Вопрос 14. Понятие и классификация функций управления. Общие функции управления. Бизнес-процесс как реализация специфических функций управления

Управление- это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

Функции менеджмента- виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности. Существует большое количество подходов к классификации функций менеджмента. Рассмотрим важнейшие из них.

По содержанию управленческой деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

По масштабу времени: стратегическое управление, тактическое управление, оперативное управление.

По этапам процесса управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, принятие управленческих решений.

По факторам производственного процесса: управление продуктом, персоналом, информацией, инновациями и др.

По этапам производственного процесса: управление подготовкой производства, управление процессом производства, управление обеспечением производства, управление сбытом продукции.

По объекту управления: управление экономическими процессами, управление социально-психологическими процессами, управление организационными процессами, управление технологическими процессами.

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций.

Связующие функции: принятие управленческих решений, коммуникации.

Частные (обеспечивающие) функции: управление персоналом, маркетингом, финансами, документационное обеспечение управления, учет (бухгалтерский, управленческий), обеспечение оргтехникой и др.

Специфические функции. Они отражают отраслевую специфику.

Общие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

1) Планирование. Функция управления, включающая процесс определения целей, разработки стратегии, составления планов, координации различных видов деятельности;

2) Организация. Функция управления, включающая определение задач, которые необходимо выполнить, и лиц, которые должны будут их выполнять; группирование заданий, создание структуры отчетности и того, на каком уровне должны приниматься те или иные решения;

3) Руководство. Включает в себя стимулирование подчиненных, направление их действий, выбор наиболее эффективных каналов взаимосвязи и разрешение конфликтов в коллективе;

4) Контроль. Функция управления, связанная с наблюдением над ходом работ, чтобы они выполнялись в соответствии с планом и намеченными стандартами, а также с устранением любых существенных отклонений.

Функция - это задача, которую решает компания для собственного выживания и для достижения поставленных целей. Функция отвечает на вопрос что делать. Разумеется, в рамках компании можно выделить множество функций. Так любая бизнес-система должна обладать такими функциями, как управление финансами, производство, продажи.

Бизнес-процесс, в свою очередь, - это реализация функции во времени, способ решения бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает то, как функция выполняется, в какой последовательности и в каких вариантах, а также то, как функции взаимодействуют между собой в работе компании. Бизнес-процесс отвечает на вопрос как делать.

Обычно бизнес-процесс описывают как путь, который проходит материальный объект или информация - путь, который проходит заказ клиента по отделам или идея в процессе разработки нового продукта. В связи с этим в литературе принято определение бизнес-процесса, как набора работ и процедур, преобразующего входы в выходы, или, если по-простому, потребляет ресурсы и производит полезный результат.

Выполнение всех функций управления очень важно для организации, поскольку если мы будем уделять меньшее внимание одной из функций, то вскоре мы увидим, как наша организация несет убытки и не справляется с поставленной задачей.

Вопрос 15. Организация: сущность, классификация и основные формы.

Организация- это структура, возникающая в результате преднамеренной договоренности об объединении людей для достижения определенной цели.

Основные характеристики организаций:

1) Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2) Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3) Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Формальные и неформальные организации. Для большей точности скажем, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации настолько важны, что мы посвятим им целую главу. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово организация, мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

В современной теории менеджмента выделяются две формы организации: механистическая и органическая. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Механистическая организация – это негибкая и жестко контролируемая структура. Она характеризуется высоким уровнем специализации, невысокими нормами управляемости, высокой степенью формализации, ограниченным информационным обменом (причем передача информации происходит главным образом по нисходящей, то есть сверху книзу) и малой степенью участия рядовых служащих в процессе принятия решений.

Механистические типы организационных структур обычно являют собой эффективные механизмы со многими правилами, нормами, для которых характерный высокий уровень формализации и подобные средства и методы контроля. Данная организационная схема, нацеленная на минимизацию таких факторов, как расхождения между людьми, многообразие их мыслей и взглядов, а также степени неопределенности, вызванной тем, что эти мысли нередко оказываются неправильными и непоследовательными. Хотя механистических организаций в чистом виде реально не существует, почти все большие корпорации и государственные учреждения, как правило, имеют множество или, по меньшей мере, несколько характеристик, свойственных структуре данного типа.

Прямой противоположностью организации механистического типа служит органическая организация, настолько же адаптивная и гибкая, насколько негибкой является механистическая организация. Гибкость позволяет этим организациям при необходимости очень быстро изменяться. В органических организациях также применяется разделение труда, но рабочие задания не стандартизированы. Работники таких организаций хорошо научены и наделены большими полномочиями в решении разнообразных производственных вопросов. Кроме того, в организациях данного типа часто используется такая структурная организационная форма, как команды. Сотрудники органической организации нуждаются в далеко не всех формальных правилах и минимуме непосредственного присмотра; высокий уровень их квалификации и профессиональной подготовки, а также поддержка со стороны других членов команды, делают необязательной формализацию и жесткий контроль со стороны менеджеров.

Сущность и содержание управленческого решения в организации.

Управленческое решение– выбор одного из нескольких имеющихся вариантов.

Процесс принятия решения – процесс, состоящий из восьми этапов, который включает идентификацию проблемы, выбор вариантов, оценку эффективности.

Этапы:

1. Идентификация проблемы

2. Определение критериев, влияющих на решение

3. Распределение критериев по степени важности

4. Определение существующих вариантов

5. Анализ вариантов

6. Выбор оптимального варианта

7. Реализация выбранного варианта

8. Оценка эффективности решения

· Управленческое решение должно быть рациональным – данным термином описываются последовательные и согласованные варианты выбора, способные дать максимально выгодный результат с учетом всех важнейших ограничений.

Ограниченная рациональность (bounded rationality).Поведение, рациональное в пределах параметров упрощенной модели, охватывающей основные характеристики проблемы, и ограниченное способностью человека обрабатывать информацию.

Удовлетворительное решение (satisficing decision). Решения, которые считаются "достаточно правильными".

Эскалация обязательств (escalation of commitment).

Повышенная приверженность человека к принятому им ранее решению несмотря на свидетельства того, что оно могло быть неверным.

Интуитивное принятие решений (intuitive decision making). Подсознательный процесс принятия решений на основе личного опыта менеджера и обобщенного мнения окружающих.

· При принятии решений менеджеры часто обращаются к:

Процедура (procedure).

Серия взаимосвязанных последовательных действий, которые используются в ответ на структурированную проблему.

Правило (rule).

Четкое указание относительно того, что следует или не следует делать менеджеру.

Политика (policy).

Набор правил, определяющий конкретные параметры принятия решений.

· Условия принятия решений:

Определенность (certainty).

Ситуация, в которой менеджер может найти правильное решение, потому что ему известны результаты выбора каждого варианта.

Риск (risk).

Условия, при которых лицо, принимающее решения, может оценить вероятность тех или иных его результатов.

Неопределенность (uncertainty).

Ситуация, в которой лицо, принимающее решение, не может ни точно, ни с определенной вероятностью оценить возможные результаты того или иного решения.

· Стили принятия решений

Директивный стиль (directive style).

Стиль принятия решений, который характеризуется низким уровнем толерантности к неопределенности и рациональностью мышления.

Аналитический стиль (analytic style).

Стиль принятия решений, который характеризуется высоким уровнем толерантности к неопределенности и рациональным образом мышления.

Концептуальный стиль (conceptual style).

Стиль принятия решений который характеризуется высоким уровнем толерантности к неопределенности и интуитивным образом мышления

Эвристика (heuristiscs).

Эмпирические правила, которые менеджеры используют для упрощения процесса принятия решений.

Наши рекомендации