О контроле за проведением землеустройства

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления контроля за проведением землеустройства (далее - контроль).

2. Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

3. Контроль осуществляется Росреестром и его территориальными органами, при осуществлении контроля взаимодействуют с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. И их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

4. Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

5. Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, а также внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля (далее - заявление).

6. В заявлении указываются: а) сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, место жительства - для гражданина; полное наименование организации, фамилия, имя, отчество ее руководителя, местонахождение - для организации; наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество должностного лица - для органа государственной власти, органа местного самоуправления; б) сведения о лице, осуществляющем работы по проведению землеустройства: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя -для гражданина; полное наименование организации, фамилия, имя, отчество се руководителя, местонахождение - для организации; в) признаки нарушения требований законодательства РФ при проведении землеустройства.

7. Контроль осуществляется до окончания работ по проведению землеустройства и сдачи таких работ заказчику. В случае если работы по проведению землеустройства выполнены, а результат таких работ передан заказчику, проверка соблюдения лицами, осуществляющими проведение землеустройства, требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему может быть осуществлена Росреестром и его территориальными органами при проведении в установленном порядке государственной экспертизы землеустроительной документации.

8. При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства, в случае если необходимость таких обследования и проверок установлена должностным лицом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости или его территориального органа, уполномоченным на осуществление контроля (далее - должностное лицо).

9. По результатам проведения проверок, указанных в пункте 5 настоящего Положения, составляется акт по форме, установленной Минэкономики РФ, который подписывается должностным лицом (далее - акт).

10. В случае выявления нарушения требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему в акте указываются: а) описание выявленных нарушений; б) ссылки на нормативные правовые акты, технические условия проведения землеустройства и требования к нему, которые нарушены; в) рекомендации по устранению выявленных нарушений, являющиеся обязательными для лиц, осуществляющих проведение землеустройства.

11. Акт составляется в 3 экземплярах, один из которых передается заинтересованному лицу, второй - лицу, осуществляющему проведение землеустройства, а третий экземпляр вместе с документами и материалами, полученными в ходе контроля, помещается в дело и передается на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

12. Должностные лица имеют право: а) получать от организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления контроля; б) привлекать специалистов заинтересованных органов государственной власти к осуществлению контроля.

13. В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований Охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.

В условиях рыночной экономики контроль за проведением землеустройства должен являться неотъемлемой составной частью государственного земельного контроля. Порядок контроля за проведением землеустройства должен определяться Правительством РФ. Основными Задачами контроля за проведением землеустройства являются:

- соблюдение государственной политики в сфере землеустройства, в том числе в части обязательности в проведении землеустройства;

- обеспечение прав и законных интересов государства, землепользователей и третьих лиц при проведении землеустройства;

- выполнение обязанностей землевладельцами и землепользователями по сохранению межевых, геодезических и других специальных знаков на земельных участках, а также проведению обязательных мероприятий, установленных соответствующей землеустроительной документацией;

-соблюдение стандартов, норм, правил и технических регламентов при проведении землеустройства, обеспечивающих гарантию качества землеустроительной документации;

- предупреждение и устранение недостатков при разработке землеустроительной документации, а также при ее согласовании и утверждении;

-анализ расходования средств, выделенных на землеустройство из бюджетов различного уровня, в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдения ценовой политики при производстве землеустроительных работ.

Усиление контроля за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий со стороны государства должно быть направлено на упорядочения ответственности за нарушение нормативных правовых актов, регулирующих землеустройство, а также мероприятий, установленных землеустроительной документацией.

