Общая характеристика факторов производства и особенности функционирования рынка факторов производства
МИКРОЭКОНОМИКА
Рекомендовано Ученым советом университета в качестве учебно-практического пособия для системы высшего и дополнительного образования
Тамбов Издательство ТГТУ 2001
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-практическое пособие для системы дистанционного образования по дисциплине "Микроэкономика" предназначено для самостоятельной работы студента при нестационарной форме контроля знаний. Оно базируется на стандартах Министерства образования Российской Федерации применительно к ланкой дисциплине, в соответствии с которым оцениваются знания студента в процессе сдачи им зачетов и экзаменов.
Специфика работы с данным пособием состоит в том, что студент сначала знакомится с базовыми понятиями и методами микроэкономики, изложенными в соответствующих разделах. Для более глубокого изучения материала следует воспользоваться учебной литературой, которую студент подбирает самостоятельно, ориентируясь на то, чтобы в ней полнее раскрывалось содержание приведенных в пособии понятий, методов, формул, показателей.
Затем студент переходит к самостоятельном) выполнению тренировочных заданий. при этом допускается использование справочного материала. После выполнения тренировочных заданий необходимо обратиться к их решениям в конце пособия и выявить степень условия курса по соответствующему разделу. В случае обнаружения ошибок рекомендуется определить их характер (арифметическая погрешность, ошибка в расчетах, невнимательность, непонимание метода анализа и др. Если выявить пробелы в знаниях, то следует еще раз вернуться к соответствующему разделу и проработать материал повторно, до полного устранения неясностей.
Заключительным этапом работы по каждому разделу являются ответы на вопросы завершающего теста.
Итоговый тест служит для контроля знаний по всем курсу в целом и определяет, в конечном счете, как степень усвоения материала, так и предполагаемую оценку знаний студента по данной дисциплине.
В пособии помещен толковый словарь ключевых понятий микроэкономики, знание которых обязательно. Понятия должны быть усвоены на уровне, достаточно для атрибутивной, формальной, количественной и модельной их интерпретации в рамках изложенного материала.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРЫ РЫНОЧНОЙ экономики
Объектом изучения экономической науки является экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. Ее особенности, содержание, элементы определяют границы экономической теории как ее основной части.
Структура экономической теории сегодня - это, во-первых, результат развития экономики от простейших до сложных экономических систем смешанного типа. Во-вторых, это результат усложнения и многообразия моделей национальных экономик. В-третьих, современная теория - результат развития методов науки.
Современная экономическая теория - это система экономических наук, связанных общим предметом, - экономическими отношениями. При этом каждая составная часть экономической теории имеет свой непосредственный предмет.
Основным направлением современной теории является теория рационального (эффективного) использования ограниченных ресурсов, анализирующая функционирование экономических отношений на микроуровне (микроэкономика) и макроуровне (макроэкономика).
Любая экономическая система должна отвечать на вопросы, получившие название основных вопросов экономической системы:
- Что производить и в каких количествах?
- Как производить, с какими затратами и с применением какой технологии?
- Для кого производить и как распределять созданное?
При ответе на эти вопросы объективно возникает проблема пропорциональности элементов, звеньев, подразделений хозяйственной системы. Современные теории выделяют несколько способов организации хозяйственной жизни общества в зависимости от того, каким образом решаются эти проблемы: традиционное общество, рыночная экономика, системная экономика, командная экономика.
1.1.1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЫНКА
Следовательно, рыночная система (или рынок в широком смысле) - это одна из специфических форм организации экономики, особым образом отвечающая на основные вопросы экономической системы
В современной экономической теории можно выделить три основных методологических принципа анализа рынка:
1 Принцип paijuoHwtbHoao поведения – основу этого принципа составила выдвинутая А. Смитом идея «экономического человека», дополненная идеями маржиналистских школ (прежде всего идеями австрийской и кембриджской). В современной трактовке этот принцип означает, что:
а) субъект рынка экономически независим, т.е. является частным собственником принадлежащих ему факторов производства (ресурсов);
б) действует в собственных эгоистических интересах;
в) субъект рынка - рациональный эгоист, то есть он стремится максимизировать прибыль и удовлетворенность, полезность благ, если он потребитель.
