Тема 1. Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»
Модуль 1
Тема 1. Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект
1. Сущность и необходимость государственного регулирования
Осознание важности государственного регулирования хозяйственных процессов привело к тому, что в 50-60-х гг. в высших школах и на факультетах университетов, в первую очередь экономических, юридических и делового администрирования, в странах Западной Европы, Северной Америки. Японии и ряде других государств изучение государственного регулирования экономики было введено в качестве обязательной дисциплины. При подготовке по ряду других специальностей эта дисциплина была объявлена факультативной.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В Республике Казахстан, как и в других странах СНГ, в процессе реформирования основной упор был сделан на разрушение прежней государственной системы управления и смену формы собственности. В короткие сроки государственная форма собственности и государственный механизм управления (бюрократический централизм) обернулись в свои противоположности, т.е. в преобладание частной собственности и стихию незрелого рынка. В результате этой метаморфозы в экономике произошли нежелательные изменения.
Задачей государственного регулирования, поэтому является объединение в едином механизме преимуществ обеих систем. Это тем более актуально, что в стране осуществлен лишь первый, самый простейший этап перехода к рынку - либерализация экономики. Второй этап - финансовая стабилизация - затягивается, а начало последнего третьего этапа - повышение эффективности, стимулирование производства и инвестиций, освоение модели интенсивного экономического роста - пока не поддается прогнозированию.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми призвано справиться с ГРЭ.
Именно острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная и интерпретированная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов.
2. Объекты государственного регулирования
Объекты государственного регулирования - это условия, процессы, отношения, элементы и сектора народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.
Объекты ГРЭ представляют собой как бы осознанные болевые точки рыночной экономики, проблемы, трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств снятия напряженности, ликвидации узких мест, разрешения кризисов, принятие мер. Объекты ГРЭ различаются по уровню решаемых задач:
-фирмы;
-отрасли;
-регионы;
- сектора экономики (промышленность, услуги, инфраструктура, сельское хозяйство); - общехозяйственные процессы и отношения (экономический - цикл, денежное обращение, занятость, цены, НИОКР);
-глобальные процессы (социальные отношения, экология);
- внешнеэкономические связи;
- наднациональные и мирохозяйственные отношения (интеграционные процессы, участие в международных экономических организациях, экономико-политические связи).
Число объектов ГРЭ чрезвычайно велико, главные из них:
-экономический цикл, хозяйственная конъюнктура:
-отраслевая и региональные структуры;
-накопление капитала;
-денежное обращение;
-занятость;
-условия конкуренции;
-цены
-научно-технический прогресс, обеспечиваемый НИОКР и подготовкой кадров:
- состояние платежного баланса и национальная конкурентоспособность.
Существуют десятки других объектов, уступающих по своему значению перечисленным выше.
Очевидно, объекты ГРЭ частично перекрывают друг друга. Так, экономический цикл как объект регулирования невозможно отделить от занятости, отраслевой и региональной структуры, цен, платежного баланса. Прогрессивная отраслевая структура экономики предполагает успехи в области научно-технического прогресса и обеспечивает высокую национальную конкурентоспособность.
Существуют много объектов внешнеэкономического регулирования, в том числе международные условия торговли, движение капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международных экономических организациях.
Объектом ГРЭ являются и социальные отношения, в первую очередь отношения между работодателями и лицами работающими по найму, положение мелкого и среднего предпринимательства и социальное обеспечение.
Особый объект ГРЭ - окружающая среда. Объекты государственного регулирования, как видно, носят совершенно различный характер. К ним относятся макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, структура экономики страны и в то же время конкретные отрасли, территориальные комплексы и даже отдельные фирмы. Объектами ГРЭ являются и отношения между субъектами - объединениями предпринимателей и профсоюзами, условия конкуренции положение мелких и средних фирм, крестьянства, внешнеэкономические связи. Перечисленные объекты в разных странах в различные периоды играют разную роль в зависимости от того, где данный момент трудности и проблемы особенно остры, какие из проблем и кризисов следует разрешить в первую очередь. Так, приоритетное место в иерархии объектов ГРЭ в странах с высоким уровнем безработицы будет занимать занятость трудоспособного населения, в странах с высокими темпами роста цен, грозящими экономическому росту и социальной стабильности, - цены. В одной и той же стране с течением времени одни объекты выдвигаются на передний план, другие – отступают в профилактических, постоянно или в экстренных ситуациях.
Рассмотрим некоторые основные объекты ГРЭ. Главный объект регулирования в среднесрочном аспекте - экономический цикл, краткосрочном плане - хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этим объектам состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов. Для этого создаются дополнительные финансовые стимулы частному капиталу, увеличиваются государственные расходы.
ГРЭ в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
3. Субъекты ГРЭ
Субъектами государственной экономической политикиявляются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носителихозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство. Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе снижения темпов инфляции, повышении жизненного уровня.
Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, выступления профсоюзов, торгово-промышленных палат с критикой экономической политики правительства), оценка ГРЭ средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.
Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут, органы ГРЭ не могут позволить себе выяснить реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов.
4.Основные задачи изучения и структура курса ГРЭ
Со второй половины XX века в высших учебных заведениях, в первую очередь экономических, юридических, делового администрирования, в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии и др. государственное регулирование экономики изучается как обязательная дисциплина. По ряду других специальностей она изучается факультативно. Это объясняется тем, что в тот период и ученые, и политики осознали важность государственного регулирования экономических процессов.
В СССР в годы социализма государственное регулирование экономики как самостоятельная дисциплина не преподавалась. Так как государственная экономическая политика в тот период осуществлялась в виде централизованного планирования, в вузах изучались такие дисциплины, как «Планирование народного хозяйства», «Социально-экономическое планирование народного хозяйства». О государственном регулировании экономики (ГРЭ) частично говорилось в лекциях по политической экономии капитализма (в разделе, посвященном государственно-монополистическому капитализму) и социализма, управлению финансам.
Как правило, изложение материала носило в значительной степени критический характер, преподавание велось с идеологических позиций. Но, несмотря на это, многие советские ученые – экономисты внесли значительный вклад в исследование механизма и эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики.
В настоящее время в Казахстане, России и др. постсоциалистических странах «Государственное регулирование экономики» является самостоятельной дисциплиной для специальностей экономико-управленческого направления, которая удовлетворяет важную потребность общества – силами государства регулировать экономические процессы в интересах страны и ее народа.