Основными нарушениями в ходе землеустройства являются:

принятие соответствующих решений по использованию земель без осуществления землеустроительных работ или без проведения землеустроительной экспертизы, обязательность которых установлена законодательно;

нарушение установленного порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, а также внесение изменений в нее без разрешения твердившего ее органа;

уничтожение или порча межевых знаков, знаков опорной межевой сети и других знаков, установленных по границам земельного участка или на его Фригории и подлежащих обязательной охране со стороны землевладельца или землепользователи;

воспрепятствование проведению землеустройства, осуществлению контроля за проведением землеустройства и производству землеустроительных работ; непредоставление разработчиком землеустроительной документации сведений в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;

несоблюдение установленных землеустроительной документацией мероприятий, в том числе в части соблюдения ограничений прав и обременении сервитутов) при использовании земель.

Учитывая то, что граждане и юридические лица при заказе землеустроительных работ за счет своих средств имеют право на свободный выбор разработчика землеустроительной документации по своему желанию (если иное не предусмотрено законом), необходимо усилить контроль за подрядчиками в части ненадлежащего составления ими технической и проектной документации и выполнения обследовательских и изыскательских работ в соответствии с договором подряда и требованиями к проведению землеустройства. Указанный контроль может быть осуществлен в порядке проверки и анализа землеустроительной документации, передаваемой гражданами и юридическими лицами в государственный фонд данных,/полученных в результате проведения землеустройства. обеспечение единой государственной политики в сфере землеустройства, должно послужить гарантией качества землеустроительной документации, которая должна стать обязательной и предшествовать принятию органами исполнительной власти всех уровней окончательных решений по вопросам устройства земель, находящихся в федеральной собственности, а также землеустройства, проведенного в соответствии с решениями Органов федеральной власти, органов :государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Раздел "Межхозяйственное землеустройство" (проф. В.Н. Семочкин, дои. В.Н. Никонов)

ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ С.-Х. ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание проекта межхозяйственного землеустройства, связанного с образованием землевладений (землепользовании) сельскохозяйственных предприятий, должно включаться решение следующих вопросов:

  1. оценка территории, производительных и территориальных свойств земли, сложившихся землевладений и землепользовании и эффективности производства; установление местоположения и площади землевладений (землепользовании); размещение (формирование) землевладений и землепользовании и их границ;
  2. размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение (дорог, мелиоративных сетей, хозяйственных и производственных центров и др.);
  3. составление схем внутрихозяйственной организации территории с уточнением местоположения центральных усадеб, других хозяйственных центров, обоснование состава и площадей угодий;
  4. разработка информации, необходимой для дифференциации платы за землю, определения мер экономического стимулирования рационального использования земель, контроля за ее состоянием и качественными характеристиками;
  5. отвод земель в натуре с выдачей документов, удостоверяющих право собственности, землевладения (землепользования) и определяющих режим и условия пользования землей.

Оценка производительных и территориальных свойств земель должна осуществляться в ходе подготовительных работ к составлению проекта межхозяйственного землеустройства. Ее цель должна заключаться в том, чтобы при формировании землевладений и землепользовании привести размер хозяйства по площади, его специализацию и расположение границ в соответствие с плодородием почв и местоположением земель, а также наметить в последующем особый режим и условия использования земель в зависимости от природных и социально-экономических ограничений.

Образование сельскохозяйственных землевладений и землепользовании. Порядок, составные части проекта землеустройства, их содержание.

Образование землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий - это землеустроительные действия, включающие составление, рассмотрение, утверждение проекта и перенесение его в натуру, в результате которых создают новый земельный участок и оформляют на него документы.

Проект образования (организации) землевладения или землепользования сельскохозяйственного предприятия состоит из следующих составных частей:

- установление площади землевладения (землепользования);

- размещения и формирования его земельного массива;

- размещение усадьбы нового хозяйства;

- установления видов и площадей угодий в составе землевладения (землепользования);

- размещения границ землевладения (землепользования);

- определения режима и условий (ограничений) в использовании земель;

- составления схемы внутрихозяйственной организации территории хозяйства;

- разработки исходных данных для определения размеров земельного налога, цены земли и других экономических показателей.

Эти составные части разрабатывают одновременно, совместно и взаимосвязано как единую проектную задачу, решаемую от общего к частному.

