Лекция. Типология менеджмента
Потребность и необходимость в диверсификации менеджмента
Одной из важнейших тенденций современного менеджмента является его диверсификация, которая представляет собой совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов менеджмента я, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого менеджмента заставляют его диверсифицироваться. Это потребности рационального использования потенциала менеджмента, организационных форм, соответствующих динамике развития, стратегичности и гибкости, ориентации на качество и эффективность менеджмента.
Менеджмент разнообразен. И количество его альтернатив увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно, выбирать тот тип управления (или комбинацию типов), который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях, для этого надо знать возможные типы менеджмента и иметь методики их выбора.
Типология менеджмента
Типология – это упорядоченное разнообразие разновидностей управления. Типология менеджмента в организации знаний имеет две функции. С одной стороны она, показывая возможные типы управления, позволяет глубже понять, как осуществляется управления, от чего зависит успех, позволяет раскрыть свойства и характеристики управления.
С другой стороны, типология менеджмента помогает в решении многих проблем практического использования знаний, потому что она показывает, что разнообразие условий, в которых осуществляется управление, требует не просто построения одного какого либо варианта менеджмента, а выбор варианта по определенным правилам типологического анализа.
Практической потребностью построения типологии менеджмента является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться в этом разнообразии, а, следовательно, и более обоснованно выбирать необходимые типы. В типологии менеджмента очень важно, чтобы критерии типологического анализа не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависит и практическая значимость этой типологии, и ее научная ценность. Критерии типологического анализа должны максимально покрывать поле характеристик управления и современных практических проблем его осуществления.
Одним из важнейших критериев типологии менеджмента является приоритеты в средствах управления. Известно, что можно опираться на разные средства управления и в зависимости от того, каким средствам мы отдаем приоритет, управление может быть командно – административным, экономическим, социально-экономическим и технократическим. Дадим краткое определение каждому из этих типов .
В командно-административном менеджменте главным фактором управленческой деятельности, главной опорой менеджера является административное указание или команда, выполнение которой жестко контролируется и система ответственности соответствует потребностям такого контроля.
Экономический менеджментхарактеризуется приоритетом экономическим средствам воздействия над другими средствами, в том числе и административными. Конечно, необходимы рыночные механизмы, чтобы в полной мере оказались действенными и эффективными экономические средства и методы управления. Кроме того, такому управлению необходима и специальная подготовка менеджеров, знающих экономику и понимающих экономические процессы.
Но экономический менеджмент, при всех своих положительных качествах, как и любой тип менеджмента, вообще, нельзя считать идеальным. В реальной практике оно очень часто оказывается не ориентированным на учет социальных и психологических моментов. Человеческий фактор в современном производстве имеет очень большое значение и роль его повышается в связи с развитием человека в духовном отношении (конечно, это только общая тенденция), развитие человека в отношении разнообразия его интересов под влиянием научно-технического прогресса и общих тенденций социально-культурного развития.
Ускоряющиеся тенденции развития современной техники и технологии, рождает представления, в которых главным и решающим фактором развития производства. При таком управлении все внимание менеджера поглощено технико-технологическими проблемами, как в производстве, так и в управлении. Такой технократический менеджментсродни административному менеджменту.
По критерию «роль рынка в осуществлении управления» можно выделить следующие типы менеджмента: планово-директивный, маркетинг, целевой менеджмент и проблемно-ориентированный менеджмент.
Планово-директивный менеджмент представляет собой управление, в котором план играет решающую роль и как бы поглощает собой все управление. В современной динамике развития такое управление оказывается малоэффективным, потому что предусмотреть в планах все крутые повороты развития. Директивность плана, предельная жесткость его показателей – не всегда оправданы.
Маркетинг - это менеджмент, ориентированный на рынок, опирающийся и учитывающий рыночные механизмы экономической жизни. Маркетинг – это тип менеджмента, который обнаруживает свои особенности в самых различных характеристиках управления: структуре системы управления, механизме и процессах я, в методологии и организации менеджмента. При этом типе в системе управления обязательно имеется отдел маркетинга, и он занимает ведущее место, играет решающую роль в функционировании системы управления, в решении всех проблем. К другим подразделениям также предъявляются требования функциональной оценки рыночных процессов.
В современных условиях острее проявляет себя потребность учета будущего, целеустремленности в развития фирмы и в управлении фирмой, стратегичности позиций при самом полном учете всех процессов рыночной экономики. Вот почему по этому же критерию можно назвать следующий тип менеджмента – целевой менеджмент или стратегический маркетинг. Целевой менеджмент – это управление по целям с максимальным учетом всех рыночных тенденций экономики.
Но в условиях рыночных процессов не всегда удается сформулировать действенную и реальную цель, ориентировать на нее управление. Поэтому возникает другой тип – проблемно-ориентированный менеджмент. Оно характеризуется ориентацией на решение проблем, возникающих в процессе функционирования фирмы. При этом типе управления проблема является главным исходным фактором в разработке и принятии управленческих решений. Это достаточно гибкое управление оперативного решения проблем.
Можно выделить также различные типы по степени организационной жесткости управления, формализации и статичности. Ведь в управлении организационно – стабилизирующие его механизмы могут быть сформированы по-разному. По этому критерию можно выделить управление регламентное, нормативное, социально-регулируемое, распорядительное. Эти виды выделяются по организационным приоритетам относительно постоянно действующих организационных положений и распорядительной деятельности их сочетания и соответствия.
Регламентный менеджмент – это управление, в организации которого лежит идея обеспечить согласованность при помощи тщательно выверенных и хорошо разработанных регламентов – организационных положений, предельно жестко предписывающих виды действий, условия и ограничения их осуществления. Это, как правило, управление неповоротливое, негибкое, но позволяющее лучше построить систему контроля, ответственности и дисциплины.
Нормативный менеджмент – это более мягкое управление, которое строится преимущественно на нормативах, представляющих собой организационные положения предписывающие действия и требования к ним, а посредством установления диапазона деятельности, средней величины ее организационной оценки или посредством дифференциации действий по факторам действительности или условиям управления.
Социально-регулируемый менеджмент - это управление в котором главной опорой в организации управления являются не формально организационные положения, а социально – психологические связи в группе, отражающие взаимопонимание и взаимоподдержку, взаимоуважение и доброжелательность, понимание миссии фирмы, патриотическое отношение к ней.