Статистика уровня жизни населения
6.1 Имеются следующие данные о распределении населения России по размеру среднедушевых денежных доходов в 1998 г.:
Определить:
1) нижний и верхний децили;
2)децильный коэффициент дифференциации доходов населения.
Таблица 6.1 – Распределение населения по размеру
среднедушевых денежных доходов
Группы населения по среднедушевому доходу, руб. в мес. | Численность населения, млн. чел. |
Все население | 146,7 |
в т.ч. со среднедушевым доходом в месяц, руб. до 400 400,1 – 600,0 600,1 – 800,0 800,1 - 1000,0 1000,1 - 1200,0 1200,1 - 1600,0 1600,1 - 2000,0 свыше 2000,0 | 22,1 27,8 25,2 19,6 14,3 17,6 9,0 11,1 |
6.2 Имеются следующие данные о распределении общего объема денежных доходов населения России в 1998 году (по 20% группам):
Таблица 6.2 – Распределение населения по объему
денежных доходов
Социальные группы населения | Доля населения | Доля в общем объеме денежных доходов | |
Первая (с наименьшими доходами) | 0,2 | 0,062 | |
Вторая | 0,2 | 0,105 | |
Третья | 0,2 | 0,149 | |
Четвертая | 0,2 | 0,210 | |
Пятая (с наибольшими доходами) | 0,2 | 0,474 | |
Итого | 1,0 | 1,0 |
Определить коэффициент концентрации доходов Джини.
6.3 Среднедушевое потребление хлебопродуктов возросло на 3 % по сравнению с предыдущим годом при росте среднедушевого дохода по данной группе домашних хозяйств за этот период на 10 %. Определить коэффициент эластичности потребления хлебопродуктов.
6.4 Имеются следующие данные о валовом выпуске продукции:
Определить сводный индекс физического объема валового выпуска.
Таблица 6.3 – Динамика показателей валового выпуска продукции
Показатель | Базисный период | Отчетный период |
Стоимость материальных благ, млн. руб. | ||
Стоимость услуг, млн. руб. | 6,4 | |
Индекс цен на товары | 1,06 | 1,1 |
Индекс цен на услуги | 1,04 | 1,11 |
6.5 Имеются следующие данные об объеме валовой продукции и затратах на ее производство:
Таблица 6.4 – Динамика объема валовой продукции, материаль
ных и трудовых затрат на ее производство
Показатель | Базисный период | Отчетный период |
Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. Материальные затраты, млн. руб. Отработано времени, млн. раб. дн. | 3,0 | 3,5 |
Определить:
1) чистую продукцию отчетного и базисного периода;
2) уровень производительности труда отчетного и базисного периода;
3) прирост чистой продукции: общий и в том числе за счет изменения отработанного времени, изменения производительности труда, экономии материальных затрат.
6.6 Имеются следующие данные о потреблении и численности населения в городе:
Таблица 6.5 – Динамика численности и потребления
населением материальных благ
Показатель | Базисный период | Отчетный период |
Потребление населением сахара, т Общее потребление материальных благ (в ценах соответствующих периодов), млн. руб. Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
Определить:
1) индекс физического объема потребления сахара;
2) индекс физического объема потребления всех материальных благ;
4) индекс уровня потребления на душу населения сахара и материальных благ.
6.7 Имеются следующие данные о валовом выпуске продукции:
Таблица 6.6 – Динамика показателей валового выпуска продукции
Показатель | Базисный период | Отчетный период |
Стоимость материальных благ Стоимость услуг Индекс цен на товары Индекс цен на услуги | 1,08 1,07 | 1,10 1,12 |
Определить сводный индекс цен валового выпуска.
6.8 Имеются следующие данные о потреблении основных продуктов питания на душу населения в год:
Таблица 6.7 – Динамика среднедушевого потребления
продуктов питания
Продукты питания | 1913 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |||
город | село | город | село | город | село | ||
1 Мясопродукты в пересчете на мясо, кг 2 Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко), кг 3 Сахар и кондитерские изделия, кг 4 Овощи бахчевые, кг 5 Яйца, шт. | 8,1 - |
Определить относительные величины динамики, характеризующие рост уровня потребления продуктов питания на душу населения:
1) по сравнению с 1913 г.;
2) по сравнению с уровнем предыдущего года.
Полученные результаты изобразить графически. Сделайте выводы.
6.9 Распределение денежного дохода по 20 %-ным группам населения характеризуется следующими данными:
Таблица 6.8 – Ряд распределения денежного дохода
по 20%-ным группам населения
Социальные группы населения | 1999 г. | 2000 г. | |
Денежные доходы населения, всего в том числе по 20%-ным группам населения, млн. р. | 78252,4 | 361212,7 | |
первая (с наименьшими доходами), млн. р. | 4538,6 | 19144,3 | |
вторая, млн. р. | 8686,0 | 36843,7 | |
третья, млн. р. | 13068,2 | 54904,3 | |
четвертая, млн. р. | 19406,6 | 83078,9 | |
пятая (с наибольшими доходами), млн. р. | 32553,0 | 167241,5 |
Определить:
1) структуру распределения денежных доходов по группам населения и ее изменение;
2) денежные доходы в среднем на одну группу населения и их изменение;
3) среднее квадратическое отклонение денежных доходов по группам населения от среднегруппового дохода и коэффициент вариации по этому показателю;
4) коэффициенты дифференциации распределения денежного дохода по группам населения (коэффициенты концентрации Лоренца и Джини) и их изменение;
5) соотношение доходов 20 % наиболее и наименее обеспеченного населения и его изменение.
