Тема 3. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

3.1. Контрольные вопросы

1. Понятие полезности и проблема измерения её величины.

2. Общая и предельная полезность.

3. Кардиналистская (количественная) теория полезности.

4. Равновесие потребителя в кардиналистской теории полезности.



5. Функциональный и нефункциональный спрос.

6. Социальные эффекты.

3.2. Основные понятия

1. Потребительское поведение

2. Полезность

3. Общая полезность

4. Предельная полезность

5. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)

6. Второй закон Госсена

7. Функция полезности

8. Потребительский выбор

9. Взвешенная предельная полезность

10. Функциональный спрос

11. Нефункциональный спрос

12. Эффект присоединения к большинству

13. Эффект сноба

14. Эффект Веблена

15. Спекулятивный спрос

16. Нерациональный спрос

3.3. Тестовые задания

1. Теория потребительского поведения допускает,что потребитель стремится максимизировать:

а) разность между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) среднюю полезность;

г) предельную полезность.

2. Рациональность поведения потребителя означает, что:

а) потребитель стремится минимизировать расходы на товары; б) потребитель заботится не о собственном, а общественном благосостоянии;

в) потребитель стремится максимизировать полезность при существующи ограничениях;

г) потребитель стремится максимизировать количество товаров в корзине.

3. Полезность – это:

а) количество благ, которые способны удовлетворять потребности потребителя; б) минимальное удовлетворение от потребления определенного блага; в) удовлетворение, которое получает человек от потребления благ;

г) максимальное удовлетворение, которое потребитель может получить от потребления определенного блага.

4. Полезность блага:

а) является субъективно-психологической оценкой удовлетворения
  потребления благ;    
б) является разной для разных потребителей;    
в) является разной для одного и того же потребителя в зависимост

интенсивности потребности, степени ее насыщенности, запаса благ, периода времени;



г) все ответы правильные.

5. Кардиналистская модель поведения потребителя:

а) не требует количественного определения величины полезности; б) не требует сравнения полезности разных благ;

в) не требует независимости полезностей разных благ одной от другой; г) предусматривает возможность определения количественной велич

полезности.

6. Общая полезность – это:

а) общая сумма удовлетворения от потребления определенного набора благ;

б) минимальная сумма удовлетворения от потребления определенного набора
  благ;    
в) средняя величина удовлетворения от потребления определенного набора благ;
г) дополнительное удовлетворение от потребления дополнительной единицы
  блага.    

7. Общая полезность:

а) уменьшается с ростом потребления возрастающим темпом; б) увеличивается с ростом потребления возрастающим темпом; в) увеличивается с ростом потребления убывающим темпом; г) уменьшается с ростом потребления убывающим темпом.

8. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

а) предельная полезность равняется нулю; б) предельная полезность имеет максимальное значение;

в) предельная полезность имеет минимальное значение; г) нет правильного ответа.

9. Предельная полезность – это:

а) общая сумма удовлетворения от потребления определенного набора благ;  
б) минимальная сумма удовлетворения от потребления определенного набора
  благ;  
в) средняя величина удовлетворения от потребления определенного набора благ;
г) дополнительное удовлетворение от потребления дополнительной единицы
  блага.  

10. Предельная полезность – это:

а) дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы блага; б) изменение общей полезности набора товаров при изменении количест

определенного блага на единицу; в) прирост общей полезности; г) все ответы правильные.

11. Общая полезность возрастает, когда предельная полезность:

а) не меняется; б) является величиной положительной; в) увеличивается;

г) является величиной отрицательной.

12. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

б) полезность, которую приносит каждая последующая единица , тов уменьшается по мере увеличения количества товаров, которые покупаются;



в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров; г) полезность товаров, которые покупаются, уменьшается по мере увеличения

дохода потребителя.

13. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует
закон убывающей предельной полезности:
а) 200, 300, 400, 500;
б) 200, 450, 750, 1100;
в) 200, 400, 1600, 9600;
г) 200, 250, 270, 280.
14. Какой из следующих перечней значений предельной п  
иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:      
а) 200, 150, 100, 50;          
б) 200, 300, 400, 500;          
в) 200, 250, 270, 280;          
г) 200, 150, 150, 150.          
                 