2 Принцип "невидимой руки" сформирован также А Смитом. Современная трактовка этого принципа означает, что в рыночной экономике стихийно действуют объективные экономические законы, заставляющие каждого члена общества действовать в интересах системы в целом
3 Принцип редкости ресурсов определил цель современной экономической науки, предназначенной разрешать вопросы рационального распределения ограниченных экономических ресурсов.
Редкость ресурсов - характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического (альтернативного'' выбора, т.е. выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Любое использование ресурса ведет к отказу от его использования другим альтернативным путем. Следовательно, рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.
Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать, называются альтернативными (вмененными) издержками, или издержками неиспользованных возможностей.
Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.
Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей (КПВ). КПВ означает, что ограниченность ресурсов приводит к ограничению производственных возможностей общества, и решения об изменении объема производства одного блага при полном использовании ресурсов, обязательно скажется на производстве других благ.
Этот принцип наиболее наглядно демонстрирует взаимосвязь и взаимозависимость различных элементов экономической системы, что поясним на условном примере. Допустим, в обществе производится лишь два блага: А и В.
Таблица производственных возможностей
Возможности | Благо А | Благо В |
А | 5,0 | |
Б | 4,8 | |
В | 4,5 | |
Г | 3.9 | |
Д | 3,0 | |
Е | 1,8 | |
Ж |
Если общество использует свои ресурсы для производства блага А, то оно про изводит его только 5 ед., если же только благо В, то его производится 6 ед. При данных запасах производственных ресурсов и данном уровне развития технологии их переработки в полезные блага можно увеличить производство одного альтернативного блага только за счет снижения производства другого. При этом имеется множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры выпускаемой продукции (рис. 1.1). При одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания.
Все точки расположенные внутри фигуры ОАЖ означают неполное использование ресурсов (например, т. К). И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, т. И). КПВ имеет выпуклую форму, что иллюстрирует закон убывающей производительности. В результате, в условиях ограниченности и специфичности ресурсов, альтернативные затраты будут неуклонно возрастать по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.
Важной чертой анализа рынка является применение специфических методов исследования: предельного (маржинального) и функционального анализа и равновесного подхода.
Сущность предельного анализа заключается в рассмотрении не только в законченном. но и в постоянно изменяющемся виде, не только общих или средних экономических величин, но и их изменений (приростов). Рациональный экономический субъект должен продолжать поиск решений до тех пор, пока предельная выгода не перестанет превышать предельные затраты, т.е. до того момента, когда они станут равны друг другу. Именно в таком положении результат подобных действий - общая величина дохода - будет максимальным, а значит, цель рационально действующего субъекта в данном случае будет достигнута.
Рис. 1.1 Кривая производственных возможностей
В ходе осуществления функционального анализа в исследуемом явлении выявляется определенная интересующая нас характерная черта, а затем начинается поиск влияющих на нее сил - факторов. После того как подобные факторы установлены, on- | оделяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой - функция. Выявление функциональных взаимосвязей важно даже в том случае, когда четкое определение причинно-следственной направленности в этих взаимосвязях и взаимном воздействии друг на друга данных величин затруднено.
Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и процессов необходим при рассмотрении постоянно изменяющейся экономической действи- с?;1 Экономическая теория стремится выявить и изучить такие состояния в чей r м и в ее отдельных частях, которые характеризуются относительной стабильностью.
1.1.2 Субъекты рынка и их взаимодействие
Любая экономическая система имеет дело с пропорциональностью Причем основная проблема с пропорциональностью возникает в процессе взаимодействия производства и потребления представляющих в своем единстве экономическую систему общества.
Рис. 1.2 Экономическая система общества
Оба элемента экономической системы взаимосвязаны, взаимозависимы и не могут один без другого. (Производство без потребления - бессмысленно; потребление без производства - невозможно). Эти сферы реализуются человеком, как общества. Однако его поведение как потребителя и производителя крайне противоречиво. Чтобы понять сложность этого взаимодействия, созданы экономические потребителя и производителя, которые и называют субъектами рынка.
Домашнее хозяйство - модель потребительской сферы экономики. В рыночной хозяйство выполняет две функции:
§ потребляет всю массу конечных товаров и услуг, созданных в обществе;
§ считается собственником экономических ресурсов, которые предоставляет (за определённую плату) производственной сфере, т.е. функция снабжения производственной сферы ресурсами.
Поскольку человек потребляет не индивидуально, а в семье, то в основе понятия домашнего хозяйства лежит экономическая модель "средней семьи".
