Новые формы музейного обслуживания
Одной из наиболее сложных проблем российского общества остается адаптация к рыночным условиям некоммерческих организаций и учреждений культуры (музеев, культурно-исторических комплексов). Большинство музеев страны остаются государственными или региональными учреждениями культуры и финансируются из федерального, регионального бюджета. Появившиеся в разных городах частные музеи, работающие на иной базе финансирования, пока не составляют им серьезной конкуренции. Частные музеи (которые могут носить как коммерческий, так и некоммерческий характер) активизируют свою деятельность в направлении освоения современных реалий культуры: более чутко относятся к массовому спросу, активно внедряют инновационные технологии обслуживания.
Для постсоветского периода характерно трехкратное увеличение числа музеев (разной ведомственной и правовой принадлежности). Однако в целом посещаемость музеев в этот период снижается. Это ставит перед работниками музеев необходимость анализа причин подобной динамики и нахождения выхода из сложившейся ситуации.
Музейные работники страны проявили высокую активность в адаптации к изменившимся условиям. Освоение современных принципов музейной деятельности ведется сразу по многим направлениям. Отрабатываются новые виды сервиса, обновляются различные виды экскурсионного обслуживания, расширяются услуги, связанные с продажей в музеях товаров культурного назначения. Нередко трансформируются содержательные ориентиры деятельности музеев за счет освоения новых целей и тем экспозиционной работы, раскрытия разных точек зрения на одно и то же историческое явление, на деятельность известных политических деятелей. Трансформируя содержательную сущность своей де-
Развитие досуговой деятельности в современной России
ятельности, российские музеи сталкиваются с трудностью синтеза прошлых и современных духовных ценностей.
В новых условиях музеи пересматривают формы своей деятельности, чтобы приблизить их к познавательным потребностям людей, удовлетворяя досуговые запросы. Например, многие музеи, откликаясь на интерес посетителей к прошлому, а также к загадочным случаям из жизни исторических персонажей, нередко проводят экскурсии в одежде былых времен, а также помимо твердо установленных фактов вводят в экскурсионный материал слухи, легенды. Так, сотрудники Русского музея разработали специальную ночную экскурсию по Михайловскому замку, принадлежавшему в свое время Павлу I. В бывшей спальне царя посетителям рассказывают в основном достоверные сведения о событиях мартовской ночи 1801 г., когда царь был убит. Но при этом упоминают и о том, что, по слухам, в ночном замке гуляет привидение в образе Павла I. Конечно, работники музея не ставят перед собой цели добиться дешевого эффекта; они не обряжают актера исполнить роль привидения. Ночные экскурсанты получают возможность слышать лишь звук шагов «невидимого Павла», что производит не меньший эффект. Экскурсии такого рода пользуются спросом среди определенных групп посетителей музея.
Важная задача в развитии отечественных музеев в изменившихся условиях — новые направления работы, а также дополнительные виды деятельности. Инновационные прорывы работники музеев чаще всего связывают со следующими направлениями:
♦ преодоление ограниченности привычных видов экспозиционной
работы, возрождение идеи «живого музея»; в этом случае основная экс
позиция (документы, мемориальные предметы и др.) дополняется конк
ретными формами живой активности (например, художественным твор
чеством, музыкой), воссоздающими реалии ушедшей эпохи;
♦ комплексные подходы к восстановлению исторических форм об
щественной жизни с той мерой полноты и целостности, которую позво
ляют сделать это современные реалии;
♦ умножение сервисных аспектов работы музея.
Иллюстрацией к восстановлению работы «живого музея» может стать осуществление в Северной столице и ее окрестностях проекта «Большой вальс» (артдиректор Ю. Кантор). Проект реализует-
Глава 4
ся в течение четырех летних сезонов в музеях Петербурга, Царского Села, Павловска, Петергофа.
Авторы проекта опирались на исторический факт: в середине XIX в. знаменитый король вальсов И. Штраус несколько раз приезжал летом в столицу и ее окрестности, где проходили гастроли симфонического оркестра под его управлением. При этом композитор ставил перед собой не только коммерческие задачи. Петербург вдохновлял его на творческие замыслы. Известны произведения, созданные им здесь и вошедшие в музыкальную мировую сокровищницу: кадрили «На Стрельнинской террасе», вальсов «Прощание с Петербургом», «Воспоминания о Павловске», польки «Нева».
В ходе проекта «Большой вальс» в тех петербургских местах, где выступал Штраус, проходят 11 концертов (по числу летних сезонов, используемых маэстро в России). При этом современные оркестры исполняют музыку XIX в., включая произведения самого австрийского композитора. Ныне подобные концерты проводятся в Павильоне роз и Тронном зале Павловского дворца, в Белом зале Большого Петергофского дворца, в Екатерининском дворце Царского Села, в Эрмитажном театре и в Большом зале Петербургской филармонии и т.п.
