Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Общие правила, определяющие временные пределы действия норм таможенного права, содержатся в ряде статей ТК РФ 2004г.
Общие правила, определяющие временные пределы действия норм таможенного права, содержатся в ряде статей ТК РФ 2004г., в частности в ст.4 и др. Основополагающим для таможенного права является правило, согласно которому в таможенном деле применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенных органов РФ. Как и везде действующими нормативными правовыми актам признаются акты, вступившие в силу.
Нормативные правовые акты ФТС России подлежат обязательному официальному опубликованию[8] в течении 10 дней после их регистрации в Минюсте РФ. Нормативные акты ФТС России вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда акты законодательства РФ обязывают ФТС России ввести в действие нормативные акты по таможенному делу в более краткие сроки.
Нормативные правовые акты ФТС России (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию или прошедшие ее, но не опубликованные в установленном порядке, считаются не вступившие в силу и не могут применяться для регулирования отношений в таможенной сфере.
Для регулирования отношений, возникающих при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, применяются нормы таможенного права, действующие на день фактического перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
В таможенном деле действует правило: противозаконность и наказуемость действий или бездействий определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния.
Однако норма, устраняющая противозаконность и наказуемость деяния или смягчающая наказание, имеет обратную силу, т.е. с момента вступления ее в силу распространяется также на деяния, совершенные до ее издания. С момента вступления в силу нормы, устраняющей противозаконность, соответствующее деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями.
Нормы, устанавливающие наказуемость деяния или устанавливающие за него конкретное наказание, обратной силы не имеют.
Пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией РФ. Под таможенной территорией понимается территория, на которой в полном объеме действуют единое таможенное право, единые таможенные тарифы и другие средства таможенного регулирования ВЭД.
Таможенная территория РФ практически совпадает с государственной территорией РФ. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ним[9].
В тех случаях, когда в соответствии с принципами и нормами международного права в таможенную территорию включаются участки, находящиеся за пределами территориальных вод – искусственные острова, установки и т.п., ТК РФ 2004г. предусматривает возможность распространения действия таможенного права на все пространственные объекты за границей государственной территории. Согласно ч.2 ст.2 ТК РФ 2004г., таможенная территория РФ включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Аналогичным действием решается вопрос о действии таможенного права за пределами государственной территории и в ФЗ «О континентальном шельфе в ст.5 которого предусмотрено, что РФ на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешает и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе и в отношении таможенных законов и правил.
Акты федеральных государственных органов по таможенным вопросам – ФЗ, Указы президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФТС России – действуют на всей территории РФ. Акты территориальных таможенных органов действуют на территории региона деятельности соответствующего таможенного органа. В случае противоречивости актов различных таможенных органов на таможенной территории действует правовой акт вышестоящего таможенного органа.
Однако общее правило территориального действия таможенного права не является абсолютным. Оно сочетается с принципом экстерриториальности. Экстерриториальность выступает в форме исключений из таможенной территории РФ отдельных территорий, на которых таможенное право РФ не действует. Такими исключениями из таможенной территории РФ являются территории свободных экономических зон[10].
Свободная экономическая зона с точки зрения таможенного прочтения - где применяется таможенный режим «Беспошлинной торговли», при котором иностранные, ввозимые на территорию и российские товары, вывозимые с территории свободной экономической зоны освобождаются от уплаты таможенных платежей, а также применения к ним мер нетарифного регулирования.
На пространственные пределы действия таможенного права существенное влияние оказывает практика создания с другими государствами таможенных союзов, зон свободной торговли, заключение соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Таможенные союз представляет собой зону свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам не членам союза. Создание таможенных союзов означает :
§ Объединение государственных таможенных территорий в общую таможенную территорию.
§ Проведение согласованной таможенной политики и формирование единого таможенного права.
Примером может служить образование российско-белорусского таможенного союза в соответствии с Соглашением о таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года.
