования. Причины медленного развития социальной ответственности бизнеса в Казахстане — высокая политизированность и несовершенное законодательство, нераспространенность и сложность самой концепции. Деловое сообщество Казахстана с энтузиазмом относится к перспективам внедрения передовых принципов ведения бизнеса и выполнению новой социальной роли. В этой связи необходимо помнить о том, что ответственность бизнеса может быть эффективной, только будучи добровольной. Деловое сообщество должно иметь свободу выбора направления и объемов своей социальной деятельности, самостоятельно определять приоритеты, искать баланс между своими интересами и интересами общества.

В Казахстане же до сих пор не приняты законы, которые бы утверждали шкалу моральных ценностей в качестве обязательных для хозяйствующих субъектов. Долгое время социальная политика реализуется без учета стандартов, определяющих качество жизни. Когда социальные стандарты отсутствуют, политика становится неэффективной и безответственной. Этим объясняется некоторые неудачи при проведении социальных реформ. Отсутствие социальных стандартов, которые отражают уровень и качество жизни среднего класса, практически играет на руку предпринимателям, особенно владельцам крупных компаний, позволяя им сильно занижать заработную плату. Кстати, работа в этом направлении даже не начиналась, а отсутствие таких стандартов не позволяет определить требования к бизнес-структурам со стороны общества. Как известно, социальные стандарты нацеливают бизнес-структуры на установку дополнительных моральных ориентиров в практической экономической деятельности. В частности, на необходимость или возможность реализации других стратегий развития, которые ориентированы не только на извлечение прибыли, но и на достижение других моральных целевых установок, что привело к тому, что массовое распространение социально ответственного бизнеса сдерживается, и будет сдерживаться до создания собственной модели.

Согласно «Давосскому манифесту», принятому в 1973 году., «Генеральная задача руководства предприятий – служить клиентам, сотрудникам, кредиторам и обществу, приводить к компромиссу их противоречивые интересы». В этой связи можно было бы считать, что социально ответственный бизнес показал свою состоятельность, а в условиях глобализации – появились новее требования, связанные с достижением устойчивого развития человечества. Здесь, на наш взгляд, следует отметить ряд моментов, которые делают дискуссию о социальной ответственности в нашей стране актуальной.

С уменьшением роли государства в решении социальных и территориальных проблем резко обострились региональные проблемы, однако сохранился советский менталитет, когда предприятия принимали активное участие в решении социальных проблем территории. Возникла ситуация перекладывания решений социальных проблем на предприятия. С другой стороны, нет четкого понимания критериев и методов оценки социальной ответственности бизнеса. В этом плане важное значение приобретают решение вопросов повышения социальной ответственности самого государства, выработка критериев и методов оценки социальной ответственности, законодательное закрепление которых позволит усилить и социальную ответственность частного сектора экономики. То есть, разработка социальных стандартов – требование времени, которое позволит оценить уровень реализации политики государства в социальной сфере, создаст условия для преодоления бедности с привлечением бизнеса, власти и общества. В Казахстане существует группа по разработке такого стандарта, однако им предстоит провести паспортизацию проблемы и заняться их решением. Думаю, что следующим шагом будет разработка единого Социального кодекса, который отразит решение социальных проблем в стране совместно с бизнесом.

Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан
Развитие малого предпринимательства является одним из условий

успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка. В ежегодном Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана 2013 года отмечено, что задача сегодняшнего дня – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. Становление и развитие сектора малого бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Зарубежный опыт экономического и социального развития подтверждает, что предпринимательство может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики Казахстана. Малое предпринимательство содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития. Актуальность на сегодняшний день приобретают проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия на сектор предпринимательства, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. В целом можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе. Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». Важным фактором развития малого бизнеса является информационная среда предпринимательства, Информация при становлении “информационного общества” в сочетании с капиталом, трудом, землей и предпринимательскими способностями превращается в мощный фактор ускорения экономического роста. Поэтому для обеспечения информационно-методической и консультационной помощи малым предприятиям необходимо создавать по опыту зарубежных стран центры развития малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарки. Укреплять и развивать связи малых предприятий через систему бирж, торговых ярмарок, банков и инновационных компаний. и развитие малого бизнеса - сложный и противоречивый процесс, требующий комплексного подхода. Когда республика достигнет некоторой макроэкономической стабилизации, необходимо повернуться лицом к микроэкономическим проблемам. Развитие малого и среднего бизнеса в республике не столько должно опираться на внешнюю помощь, сколько на использование внутреннего потенциала Казахстана.

Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан Взаимодействие государства и бизнеса в Республике Казахстан осуществляется посредством консультативно-совещательных, государственных органов и институтов развития, созданных по инициативе государства. К консультативно-совещательным органам, в состав которых входят представители как государственных органов, так и бизнес-ассоциаций, относятся: Совет предпринимателей и комиссии при Президенте Республики Казахстан, комиссии при Правительстве Республики Казахстан, в том числе Единый координационный совет по вопросам предпринимательства, в составе которого семь рабочих групп, экспертные советы по вопросам предпринимательства в центральных и местных исполнительных органах. К государственным органам относятся контрольно-надзорные органы, центральные и местные исполнительные органы, формирующие и реализующие политику в области предпринимательства. Центральный государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства, – Министерство регионального развития Республики Казахстан. Структурным подразделением Министерства регионального развития Республики Казахстан, осуществляющим разработку государственной политики в сфере развития и поддержки предпринимательства, является департамент развития предпринимательства. Государственной структурой поддержки предпринимательства в регионах являются местные исполнительные органы (аппараты акимов областей и городов Алматы и Астана). При акиматах созданы департаменты (управления) предпринимательства и промышленности, которые реализуют государственную политику в области развития и поддержки предпринимательства. Государством выполняются функции по обеспечению финансовой, информационно-аналитической и материально-технической поддержки через специально созданные для этого организации – институты развития, оказывающие сервисную поддержку. К ним относятся: АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» – содействует диверсификации национальной экономики путем создания наиболее благоприятных условий для развития и продвижения казахстанского несырьевого экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики. Агентством подготовлены 37 обзоров государств, проведены обучающие тренинги на производственных площадках для 113 специалистов 40 предприятий, организованы торговые миссии в Таджикистан, Туркменистан, Индию, Китай, Корею, Турцию, обеспечено участие 27 предприятий в 19 специализированных зарубежных выставках; АО «Казахстанский центр содействия инвестициям Казинвест» − оператор эффективного механизма информирования потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях в Казахстане, оказывает практическую помощь иностранным и отечественным компаниям в реализации инвестиционных проектов; АО «ФРП «Даму» – одной из его задач является оказание консультационных услуг субъектам малого предпринимательства (СМП) в рамках реализуемых программ. В рамках программы в сфере обучения предпринимателей «Бизнес-Советник» были обучены более 20 тыс. человек. Также оказываются информационно-консультационные услуги посредством веб-портала и ГИС-системы; АО «КазАгроМаркетинг» – обеспечивает доступ субъектам АПК к информационно-консультационным и консалтинговым услугам посредством 16 региональных представительств и 161 сети сельских информационно-консультационных центров (СИКЦ). С 2006 по 2009 год проведены более 3 тыс. семинаров, количество слушателей превышает 50 тыс. человек. Задачи по обучению и распространению знаний с 2009 года переданы АО «КазАгроИнновации». Компания АО «Казагромаркетинг» проводит только платные и специализированные тренинги. Большую работу СИКЦ выполняют в сфере консультационного обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса, что в рыночных условиях является крайне важным фактором, направленным на укрепление стабильности агробизнеса, повышение его эффективности и конкурентоспособности (оказаны информационные услуги 69 308 субъектам АПК (в 2006 году – 50 643), оказана консультационная помощь для 31 301 человека (36 912), проведено 3 748 обучающих семинаров (2 759), где обучен 58 121 человек (38 738) и разработано 709 бизнес-планов. Ежегодно 50 тыс. субъектов АПК получают гарантированный объем безвозмездной информации); АО «КазАгроИнновации» предоставляет услуги по обучению субъектов АПК через созданные им семь центров на базе вузов. За 2009 и 2010 годы были обучены 3 348 человек. Также для дистанционного консультирования сельхозтоваропроизводителей существует call-центр на базе АО «КазАгроинновации». Институты развития, оказывающие поддержку в сфере инновации: АО «Национальный инновационный фонд» оказывает финансовую поддержку инновационных предпринимательских инициатив путем привлечения инвестиций и финансирования проектов; АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» – основная задача состоит в повышении конкурентоспособности отраслей реального сектора экономики Казахстана путем организации трансферта новых технологий, а также активизации инновационной деятельности в республике; ТОО «Центр трансферта и коммерциализации агротехнологий» (АО «КазАгроИнновации») – основной задачей является продвижение передовых технологий в агропромышленный сектор через содействие сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами; АО «КазАгроИнновация» – создано в целях обеспечения эффективного управления научно-технологическими активами в аграрной сфере, формирования интегрированной системы в АПК: «образование – наука – производство». В состав входят 23 научно-исследовательские организации, представляющие все отрасли сельского хозяйства, часть которых имеет свою филиальную сеть.


Наши рекомендации