15. Потребитель готов купить третий килограмм конфет только при условии, что продавец снизит цену. Его поведение лучше объясняет:

а) закон убывающей предельной полезности; б) эффект дохода; в) закон возрастающей предельной полезности;

г) эффект замещения.

16. Закон убывающей предельной полезности(первый закон Госсена)
утверждает, что:        
а) отношение предельных полезностей благ к их ценами должны быть равны;
б) совокупная полезность увеличивается с ростом потребления благ;  
в) величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы
  благ данного вида уменьшается до достижения нулевого значения в точке
  полного насыщения потребности;      
г) с ростом доходов потребителей величина удовлетворения от потребления
  каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается.  
             

17. Условие равновесия потребителя:

а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег; б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны; в) предельные полезности благ равны; г) нет правильного ответа.

18. Для того чтобы потребитель получил максимальную полезност
потреблении двух товаров А и В, потребителю следует выполнить следующее
условие:      
а) ТUА = ТUВ;      
б) MUА/PА = MUВВ;    
в) ТUАА = ТUВВ;    
г) MUА = MUВ.      
           

19. Цена товара Х составляет1,5 грн. Цена товара Y составляет 1 грн. Если потребитель оценивает предельную полезность товараY в 30 ютилей и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х иY, тогда он должен принять предельную полезность товара Х за:

а) 15 ютилей;



б) 20 ютилей; в) 30 ютилей; г) 45 ютилей.

20. Под эффектом Веблена понимается:

а) незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания; б) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар; в) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет

более высокую цену; г) нет правильного ответа.

3.4. Задания «верно/неверно»

1. В кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность денег у покупателя.

2. Если вы покупаете больше какого-то товара,то предельная полезность каждой последующей его единицы увеличивается.

3. Если предельная полезность каждой последующей единицы блага уменьшается, то

и его общая полезность также уменьшается.

4. Общая полезность пропорциональна предельной полезности.

5. Общая полезность определяет цену блага.

6. Взвешенные по цене предельные затраты в положении равновесия потребителя равны предельной полезности денег.

7. Предельная полезность денег в условии равновесия у разных благ различна.

8. Функциональный спрос является обусловленным потребительскими свойствами товара (услуги).

9. Эффект присоединения к большинству является фактором функциональног потребительского спроса.

10. Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.

3.5. Задачи

Задача 1.

На основе приведенных данных:

Количество пирожных,шт.
Общая полезность, ютилей
Задание:                

1) определите предельную полезность третьего пирожного.

2) постройте графики общей и предельной полезности;

3) при каком значении предельной полезности потребитель получит максиму общей полезности?

Задача 2.

Определите оптимальный для потребителя объем благаQ, если известно, что функция полезности индивида от обладания этим благом имеет вид:

1) U(Q)=1-2Q2;

2) U(Q)=5+Q-Q2;

3) U(Q)=Q2-Q3.

Задача 3.

При каком значении параметров α и β потребитель будет находитьс положении равновесия?



Благо MU P  
А α  
Б  
В β  
    Задача 4.    
Потребитель тратит 20 грн. в день на апельсины и яблоки.Предельная
полезность яблока равна (20-3х), где х – количество яблок. Предельная полезность
апельсина равна (40-5y), где y – количество апельсинов. Цена одного яблока – 1 грн.,
цена одного апельсина– 5 грн. Какое количество яблок и апельсинов купит
рациональный потребитель?        
               

Задача 5.

Функция полезности потребителя описывается формулойU=XY/2, где X – объем потребления бананов; Y – объем потребления пепси-колы. Цена 1 кг бананов – 3 тыс. рос. руб., 1 л пепси – 2 тыс. рос. руб. Летом потребитель тратит на эти товары 20 тыс. руб. еженедельно. Зимой цена бананов выросла до5 тыс. руб. за 1 кг, цена пепси не изменилась.

Определите:

1) объем оптимального потребления бананов и пепси-колы летом;

2) величину затрат, необходимую зимой для достижения того же уровня полезности, что и летом.

3.6. Тематика рефератов

1. Теория предельной полезности: эволюция и роль в развитии экономической науки.

2. Парадокс воды и алмаза: формулировка и поиски объяснения.

3. Принцип оптимального выбора в кардиналистской теории.

4. Эффекты социального спроса и рациональность поведения потребителей.

5. Нефункциональный спрос как фактор развития украинской экономики.

Наши рекомендации