О развитии женского малого и среднего бизнеса в Казахстане (ООН, 1997)

Уважаемая госпожа Председатель!

Численность женщин в республике составляет8,5 млн. чело­век, или 51,38% от всего населения. В целомпо народному хо­зяйству уровень занятости женщин на 1.01.96 составил 49%.Следует отметить, что занятость женщин в республике Казах­стан характеризуется относительно высоким уровнем по сравне­нию с другими странами азиатского региона.

Отличительной чертойженской занятости в республике явля­ется то, что основная часть работающих женщин сосредоточенав образовании, здравоохранении, торговле, социальном обеспе­чении. В органы государственной службы занятости из числа обратившихся женщины составили 50,5%. Состав безработных женщин характеризуется преобладанием в их среде работниц со стажем трудовой деятельности, ранее занятых на рабочих местах, имеющих среднее образование, находящихся в наиболее трудоспособном возрасте.

Среди женщин, получивших официальный статус безработ­ного, 45% проживают в сельской местности. Средняя продол­жительность безработицы у женщин составляет 5 месяцев. Ми­нистерство труда, Государственная служба занятости принима­ют меры по содействиютрудоустройству безработных женщин. В утверждаемую ежегодно Правительством Республиканскую про­грамму содействия занятости населения включен специальный раздел «Занятость женщин», предусматривающий использова­ние активных мер по ее обеспечению. Одним из действенных средств помощи в трудоустройстве малоконкурентных на рынке труда групп, к числу которых относятся женщины, остается кво­тирование рабочих мест, при посредстве которого ежегодно тру­доустраивается пятая часть безработных, получивших рабочие места. Особое внимание уделяется профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификациибезработных жен­щин, что является наиболее действенной формой социальной защиты, оказываемой службой занятости Республики за счет средств Государственного фонда содействия занятости.

В современных условиях особую роль приобретает развитие женского малого и среднего бизнеса.

Участие женщин в предпринимательстве — это необходи­мость, вызванная условиями рынка,и своеобразная альтернатива безработице, бесплатному домашнему и малооплачиваемому труду в государственном секторе.

Возможность участия женщин в предпринимательстве обус­ловлена такжеих достаточно высоким уровнем образования, необходимостью развития сфер услуг кустарного производства, национальных народных промыслов, где женщина имеет опыт и навыки в этой работе.

Развитие бизнеса женщин — позитивный фактор во многих аспектах, так как предпринимательская деятельность, наряду с другими, является одним из лучших способов самовыражения личности, реализации ее потенциала. Она также формирует в человеке чувство достоинства и уверенности в себе.

Чтобы участие казахстанок в малом и среднем бизнесе ста­ло в будущем успешным и плодотворным, необходима работа как минимум на двух уровнях. На государственном уровне сле­дует организовать целенаправленнуюправовую, экономическую и финансовую поддержку предпринимательству женщин. Де­латься это должно вовсе не с целью предоставления им каких-то поблажек или необоснованных льгот по половому признаку, а с расчетом выравнивания стартовых условий деловых или

коммерческих инициатив мужчин и женщин. Параллельно с этим необходимо подкрепить весь комплекс экономико-правовых меркропотливой и деликатной работой на персональном уровне. Вместе с тем трудно признать за женским предпринимательст­вом какой-либо социальный статус,пока нет единой программы женского предпринимательства, нет ни одного указа или зако­нодательного акта по женскому предпринимательству.

Особый статус, оправданный в социальном, экономическом и морально-психологическом плане, женское предприниматель­ство принимает, на наш взгляд, только в рамках общественного движения, которое сегодня у нас в Республике получает особое признание. Ибо, занимаясь предпринимательством вынужденно или сознательно, женщина прежде всего защищает свои интере­сы как полноправного гражданина своего общества. Таким об­разом, перспектива развития женского предпринимательства, во-первых, лежит в плоскости развития женского движения, во-вторых, в государственно-правовой поддержке женского пред­принимательства.

Наши рекомендации