Средняя семья - экономическая единица, состоящая из одного или более человек, имеющей общий доход и в целом устойчивую (или прогнозируемую) структуру потребления.
Бизнес - модель производственной сферы экономики. Его цель - получение прибыли. Функции бизнеса:
а) производительно использовать принадлежащие домашним хозяйством экономические ресурсы;
б) производить всю массу товаров и услуг.
В более узком смысле под бизнесом понимают прямую или опосредованную деятельность, связанную с рынком собственным капиталом, направленную на получение прибыли. В основе понятия "бизнес" лежит экономическое понятие фирмы.
Фирма (организация бизнеса) - это относительно обособленная производственная единица, самостоятельная в решении основных вопросов экономики и ответственная за результаты своей деятельности. Фирмы могут быть представлены предприятиями и организациями различных форм собственности (кроме государственной), при этом размеры производства роли не играют.
Правительственные институты (государство) - это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономикой на различных уровнях - от общенационального до местного.
Поскольку труд по управлению является необходимым элементом производственного процесса, правительственные институты относятся к производительной сфере экономики. Однако в отличие от собственно бизнеса (фирм); работающих ради получения прибыли, правительственные институты являются бесприбыльными организациями. Модель экономики в рамках взаимодействия выделенных субъектов может быть представлена схемой: 1 - товары и услуги; 2 - расходы домашнего хозяйства (оплата товаров и услуг); 3 - доходы домашнего хозяйства (плата за факторы); 4 – факторы производства
Рис. 1.3 Модель рыночной экономики
Взаимодействие субъектов осуществляется на различных видах и типах рынков. Существует несколько определений рынка.
В наиболее широком смысле рынком (рыночной системой) называют форму, способ организации хозяйственной жизни, при которой каждый субъект самостоятельно отвечает на основные вопросы экономики.
В более узком (традиционном) смысле рынок - это определенное место взаимодействия продавца и покупателя. В этом смысле рынок имеет ряд особенностей:
- наличие определенного места;
- наличие товара у продавца и денег у покупателя;
- взаимодействие продавца и покупателя для определения цены и количества товара;
- переход товара к покупателю, а денег к продавцу.
Однако в современных условиях многие признаки традиционного рынка потеряли свое значение.
В современном, экономическом смысле рынок - это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавец и покупатель для определения цены и количества товара.
Существует множество различных классификаций рынков. Как правило, характер классификаций зависит от цели исследования. В рамках экономической теории наибольший интерес представляет следующая классификация рынков по видам и типам:
Виды рынков:
- рынок конечных продуктов и услуг;
- финансовый рынок: а) денег; б) капиталов (ценных бумаг);
- рынок факторов производства: а) труда; б) капитала; в) землепользования;
Типы рынков:
1. по сфере охвата: а) местный (региональный); б) национальный; в) международный (мировой);
2. по организационному признаку: а) организованный - биржи и торговые дома как формы организации оптовой торговли; б) рассредоточенные рынки, имеющие посредника между продавцом и покупателем; в) товарный - система розничной торговли, непосредственно, доводящая товар до потребителя.
3. по характеру конкуренции выделяют рынки: а) совершенный (конкурентный);
б) несовершенный или рынок несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция характеризуется возможностью воздействия на рыночную цену одного или нескольких участников рыночного взаимодействия. Это свойство получило название "монопольной власти". В зависимости от степени и характера монопольной власти выделяют:
- несовершенные рынки с монопольной властью производителя, которые подразделяются на а рынок монополистической конкуренции; б) олигополистический рынок
в) чистая монополия;
- рынок с монопольной властью потребителя, получивший название монопсония.
Для изучения рыночной экономики особое значение имеет модель совершенного
(конкурентного, идеального) рынка. Данная модель практически не встречается в жизни, однако она позволяет выявить многие закономерности функционирования реальной рыночной экономики и спрогнозировать возможные последствия принимаемых экономических решений.
1.1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОГО (КОНКУРЕНТНОГО) РЫНКА
Теоретической основой анализа рыночных отношений является экономическая модель совершенного рынка. Под совершенным рынком понимают организацию обмена, при которой рыночная цена носит объективный характер, т.е. не зависит от деятельности любого производителя или потребителя, а является результатом конкурентного взаимодействия множества производителей и потребителей.