Таким образом, проект достигает одновременно несколько культурных целей:
♦ возрождает традицию летних музыкальных сезонов, имевших
место в Северной столице в прошлом;
♦ интегрирует современное творчество исполнителей-оркестран
тов в наиболее органическое для их музыки пространство, где она
звучала в прошлом изначально;
♦ оживляет музейную атмосферу живой музыкой, порождая у
наших современников многообразные культурные ассоциации.
Все перечисленное стимулирует интерес широкой аудитории к этим концертам, способствуя успеху данного проекта.
Санкт-Петербургский Курьер. 2005. № 27.
С особой остротой идеи полноты, жизненности и достоверности заповедной территории встают перед крупными музейными комплексами дворянско-усадебного типа (Михайловское, Спасское-Лутовиново, -Ясная Поляна и др.). В последние 10-15 лет проблемы интеграции этих музейных комплексов в современную жизнь активно обсуждаются теоретиками культуры и специалистами музейного дела. В советский период доминировала концепция, что усадебные музейно-исторические комплексы должны оставаться неприкосновенными в том виде, в каком
Развитие досуговой деятельности в современной России
они пребывали на момент смерти их хозяев; основными видами деятельности были экскурсионная работа, культурное просвещение и т.п. Подлинность внутренних покоев, функциональная адекватность вещей и предметов, связанных с хозяевами усадеб, во многих музеях достигалась действительно поразительная.
Но эту подлинность невозможно сохранить по отношению к тому, что оставалось за стенами музейных комнат: природе, культурному ландшафту. Если интерьер жилых комнат можно оживлять образами хозяев, известных фигур в отечественной культуре (здесь важна опора на уникальные личные вещи, книги, творчество), то это труднее делать с функциональными усадебными пространствами — помещением, где жила прислуга, хозяйственными пристройками и др. Эти функциональные помещения в музейном пространстве выглядят слишком безжизненно, стерильно. Особого внимания требуют к себе и сами посетители, олицетворяющие собой совершенно иную эпоху, с разнообразными духовными и витальными потребностями. Как совместить в музейном пространстве эти разные пласты исторической практики?
Во второй половине 90-х годов XX в. среди специалистов стала обсуждаться проблема восстановления музейно-усадебного комплекса как живого организма с целым рядом культурно-просветительных, сервисных, практических функций. Поскольку самих хозяев в усадьбу возвратить невозможно, следует оживить деятельность музейного комплекса другими способами. Например, можно предметно продемонстрировать, каким образом на данной территории развивались хозяйственные занятия. Поэтому в конюшне должны быть живые лошади, в саду — ульи с пчелами и др. Или показывать посетителям в действии ремесленные и промысловые занятия, существовавшие когда-то в окрестностях.
Кроме того, музеи-усадьбы должны обрести больше прав в своей культурно-просветительской, воспитательной деятельности (особенно по отношению к подрастающим поколениям), а также расширить сервисные функции усадеб-музеев, в частности, иметь возможность осуществлять прямые связи с туристскими агентствами в городах России и зарубежных странах. Культурно-производственные, туристские направления работы станут, естественно, дополнительными по отношению к основному виду музейной деятельности.
Конечно, подобные новшества в деятельности музейных комплексов должны проектироваться и внедряться осторожно, с тем чтобы не повредить сохранность культурного наследия конкретных усадеб. Здесь опасно увлечься массовым спросом и превратить музей-
Глава 4
ную территорию в развлекательный комплекс, зарабатывающий деньги. Поэтому в оживлении деятельности музеев усадебного типа должно превалировать чувство меры. Ядро музейной территории —-основная экспозиция, состоящая из подлинных предметов и вещей, должна сохраняться в наибольшей приближенности к прошлому, без неоправданных вторжений современных реалий. Но на некотором территориальном отдалении могут вводиться элементы живой практики, которые были характерны и для прошлой жизни. За пределами усадебного комплекса, там, где осуществляется повседневное обслуживание посетителей, должны быть расположены многочисленные сервисные центры современного типа (точки общепита, гостиницы и т.п.). Именно здесь уместно стилизованное обращение к старине, к художественным образам прошлой культуры и развлекательные виды отдыха.
Указанные идеи о живом музее и дополнительных направлениях работы музея пытаются ныне развивать руководство Государственного мемориального историко-литературного и природно-лан-дшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское», а также Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».
См.: Материалы к концепции сохранения и развития Государственного мемориального историко-литературного и природно-лан-дшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» / Под ред. Г. Н. Василевича. Сельцо Михайловское, 2001.
На рубеже XX-XXI вв. в регионах со сложившейся культурно-туристской инфраструктурой (прежде всего в Европейской части России) восстанавливается музейное обслуживание туристских потоков, что вызвало рост доли сервисных элементов в работе музеев. В этом случае музейная деятельность органично встраивается в обновленную туристскую индустрию, выступая ее важным звеном.