- Таможенные правоотношения. Субъекты таможенных правоотношений
Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права. Специфика таможенных правоотношений выражается в следующем: 1) Объект регулирования таможенных правоотношений — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.2) Таможенные правоотношения индивидуализированы - в них вступают две или более стороны, каждая из которых является конкретным субъектом, наделенным юридическими правами и обязанностями. 3) Таможенные правоотношения имеют публичный характер. 4) Возникновение таможенных правоотношений связано с волеизъявлением одной из сторон. 5) Одним из участников таможенных правоотношений является таможенный орган - специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют должностные лица таможенных органов. 6)Таможенные правоотношения охраняются от нарушений принудительной силой государства (административными и судебными органами).
Структура таможенного правоотношения состоит из объекта, субъектов и содержания (объект таможенных правоотношений — порядок перемещения товаров через таможенную границу; субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники - таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением; содержание - предусмотренные таможенным законодательством права и юридические обязанности участников).
Виды таможенных правоотношений:
- Регулятивные таможенные правоотношения выражаются в правомерном поведении участников.
- Охранительные - возникают при нарушении субъектом таможенногозаконодательства.
- Прямые таможенные правоотношения складываются при непосредственном перемещении товаров через таможенную границу.
- Косвенные - при осуществлении деятельности в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
- Простые таможенные правоотношения возникают между двумясубъектами.
- Сложные- между тремя и более.
Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники - таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением.
Субъектом таможенного права является носитель определенного вида прав и обязанностей, данных ему государством и отражающих регулирование общественных отношений в области таможенного права.
К субъектам таможенного права можно отнести:
1) таможенные органы;
2) государственных служащих таможенных органов и служащих таможенных организаций;
3) юридических лиц;
4) физических лиц.
Субъекты таможенного права в зависимости от их прав и обязанностей принято разделять на три вида: общие, специальные и иные субъекты.
Общие субъекты таможенного права – это физические и юридические лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Статья 16 ТК РФ устанавливает, что, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, субъектом таможенных правоотношений является российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.
Без заключения этой сделки российским лицом в качестве субъекта таможенного права могут рассматриваться лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами, или же иные лица, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с действующим таможенным законодательством могут совершать юридически значимые действия от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
К специальным субъектам таможенного права можно отнести таможенные органы и государственных служащих, работающих в таможенных органах, т. е. это те субъекты, которые обладают особенными правами и обязанностями в сфере таможенных правоотношений. Таможенные органы и служащие таможенных органов являются носителями особого правового статуса, установленного таможенным законодательством РФ для регулирования правоотношений в пределах компетенции таможенного права.
Иными субъектами таможенного права являются российские и иностранные юридические и физические лица, а также различного рода субъекты международных торговых отношений, так или иначе связанные таможенными правоотношениями. Юридические и физические лица РФ в равной степени обладают правами на осуществление внешнеэкономической деятельности.
По содержанию ТК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Физическими лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
- Принципы таможенного права
Принципы таможенного права- это основные, положения, на которых строится эта отрасль права, а также законодательство в области таможенного регулирования.
1.Принцип законностиимеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным законам и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ согласно ч. 2 ст. 12ТК, должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством.
Принцип взаимности и суверенного равенства государств— один из принципов международного права. В соответствии этим принципом международные договоры в таможенной сфере должны заключаться на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств, т.е. он должен обеспечивать предоставление иностранным гражданам
(юридическим лицам) определенных прав и льгот в данном государстве при условии, что его граждане (юридические лица), находящиеся в соответствующих государствах, пользуются аналогичными правами и льготами. Страны, предоставляющие РФ максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие
условия поставки собственных товаров на таможенную территорию РФ.
Принцип равноправиявыступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В области таможенного дела согласно п. 1 ст. 12 ТК, все лица на равных основаниях имеют право на вывоз товаров и транспортных средств, равно как
и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в этом праве.
4. Принцип охраны государственной и общественной безопасности согласно ст. 13 ТК означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.
Принцип защиты экономического суверенитета Россиивыражается в установлении государством количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств РФ, необходимости защиты внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов.
Принцип свободы выбора таможенного режимаустановлен ст. 156 ТК и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством.
Эти принципы таможенного права едины, неразрывно связаны между собой.