Рыночную систему можно назвать совершенной (конкурентной) если выполняются следующие условия:
- неограниченное число участников конкуренции, каждый из которых производит незначительную часть общего объема производства продукта;
- свобода входа и выхода в данной отрасли;
- невозможность ни одним из участников конкуренции воздействовать на других в решении вопросов, какие товары, в каких количествах и по каким ценам продавать;
- стандартный характер товара, отсутствие рекламы, торговых марок, фирменных знаков и т.д.;
- общедоступность рыночной информации, о затратах, количестве, ценах товара и т.д.
Совокупность этих требований призвана обеспечить экономическую самостоятельность производителя и объективный характер рыночной цены.
Объективная рыночная цена выполняет важнейшие функции:
а) индикатора, т.е. показывает избыток (низкая цена) или недостаток (высокая) соответствующих товаров на рынке;
б) стимулятора, т.е. делает выгодным производство соответствующих товаров;
в) регулятора, т.е. заставляет производителя, в конечном счете, производить те товары, которые нужны потребителю.
Подобный характер рыночной цены является основой выполнения ею функций, определяющих сильнейшие (положительные) стороны рыночной экономики:
Рыночная система является саморегулирующейся самонастраивающейся системой, что связано с индикативной и регулирующей функцией цены.
Рыночная система является двигателем НТП. Рыночная экономика не знает дефицита, понимаемого как устойчивая нехватка товаров.
Главным лицом на совершенном рынке является потребитель. Отсюда высокая адаптивность рынка к изменяющимся условиям, его целевая направленность на максимальное удовлетворение возникающих потребностей.
Рынок как поиск цели. Этой стороне рынка большое внимание уделял Хайск, указывавший, что рынок в процессе функционирования учитывая интересы всех членов общества, вырабатывая и корректируя общую тенденцию общественного развития.
Однако рыночная система даже в форме совершенного рынка не является идеальной Важнейшие недостатки рыночной системы делятся на три группы:
§ I группа:
а) Рыночная конкурентная система постоянно создает и развивает противоречия. Конкурентная среда предполагает метод проб и ошибок в выборе сфер и средств деятельности, а это значит, что обязательно должны быть нарушители (обнищавшие и т.д.).
б) Рыночная система не дает и не может дать никаких гарантий в социально- экономической сфере. Как отмечал Самуэльсон, "для рынка справедливой является ситуация, когда у одних дети умирают с голоду, а другие на содержание собаки тратят миллионы долларов, однако это несправедливо с точки зрения современных социальных представлений".
в) Аналогично социально-экономической сфере положение и других социально- значимых сфер экономики: образования, здравоохранения.
§ II группа связана с неравномерностью развития рыночной экономики. Постоянные нарушения и восстановления пропорций рынка приводят к периодически повторяющимся. экономическим кризисам и циклическому характеру процесса воспроизводства. Экономические циклы резко обостряют весь комплекс социально - экономических противоречий общества, нарушают социальную и политическую стабильность, разрушают экономическую систему.
§ III группа связана с недолгоживучестью рынка.
Рыночная конкуренция приводит к концентрации и централизации капитала, что на определенном этапе порождает монополию, которая получает возможность воздействия на рыночные цены, что подрывает объективный характер иены и весь механизм рыночного саморегулирования.
В этих условиях государство для обеспечения экономического развития должно избрать одно из двух возможных путей:
- косвенными методами обеспечить сохранение рыночного механизма (антимонопольное законодательство, программы поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечение устойчивости денежного обращения и т.д.), что соответствует неоклассическим взглядом в современной экономической политике.
- государство непосредственно берет на себя регулирующие функции, посредством антикризисных, антиинфляционных и т.д. программ, беря на себя, таким образом, функции, которые ранее выполнял рыночный механизм. Это направление соответствует неокейнсианской концепции государственного регулирования.
1.1.4 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИЮВАНИЯ РЫНКА КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ, УСЛУГ И РЫНКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Рынок конечных продуктов и услуг представляет собой две различные системы отношений и два различных типа рынка. На данном рынке взаимодействуют бизнес (продавец) и домашнее хозяйство, государство (покупатели), однако характер взаимодействия их различен.
1 Бизнес - домашнее хозяйство - это взаимодействие, которое, по сути, представляет собой потребительский рынок, характеризует собой классический тип совершенного рынка.
