Классификация научных методов исследования
1. По области применения:
Общенаучные и конкретно-предметные. Конкретно-предметные: универсальные (применимые для любых объектов данного класса) и специальные (применимые только для определенного вида объектов).
2. По уровню исследования:
1) Эмпирические: наблюдение и эксперимент.
Эмпирические методы – это методы познания реальности, действующие на уровне опыта. Они нацелены на установлении новых фактов. Т.е. предполагается обоснованное эмпирическое знание о событиях и явлениях реальности.
Наблюдение – целенаправленное восприятие объектов или процессов, когда исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики.
Эксперимент – активное целенаправленное вмешательство в ход процесса или поведение объекта; изменение объекта или его воспроизведение в специальных (созданных и контролируемых) условиях с целью получения информации о его характеристиках. Эксперименты: мысленные; математические; компьютерные; реальные (социологические эксперименты на малых группах; эксперименты с оплатой труда; в ходе предвыборной кампании).
Процедуры эмпирических методов:
· Планирование
· Измерение: способ определения фактических численных значений измеряемой величины в принятых единицах измерения. Может применяться метрическая числовая шкала или семантическая (в зависимости от сферы). Т.о. при измерении объекты (т.е. характеристики объектов) отображаются в некоторой математической системе (т.е. в измерительной шкале).
· Описание
· Статистическая обработка
2) Эмпирико-теоретические: абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, анализ, синтез.
Эмпирико-теоретические методы – это методы, направленные на теоретическое осмысление фактов и разработку научных гипотез.
Процедуры эмпирико-теоретических методов:
· Сравнение
· Обобщение
· Классификация
· Оценка
Сравнение – выявление сходства и различия объектов.
Критерии сравнения:
· Однородность объектов
· Наиболее существенные и важные для цели исследования признаки
Обобщение – установление общих признаков у сравниваемых объектов и образования множества (класса) из объектов с общими признаками.
Классификация – разбиение некоторого множества объектов на определенные подмножества (классы) таким образом, чтобы в один класс попадали объекты с одинаковым значением (диапазоном значений) общего признака. Если выделяются несколько общих признаков, то строится совокупность классификаций.
Оценка – отображение объектов в определенной шкале (см. «измерение»). Обобщение процедуры измерения, относящееся не только к эмпирическим, но и к абстрактным объектам.
Абстрагирование – выделение определенных свойств и связей объекта и отвлечение от других присущих ему характеристик, считающихся несущественными для цели исследования.
3 этапа абстрагирования:
1 этап – дифференциация признаков на существенные и второстепенные
2 этап – вводится абстрактный объект, имеющий сокращенный набор характеристик или свойств (т.е. только существенных).
3 этап – замена исследуемого объекта абстрактным.
Индукция – «восхождение» от частного к общему; перенос суждений, справедливых для отдельных объектов класса, на другие его объекты или на класс в целом. Индукция позволяет перейти от данных наблюдения или эксперимента (фактов) к общим теоретическим выводам. Социологические теории являются преимущественно индуктивными. Индукция – основной метод установления причинно-следственных связей. Но следует помнить, что об индукции (в формальной логике) говорят и тогда, когда заключение не следует с логической необходимостью из посылок, но и не противоречит им.
Дедукция – «нисхождение» от общего к частному; перенос суждения, справедливых для всех объектов некоторого класса, на отдельные его объекты. В отличие от индукции, при истинности исходных суждений всегда будет истинным и то суждение, которое получают при помощи дедукции.
Метод аналогии заключается в том, что на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их характеристикам делаются выводы об их сходстве и подобии и по другим признакам. Аналогия позволяет перенести знания, полученные из рассмотрения какого-либо объекта на другой, подобный первому, но менее изученный.
Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для изучения (т.е. на модели). Модель – объект, специально созданный для изучения определенных характеристик объекта моделирования (прототипа). Моделирование соединяет абстрагирование и аналогию. Модель создается не для исследования объекта (прототипа) вообще, а для изучения лишь некоторых его конкретных характеристик. Следовательно, для изучения одного и того же объекта могут потребоваться разные модели. Модели: материальные (предметные) и знаковые (описательные).
Основное требование к модели – адекватность цели исследования, т.е. способность замещать исследуемый объект.
Анализ – рассмотрение отдельных сторон, частей, свойств и отношений объекта с последующим соединением (синтезом) их в единое целое. Цель анализа – новые свойства или характеристики объекта.
3) Теоретические: идеализация, формализация, аксиоматический метод (применяется в математике и теоретической физике; в социальных науках не используется).
Теоретические методы – методы, используемые только на теоретическом уровне и направленные на синтез накопленных знаний в форме научной теории.
Научная теория – логически взаимосвязанная система понятий и обоснованных суждений, дающая целостное отражение определенной области действительности.
Основные характеристики теории:
· Полнота описания объекта
· Проверяемость утверждений на практике
· Возможность объяснения объектов
· Возможность предсказания поведения объектов и появления новых свойств и связей.
Идеализация – мысленное создание абстрактных объектов путем не только игнорирования отдельных свойств и характеристик (абстрагирование), но и наделения дополнительными, практически не существующими признаками. Идеализированные объекты проще реальных, они обладают ограниченным числом свойств и связей, что позволяет применить к ним более сложные методы.
Формализация – выявление и фиксация при помощи искусственных языков устойчивых характеристик объекта с целью эффективного получения логически выводимых результатов. Эффективное использование формализации возможно лишь в сочетании с методом моделирования, когда строятся формальные описательные модели, использующие языки математики, программирования, графические и т.п. языки. Модель, использующая как искусственный, так и естественный язык, называется формализованной.