Модели экономических систем
Экономическая теория отражает процесс экономической жизни общества через систему экономических категорий, законов и моделей, с помощью которых можно объяснить и предвидеть ход общественного производства на различных этапах истории общества. Представители марксистской экономической теории различали способы общественного производства по типу собственности: общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Согласно положениям данной теории общественно-экономическая формация состоит из базиса (способа производства) и надстройки. Способ производства представляет собой взаимодействие производительных сил и производственных отношений, в котором производственные отношения выступают формой существования (развития, сдерживания) производительных сил. Производительные силы состоят из трудовых ресурсов и материально-технической базы. Производственные отношения — это отношения, возникающие в производстве, распределении, обмене и потреблении. Главным в системе производственных отношений выступает отношение собственности. Надстройка — это совокупность сфер жизни, не относящихся к производству: культура, религия, политика, идеология и др. Карл Маркс считал, что если между производительными силами и производственными отношениями имеется глубокое несоответствие, дополняемое резкими изменениями в надстройке, то наступает переход от одной формации к другой формации как ступени общественного прогресса.
В исследованиях западных ученых осуществляется деление экономической жизни на стадии (по уровню техники, по типу управления, по уровню потребления). Наличие различных критериев деления развития общества позволило представить экономику как большую и сложную систему, состоящую из множества элементов, составляющую некоторую целостность.
Экономическая система — это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг в стране.
Признаками классификации систем могут выступать различные характеристики:
– формы связи между производителями и потребителями (денежные или натуральные);
– способы регулирования хозяйственной деятельности (централизованные, децентрализованные, смешанные);
– цели системы и ее хозяйственных субъектов: самообеспечение, стремление к прибыли, удовлетворение потребностей государства или населения, создание империи и т. д.;
– типы мотивации субъектов и способы принятия решений (материальное стимулирование, административное принуждение, сочетание стимулов и принуждения, комбинирование разных стимулов для различных групп населения);
– характер собственности на материальные блага и, в частности, на средства производства (частная, коллективная, общественная и т. д.);
– степень развития материально-технического потенциала страны и, прежде всего, промышленности.
Американские ученые Д. Белл и У. Ростоу в зависимости от степени развития материально-технической базы выделяют три типа экономических систем: доиндустриальную, индустриальнуюипостиндустриальную (рис. 1.1).
Г. Киссинджер и С. Хандингтон предлагают разделить общество на атлантическую (западную), исламскую, китайскую, славянско-православную (где Россия — стержневое государство), индуистскую, латиноамериканскую и африканскую цивилизации [3].
Р. Макконнелл и С. Брю, анализируя все вышеназванные признаки, выделяют четыре модели экономических систем [4]:
1) традиционная система. В этой системе отношения между людьми строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев. Например, в экономически отсталых странах (племенах) распределение совместно созданного продукта осуществляется не на основе того, кто и сколько трудился, какой вклад внес, а в зависимости от того, кто и какое положение занимает в обществе;
2) рыночная система, в которой решения хозяйствующих субъектов координируются через систему рынков и цен. Свобода выбора характерна для всех субъектов экономики. Личный интерес является главным мотивом поведения производителей, заинтересованных в производстве товаров и услуг, способных принести прибыль. Конкуренция «вымывает» производителей, не способных произвести для потребителей нужный ассортимент товаров, обеспечить высокое качество и низкие цены товаров и услуг. Рыночная экономика не является идеальной системой. Она обладает рядом серьезных недостатков: стихийный характер развития, значительная дифференциация доходов и невозможность решения социальных проблем (социальная защищенность граждан, пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и др.) рыночными методами;
3) командно-административная система, где основная регулирующая роль отводится государству. В этой системе распределение ресурсов и производство товаров планируется «сверху» вышестоящими органами. Централизованное планирование регулирует все стороны экономической жизни. Планирование «от достигнутого» наказывает тех, кто сумел произвести больше и заставляет производителей добиваться ненапряженного плана. Наличие планового распределения ресурсов по заранее составленным заявкам производителей приводит к «омертвлению» излишне заказанных ресурсов и неэффективности производства. В экономике господствует хронический дефицит потребительских товаров при уравнительной системе вознаграждения за труд. Незаинтересованность в высокопроизводительном труде в обществе, основанном на господстве государственной (общественной) собственности, и стремление к обеспечению нормального уровня жизни порождает существование неформальных связей и теневой экономики;
4)смешанная система, в которой индивидуальное принятие решений и частное предпринимательство подчинены экономическому контролю со стороны государства. Рынок определяет равновесную цену и производство во многих сферах. Государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций и предоставления субсидий. Оно производит общественные товары и услуги, распределяет их и контролирует некоторые цены (например, на энергоносители). При этом обе стороны — рынок и государство — существенны. В настоящее время во многих странах Запада существует смешанная экономика с разной степенью влияния рынка и государства.