Особенностями его является то, что товары сначала производятся бизнесом, затем поставляются на рынок и только здесь (т. е. после завершения производства) в результате взаимодействия с потребителем формируются цены товаров. В ходе такого взаимодействия бизнес обречен на риск, т. к. рассчитанное на предполагаемый спрос производство может не совпадать с фактическим спросом и ценами. Именно здесь кроется возможная нестабильность бизнеса в рыночной экономике в целом. Однако этот же процесс реализует суверенитет" потребителя: чтобы иметь доход бизнес вынужден работать на потребителя.
2 Бизнес - государство. Этот тип взаимодействия осуществляется в контрактной форме. Подавляющая часть правительственных расходов выступает в форме правительственных заказов бизнесу на производство различных товаров и услуг общенационального значения (разработка и производство вооружений, строительство коммуникаций и т.д.). В этом случае работа осуществляется в соответствии с контрактом, в котором заблаговременно до начала процесса производства оговариваются его цены, количество и условия поставки. Следовательно, контрактный рынок является более устойчивым видом рынка с разделением риска между бизнесом и правительством. Кроме того, контрактный рынок дает возможность бизнесу получать дополнительный доход в течение периода действия контракта даже в том случае, если рыночные цены на данный вид продукции падают.
Особенность данного рынка приводит к особой форме конкурентной борьбы: конкуренции производителей за право получения контракта (правительственного заказа). В современной экономике сфера действия контрактов гораздо шире; контрактным, по сути, рынком является огромный по масштабам рынок промежуточных продуктов и услуг, обслуживающий отношения между организациями бизнеса.
Общая характеристика факторов производства и особенности функционирования рынка факторов производства
В современной рыночной экономике основными факторами производства являются труд, земля, капитал, предприимчивость. В условиях свободы частного предпринимательства данные факторы, являясь собственностью домашних хозяйств, выступают на рынке факторов производства в качестве специфических товаров, покупаемых бизнесом. Организационно рынок факторов производства представляет собой рассредоточенный рынок, определяемый правовой и информационной структурой экономики.
В сущности, факторный рынок представлен тремя взаимосвязанными рынками: труда, капитала и землепользования. Взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном рынке от ситуации на другом Это связано с известной замещаемостью факторов производства для бизнеса.
Отличительной чертой рынка факторов производства является то. что товар-фактор в результате купли-продажи не переходит в собственность покупателя, а остается собственностью продавцов (домашних хозяйств). Характер вовлечения в производство факторов носит черты аренды факторов во временное использование их бизнесом за определенную плату.
Еще одна особенность факторных рынков заключается в том, что цена фактора производства играет второстепенный характер (т.к. в конечном счете эти затраты оплатит потребитель). Решающим является ожидаемая прибыль, которую может получить бизнес при производительном использовании данных ресурсов.
Характер вовлечения различных факторов в хозяйственный оборот в известной мере зависит от вида фактора.
Труд - как фактор производства подразумевает такие затраты человеческой энергии, когда характер работы заранее определен, порядок выполнения структурирован, а результаты труда нормированы. То есть, под фактором труда понимается такая ситуация (такое участие в процессе производства или управления), когда работник заранее знает что и как он должен делать и что за это получит. Цена фактора - зарплата.
Предприимчивость - особая форма творческой активности человека в сфере бизнеса, связанная со способностью к научно-техническим, организационным и т.д. нововведениям, приносящим коммерческий успех. Как и труд предприимчивость связана с затратами человеческой энергии и по форме может вообще не отличаться от труда. Однако принципиальное различие между этими факторами в том, что предприимчивость оценивается по конечному результату - коммерческому успеху, т.е. работу надо сначала сделать и только потом она будет оценена рынком. Следовательно, предприимчивость всегда связана с риском. Цена фактора - прибыль.
Капитал - как фактор производства представляет собой средства производства, являющиеся собственностью домашних хозяйств и привлекаемые бизнесом для производства всей массы конечных и промежуточных товаров и услуг. Капитал - это используемые в сфере бизнеса здания, сооружения, машины, оборудование, запасы материальных ценностей в их стоимостном измерении. Физически, как набор средств производства, капитал находится в рамках структуры фирмы, экономически в форме стоимости вложенных в бизнес средств он является собственностью домашних хозяйств (Это возможно в результате существования института долевой собственности). Цена капитала - процент.
Земля - как фактор производства в широком смысле включает не только земельные участки, но и находящиеся в недрах полезные ископаемые, сырьевые ресурсы, а также произрастающие на поверхности леса, луга и пр. Цена земли - рента.