Проект составляют на основе «Задания на проектирование», используя материал подготовительных работ, схемы землеустройства района, другие проектные и предпроектные материалы и документы. Конкурентоспособную модель организации территории производства сельскохозяйственного предприятия.

Размер землевладения (землепользования) сельскохозяйственного предприятия зависит от многих условий и факторов, основные из которых:

- производственное направление (специализация) хозяйства, состав и сочетание его отраслей;

- природные условия, характеризующие плодородие почв, мелиоративное и культуртехническое состояние угодий, их контурность, расчлененность, удаленность от хозяйственных центров, основных дорог и т.д.;

- обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами, состав и уровень квалификации административно-управленческого аппарата, наличие кадров механизаторов и других работников, возможность привлечения рабочей силы со стороны (особенно в напряженные периоды работы), земельные доли и имущественные паи, приходящиеся на одного работника сельскохозяйственного предприятия;

- наличие в хозяйствах основных и оборотных производственных фондов, в первую очередь сельскохозяйственного назначения, денежно-материальных средств и возможность привлечения и использования банковских кредитов для развития материально-технической базы;

- другие условия, включающие в себя наличие и состояние дорожной сети, транспортных средств, средств связи, условия расселения, естественно-исторические условия.

Расчетную площадь землевладения (землепользования) устанавливают на основе рекомендаций научных учреждений; метода аналогов, т.е. по размерам хозяйств, успешно функционирующих в аналогичных условиях; расчетно-конструктивного метода; экономико-математических методов; методов математической статистики с использование производственных функций.

Размещение и формирование земельного массива хозяйства заключается:

- в определении местоположения хозяйства и его землевладения (землепользования);

- в придании землевладению и землепользованию лучшей конфигурации, формы;

- во включении в состав земельного массива хозяйства отдельных участков, ,-. принадлежащих ранее другим землевладельцам и землепользователям, а также различных видов сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий.

При размещении землевладений и землепользовании, т.е.при определении месторасположения каждого из них, необходимо выполнять следующие требования:

1. Учитывать существующее устройство и состояние территории (размещение существующих землевладений и землепользовании, фондов земель, дорог, населенных пунктов, особо охраняемых территорий, водных источников и т.п.);

2. Принимать во внимание затраченные ранее капиталовложения на производственные, культурно-бытовые и другие постройки и сооружения, оросительные и осушительные системы, каналы, дороги, колодцы и т.п.;

3. Учитывать размещение и хозяйственное назначение существующих населенных пунктов, возможное размещение и расширение усадеб хозяйств, которые должны быть выгодно расположены относительно своих угодий;

4. Формировать землевладения и землепользования в виде единого компактного участка удобной конфигурации, не расчлененного естественными и искусственными преградами (оврагами, реками, лесами, болотами, дорогами и др.);

5. Обеспечивать наименьшую протяженность землевладения (землепользования). На равнинной, относительно однородной территории проектировать их правильной формы, близкой к квадрату;

6. Обеспечивать при формировании землевладений или землепользовании нескольких обособленных (чересполосных) участков минимальную удаленность их друг от друга, а дорожную связь между ними - удобной;

7. Не дробить границами нескольких хозяйств участки пахотных земель, водосборные площади, орошаемые и осушаемые земли, не нарушать функционирование мелиоративных сетей, противоэрозионных систем и,

8. Создавать при размещении землевладения (землепользования) и его rpat благоприятные условия для последующей внутрихозяйственной организации территории, охраны природы;

9. Создавать территориальные условия для обеспечения хозяйств коммуникациями (линиями электропередачи, связи, водоснабжения и др для независимого подъезда по дорогам к каждому землевладению, землепользованию, их водоснабжение с учетом наличия водного источш или доступа к нему;

10. Включать сельскохозяйственные (пашню, сады, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, болота, кустарники, озера и др.) угодья, расположенные в одном массиве, в состав землевладений и землепользовании для обеспечения компактности.

Наши рекомендации