Функции и задачи розничной торговли
Сфера розничной торговли
Торговая сфера сегодня — один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.
Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепитовародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роставалового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. Оборот розничной торговли в 2008 г. на 8,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способствовалприрост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2008 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на депозитных счетах и 5479 млрд руб. — на корреспондентских счетах. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальнейшего развития розничной торговли в стране.
По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. — в связи с наличием перспектив развития данного сектора.
Функции и задачи розничной торговли
Розничная торговля решает следующиезадачи:
§ приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
§ формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностейпокупателей;
§ демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
§ осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
§ организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;
§ организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
§ организует уличную торговлю — торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;
§ осуществляет мелочную торговлю — торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:
§ в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
§ в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
§ в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
§ в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
§ в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
§ в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
§ в осуществлении торгово-технологических операций с товаром — таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
§ в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
§ в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
§ в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на лому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
§ в удовлетворении потребностей населения в товарах;
§ в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
§ в поддержании баланса между предложением и спросом;
§ в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
§ в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.