Построить график распределения денежных доходов по 20 %-ным группам населения за 1999 – 2000 г.г. (график Лоренца).
СТАТИСТИКА ЦЕН
7.1 Имеются следующие данные о продаже промышленных товаров:
Определить:
1) общие индексы цен, стоимости и физического объема товарооборота;
2) общую сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Какова процедура перерасчета темпа прироста в коэффициент роста?
Таблица 7.1 – Динамика товарооборота и цен
на промышленные товары
Товары | Товарооборот в ценах соответствующего периода, млн. руб. | Снижение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным (уценка), % | |
базисный период | отчетный период | ||
Телевизоры | |||
Ткани | |||
Часы | -11 | ||
Канцелярские изделия | - |
7.2 Имеются данные о среднемесячных ценах и объеме реализации молока в магазине за 3 квартал:
Таблица 7.2 – Динамика объема товарооборота и уровня
цен магазина
Показатель | Июль | Август | Сентябрь |
Реализовано, т | 2,0 | 2,4 | 3,6 |
Среднемесячная цена за 1 кг, руб. | 4,5 | 4,0 | 4,3 |
Определить среднюю цену реализации молока за третий квартал.
7.3 Имеются следующие данные о торговле товаром «А» на различных субрынках города за базисный и отчётный периоды:
Таблица 7.3 – Динамика объема товарооборота
и средних цен товара «А»
Субрынки | Базисный период | Отчётный период | ||
товарооборот, тыс. руб. | средняя цена, руб. | количество продаж, шт. | средняя цена, руб. | |
Рынки мелкооптовой торговли | ||||
Центральная часть города | ||||
«Спальные» районы |
Вычислить среднюю цену товара «А» за каждый период.
7.4 Зафиксированы следующие цены товара «К» на рынке за прошлую неделю:
Таблица 7.4 – Динамика уровня цен товара «К»
Дни недели | Цена, тыс. руб. |
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье |
Вычислить среднюю цену товара «К» за торговую неделю в целом, имея в виду, что товарооборот в каждый из выходных дней вдвое превышает товарооборот в будний день. Указать вид выбранной средней величины.
7.5 На протяжении 8 торговых дней цена товара держалась на уровне 240 руб. за единицу. Определить цену товара в оставшиеся дни торговли, если средняя цена за весь период, равный 14 дням, составила 245 руб.
7.6 Определить общее число дней торговли товаром по цене
300 руб. за единицу, а также число торговых дней, если на протяжении 6 дней торговли цена составила 240 руб., а средняя за весь период - 280 руб.
7.7 На рынке торговлю товаром осуществляли 18 торговых точек. Из них две торговли по цене 9 руб. за 1 кг, а остальные - по цене
8 руб. за 1 кг. При этом суммарный товарооборот дешёвых и дорогих торговых точек был одинаков.
Определить:
1) среднюю цену товара на рынке;
2) удельный вес дорогих и дешёвых точек по количеству проданного товара;
3) товарооборот средней дорогой и средней дешёвой торговой точки, если общий объём продажи товара составил 1500 кг.
7.8 Имеются следующие данные о реализации товара по различным регионам в отчетном периоде:
Таблица 7.5 – Товарооборот и средние цены товара
по пяти регионам
Регион | Товарооборот, тыс. руб. | Средняя цена единицы товара, руб. |
А Б В Г Д | 26,88 41,58 26,52 35,50 23,80 |
Определить среднюю цену товара по всем регионам вместе. Вычислить абсолютные и относительные показатели межрегиональной вариации цен.
7.9 Имеются следующие данные об объеме реализованной продукции и ее ценах:
Таблица 7.6 – Динамика объема товарооборота и цен
предприятий города
Предприятие | Объем реализации, тыс. ед. | Цена, тыс. руб. | ||
2000 г. | 2001 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Проанализируйте динамику эластичности.
7.10 Имеются следующие данные о средних ценах реализации товара на рынках:
Таблица 7.7 – Динамика средних цен реализации товара на рынке
Месяц | 1996г., тыс. р. | 1997г., тыс.р. |
Январь | 14,8 | 16,1 |
Февраль | 15,2 | 16,8 |
Март | 14,7 | 15,8 |
Апрель | 13,9 | 15,3 |
Май | 12,1 | 13,8 |
Июнь | 10,4 | 12,8 |
Июль | 9,2 | 10,3 |
Август | 8,4 | 8,8 |
Сентябрь | 8,6 | 9,0 |
Октябрь | 9,5 | 10,6 |
Ноябрь | 10,9 | 13,2 |
Декабрь | 13,8 | 15,2 |
С целью изучения сезонности в уровнях цен:
1) изобразить ряд динамики на графике;
2) вычислить индексы сезонности, пренебрегая общей положительной тенденцией развития (тренду);
3) измерить силу сезонных колебаний коэффициентом сезонности;
4) изобразить на графике сезонную волну.
7.11 Имеются следующие данные о реализации продукции в трех городах:
Таблица 7.8 – Динамика реализации продукции по трем городам
Город | Объем реализации, т | Средняя цена за 1 кг, тыс. руб. | ||
ноябрь | декабрь | ноябрь | декабрь | |
К | ||||
Л | ||||
м |
Определить:
1) индекс средних цен переменного, постоянного состава и структурных сдвигов; 2) абсолютное изменение средних цен по городам в целом и за счет действия различных факторов (изменения цен по городам и изменения в структуре реализации).