Главными целями общества, независимо от разновидностей систем, являются: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономичес-кая стабильность.
Ключевыми понятиями при изучении экономических систем являются: потребности, производство материальных благ, ограниченность ресурсов и выбор.
Основу развития любой экономической системы составляют потребности и интересы экономических субъектов.
Основными экономическими субъектами являются:
домашние хозяйства — отдельные лица или группы лиц, живущие под одной крышей и принимающие решения о потреблении благ для поддержания собственного существования. Эти блага могут производиться в самом домохозяйстве (натуральное хозяйство) либо приобретаться на рынке на доходы, полученные от продажи ресурсов;
фирмы — экономические агенты, закупающие ресурсы с целью производства товаров и услуг, принимающие решения о выборе поставщиков ресурсов, торговцев собственного товара и потребителей. Целью фирмы является максимизация прибыли;
государство, включающее в себя все государственные институты и учреждения, которые занимаются производством общественных благ, осуществляют регулирование экономической деятельности, перераспределяют частные блага в обществе, формируют инфраструктуру и т. п. Целью государства является максимизация общественного благосостояния;
иностранцы— экономические субъекты, постоянно находящиеся за пределами своей страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие иностранных государств на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальной валютой.
Все субъекты экономики, ставящие перед собой цели в той или иной экономической системе, стремятся удовлетворить свои потребности. Потребности обусловлены внутренними мотивами, побуждающими к определенной экономической деятельности. Существуют различные классификации потребностей:
- по объекту (материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.);
- по их функциональной роли (первичные, жизненно важные потребности человека и вторичные);
- по субъектам (личные, групповые, общественные);
- по отношению к масштабам производства (абсолютные, выражающие потребительную силу общества; действительные, которые могут быть удовлетворены сегодняшним уровнем производства; фактически удовлетворяемые, выступающие в виде удовлетворенного спроса).
Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации экономических субъектов. Они стимулируют поведение тогда, когда осознаются субъектами. Конкретное выражение осознанных потребностей отражается в интересе. В отличие от потребности, показывающей, что нужно субъекту для его нормальной жизни, интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Все субъекты стремятся воспроизвести и укрепить свое экономическое положение. Это выражается:
– в стремлении сохранить, упрочить и приумножить имеющуюся собственность;
– возместить затраты, получить доходы и максимизировать свое благосостояние;
– сохранить и укрепить свою конкурентоспособность.
Вместе с тем каждому субъекту свойственна своя совокупность различных интересов: материальных и нематериальных. Любая потребность может породить многообразие интересов. Например, потребность в знаниях может сформировать у отдельного работника интерес к повышению своего профессионального мастерства, к поиску творческой, разнообразной и содержательной работы, интерес к чтению специальной литературы, обобщающей и освещающей передовой опыт, и т. д.
Потребности удовлетворяются с помощью экономических и неэкономических благ. Неэкономические блага — это блага, имеющиеся в изобилии и доступные всем в любом количестве (воздух, энергия ветра, солнечные лучи и т. п.). Экономические блага — это блага, производимые в ограниченном количестве.
Любое экономическое благо обладает двумя свойствами: ценностью и стоимостью. Ценность блага есть то, что от него можно получить. Потребительная ценность блага представляет собой полезный эффект, получаемый при потреблении или использовании блага его владельцем. Стоимость блага есть то, что за него надо так или иначе отдать, от чего приходится отказаться. Меновая стоимость блага — это количество других благ или денег, которые нужно отдать за право пользования данным благом.
В ходе развития общества растут и изменяются потребности субъектов. На основе потребностей формируются ценности, которые играют существенную роль в мотивационном процессе. Ценности — это представления субъектов о главных и важных целях, а также об основных средствах достижения этих целей.
Удовлетворение растущих потребностей связано с ограниченностью ресурсов и возникающей в связи с этим проблемой выбора способа удовлетворения потребности.
Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, используемые в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:
– природные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы и т. д.), сокращенно — земля;
– трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);
– капитал (средства производства, денежные ресурсы);
– предпринимательские способности людей (способность особым образом соединять используемые ресурсы для достижения своих целей).
Ресурсы, используемые людьми, как правило, ограничены. Ограниченность ресурсов носит не абсолютный, а относительный характер, так как они ограничены лишь относительно потребностей людей. Одним из универсальных ресурсов и одновременно универсальным благом (в виде досуга) является время. Время для всех людей, проживающих на Земле, можно разделить на две части: время труда для производства экономических благ и время досуга. Выбор пропорции труда и досуга представляет собой самое важное экономическое решение.
Непосредственным следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их применение в различных целях. Выбор вариантов, направлений, способов распределения редких ресурсов осуществляют субъекты экономики. Решения, принимаемые субъектами, неоднозначны. Они определяются различными мотивами, но направлены в конечном итоге на удовлетворение потребностей.
Экономический выбор — это выбор наилучшего из альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым участником хозяйственной деятельности возникают три проблемы:
1) что производить и в каких количествах;
2) как производить;
3) для кого производить.
При решении вопроса «что производить?» каждый субъект исходит из рациональности поведения и преследуемой цели. Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение участниками хозяйственной деятельности максимальных результатов при имеющихся ограничениях.
Для решения основной экономической проблемы — что и в каком количестве производить — используют модель кривой производственных возможностей(рис. 1.2). Она показывает максимально возможный объем производства двух товаров при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает конкретная экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.
Предположим, что жители какой-то гипотетической страны используют свои ресурсы для производства инвестиционных (средств производства) и потребительских товаров. По оси абсцисс будем откладывать потребительские товары х, а по оси ординат — инвестиционные товары у. Кривая АВСD — это кривая производственных возможностей. Если экономика страны находится в точке А, то все ресурсы направлены на производство капитальных благ. Точка С свидетельствует о том, что страна производит много потребительских товаров и мало инвестиционных товаров.
Рис. 1.2 — Кривая производственных возможностей
Точка D показывает производство только потребительских товаров.
Кривая АВСD является выпуклой к началу координат. Это связано с тем, что одни ресурсы могут быть более эффективно использованы в производстве потребительских товаров, другие могут использоваться в производстве капитальных благ, причем чем выше выпуск товаров потребительского направления, тем от большего количества капитальных благ надо отказаться для получения заданного прироста потребительских товаров.
Экономисты определяют точки А, В, С и D как эффективные. Эффективнойсчитается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого товара. Количество одного товара, которым общество пожертвовало ради увеличения производства другого товара, получило название альтернативных издержек, или издержек упущенных возможностей. Точки (точка К), лежащие вне кривой, недостижимы при данном объеме ресурсов. Точки (точка М), находящиеся внутри кривой, свидетельствуют о неполном использовании имеющихся ресурсов.
Поскольку люди принимают решения, руководствуясь своими интересами, они не ограничиваются удовлетворением своих потребностей в настоящем. Они стараются позаботиться и о будущем, а потому не только потребляют блага, но и сберегают их и стараются приумножить. Существуют две альтернативы немедленного потребления хранимых благ:
1) простое хранение для последующего использования в будущем. В этом случае их количество не увеличивается;
2) применение в качестве ресурса для производства тех или иных благ. В этом случае их количество в будущем может увеличиться (зерно для посева). Благом, которое в совершенстве обладает свойствами многостороннего использования, являются деньги. Для некоторых хранимых благ верным является следующее правило: чем выше ценность хранимого блага, тем больше свободы в принятии решений о его использовании, тем меньше стимулов потреблять его как можно скорее.
Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, т. е. производство товаров наиболее дешевым способом.
Ответ на вопрос «для кого производить?» требует оптимального сочетания эффективности в распределении и равенства. Общество в лице органов власти должно создавать законы и устанавливать такие налоговые ставки и нормативы отчислений, чтобы стимулировать эффективное хозяйствование субъектов и получать часть их доходов для перераспределения в пользу тех субъектов, чьи возможности не удовлетворяют их нужды, не гарантируют их выживание. Эффективность в распределении, согласно В. Парето, считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого.
Вышеперечисленные основные экономические проблемы решаются по-разному в различные периоды времени и в различных экономических системах.