Подлежат ли удовлетворению требования завода?
Задача 2.
ЗАО «Силуэт» предъявило иск к Управлению железной дороги о взыскании убытков, возникших от уценки поврежденного груза, перевозившегося в контейнере и прибывшего в пункт назначения со следами протечки.
Заявленную истцом претензию дорога отклонила, ссылаясь на вину грузоотправителя, который погрузил груз в технически неисправный контейнер, имевший в крыше расхождения сварных швов, что было отражено в коммерческом акте.
ЗАО «Силуэт» настаивало на удовлетворении иска, указывая, что ответственность за порчу груза должна быть возложена на железную дорогу, так как указанные дефекты контейнера грузоотправитель не мог заметить при погрузке груза, поскольку они были обнаружены только при искусственном освещении в темноте.
Подлежит ли иск ЗАО «Силуэт» удовлетворению?
Задача 3.
Пассажир Мухин опоздал на поезд на 30 минут. Обратившись в кассу железнодорожного вокзала, он потребовал возврата стоимости билета в полном размере, пояснив, что опоздал на поезд ввиду задержки движения пригородных поездов и, следовательно, нет его вины, а есть вина железной дороги.
Кассир отказал в удовлетворении требования Мухина.
Подлежит ли требование Мухина удовлетворению?
Решите задачу также в варианте для воздушного, автомобильного и водного транспорта.
Изменится ли решение, если Мухин потребовал возврата стоимости билета через 2 дня после отхода поезда, предоставив справку, что эти дни он находился в больнице по поводу сердечного приступа?
Задача 4.
Областное транспортно-экспедиционное агентство заключило договор с архитектурным управлением области о выполнении вспомогательных операций, связанных с перевозкой грузов: оформлении накладных на отправляемые грузы, оформлении получения прибывшего груза, производстве расчетов со станцией назначения.
В марте 2009 г. на станцию «Товарная» прибыли вагоны с грузами для архитектурного управления.
Железная дорога своевременно уведомила об этом грузополучателя и потребовала незамедлительно разгрузить прибывшие вагоны и вывезти груз со станции, чтобы освободить подъездные пути для грузов, прибывающих на станцию для других грузополучателей.
Архитектурное управление отказалось вывозить грузы, прибывшие в его адрес, заявив, что по договору транспортной экспедиции эта обязанность лежит на экспедиторе. Последний осуществил разгрузку и вывоз грузов, но сделал это с нарушением установленных сроков.
Что понимается под своевременным уведомлением грузополучателя о прибытии груза?
Какие последствия предусматривает законодательство для перевозчика в случае нарушения им сроков уведомления?
Какие последствия предусматривает законодательство за несвоевременный вывоз грузов с железнодорожной станции?
Задача 5.
Скворцов приобрел в г. Архангельске мебельный гарнитур и в фабричной упаковке отправил его по железнодорожной накладной в г. Санкт - Петербург, получив на руки грузовую квитанцию.
Придя за получением груза, Скворцов обнаружил, что обрешетка гарнитура повреждена, стекла серванта разбиты, его стенки потерты, а из 6 стульев недостает двух. Скворцов от получения гарнитура отказался и потребовал возместить его стоимость.
Октябрьская железная дорога отказала в удовлетворении требований Скворцова, указав в ответе, что груз прибыл в исправном вагоне, за исправными пломбами станции отправления г. Архангельска, к которой ему и следовало обратиться со своей претензией.
Скворцов предъявил иск к Октябрьской железной дороге о взыскании стоимости гарнитура.
Подлежит ли иск Скворцова удовлетворению?
Если да, то в каком размере?
Каков порядок предъявления претензий к железной дороге, вытекающих из несохранности перевозимых грузов?
Задача 6.
Организация (перевозчик) заключила с контрагентом (грузоотправитель) договор перевозки груза автомобильным транспортом.
Во время перевозки груз был поврежден, и у контрагента возникло право требовать возмещения ущерба. Контрагент направил в адрес организации соответствующую претензию.
Может ли контрагент требовать взыскания с организации процентов за пользование чужими денежными средствами?
Необходимо ли ему для этого направлять самостоятельную претензию?
Задача 7.
Во исполнение договора транспортной экспедиции компания-экспедитор привлекла перевозчика.
При перевозке груза произошло возгорание транспортного средства, в результате чего перевозимый груз полностью сгорел.
Экспедитор отказался возмещать ущерб, мотивируя это тем, что исполнение обязательств оказалось невозможным из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Правомерен ли отказ?
Задача 8.
Во время перевозки легкового автомобиля в прицепе грузового произошло столкновение грузовика и трактора, и перевозимое транспортное средство было повреждено.
Столкновение произошло по вине водителя трактора.
Владелец легкового автомобиля потребовал от перевозчика (организации автомобильного транспорта) возмещения ущерба в размере суммы, на которую понизилась стоимость автомобиля.
Должен ли в данном случае перевозчик возмещать ущерб?
Задача 9.
Организация отправила своего сотрудника в служебную командировку, предполагающую авиаперелет.
Из-за неблагоприятных метеоусловий самолет совершил вынужденную посадку в другом аэропорту. До пункта назначения сотрудник добрался на такси, отказавшись от услуг авиакомпании перевозчика, так как его вылет в пункт назначения был отложен на 24 часа.
Имеет ли право организация взыскать с авиакомпании сумму, уплаченную за перевозку сотрудника?
Решите спор.
Задача 10.
Железная дорога не получила вовремя вагоны, за которые отвечала организация, по причине занятости путей необщего пользования, что привело к нарушению сроков доставки грузов железной дорогой, в связи с чем железная дорога потребовала от организации внесения платы за пользование вагонами, которые направлялись в адрес организации.
В качестве доказательств железная дорога представила извещение о задержке вагонов, но доказательств его передачи организации в установленном порядке не представила. Поезд с вагонами был задержан на промежуточной станции.
Правомерно ли в данном случае требование железной дороги?
Дополнительная литература по теме
1. Андреев Н.А. Зарубежный опыт правового регулирования транспортного экспедирования грузов // Право и экономика, №11, 2008.
2. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. (6-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Юстицинформ, 2008.
3. Канашевский В.А. Регулирование ответственности перевозчика и экспедитора по договору международной смешанной перевозки грузов // Закон, №1, 2008.
4. Коваль А.В. Правовое регулирование международной перевозки груза железнодорожным транспортом // Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2008, №6.
5. Коваль А.В. Об актуальных вопросах юридической ответственности перевозчика за несохранность принятых к перевозке грузов на железнодорожном транспорте // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2009. № 6.
6. Михеева Н.В. Транспортные компании как участники грузовой перевозки на железнодорожном транспорте // Право и экономика, №1, январь 2008.
7. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. – М.: Статут, 2009.
8. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СПС КонсультантПлюс. 2009.
9. Позднякова А.С. Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом // Право и экономика, №6, 2008.
10. Савинская М.А., Савинский Р.К. Страхование ответственности перевозчика // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. №11.
11. Трубин Е.М. Применение исковой давности и повреждение вагона, контейнера // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
Нормативно-правовые акты