Действие норм трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц

Законы о труде вступают в силу как правило с той даты, которая указана в самом законе, если дата не указана – вступают в силу через 10 дней после опубликования в СЗ или РГ. Указы президента вступают в силу через 7 дней с момента их официального опубликования. Постановления правительства вступают в силу со дня их подписания председателем правительства. Акты центральных органов гос. управления вступают в силу после их гос. регистрации в министерстве Юстиции и официального опубликования, которое должно быть осуществлено в десятидневный срок с момента регистрации. Незарегистрированные и/или неопубликованные рассматриваются как не вступившие в с илу. Иные акты вступают в силу с момента их издания.

Нормативные акты о труде распространяются на будущее, обратной силы не имеют, если об этом не сказано в самом акте. При коллизии актов, занимающих равное положение в иерархии, применению подлежит более поздний по времени вступления в силу. Федеральные законы имеют одинаковую силу на всей территории РФ. При расхождении закона субъекта с Федеральным – применяется федеральный. Все нормы трудового законодательства могут быть разделены на общие и специальные. Первые распространяются на всех работников независимо от условий их труда, а другие распространяются лишь на отдельные категории работников (женщин, несовершеннолетних, бюджетников, занятых на тяжелых и вредных работах, временных, сезонных работников) либо на работающих в определенной местности (высокогорной, пустынной, крайнем севере).

Действие Российских нормативных актов о труде распространяется на трудовые отношения иностранных граждан, апотридов, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.

Названные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые предусмотрены для всех. Трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов совета директоров, лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера и иных лиц, если это установлено Федеральным Законом (например: трудовое законодательство не распространяется на сотрудников ФСБ). К отношениям, связанным с гражданской службой, нормы трудового права применяются в части, не урегулированной ФЗ о государственной гражданской службе РФ. Регулирование труда заключенных производится в соответствии с УИК РФ. В частности УИК закрепляет принцип обязательности труда осужденных.

04.10.11

Правоотношения в сфере труда

Основное место занимает трудовое правоотношение, т.е. возникающая на основе трудового договора юридическое отношение между работодателем и работником по поводу применения труда гражданина, в силу которых работник обязан лично выполнять работу по определенной специальности, квалификации, должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить условия труда, предусмотренные законом и соглашением сторон. Трудовые отношения необходимо отличать от отношений, вытекающих из членства в корпоративных организациях. Такие отношения являются комплексными. Они включают в себя не только трудовые, но и имущественные, организационные, а может быть еще и земельные, тогда как трудовые отношения, это отношения по найму рабочей силы. Отношения, возникшие на основе договора о членстве в хозяйственном товариществе или в связи с приобретением акций регулируются гражданским законодательством и учредительными документами предприятия.

Система правоотношений в сфере труда кроме трудовых включает в себя организационно-управленческие отношения между трудовым коллективом и работодателем, отношения по трудоустройству, по профподготовке и повышению квалификации, по социальному партнерству, по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, по рассмотрению трудовых споров. Совершенно не обязательно, что бы работник являлся участником каждого из названных отношений. Все иные, кроме трудовых, правоотношения принято делить на предшествующие (профподготовка, трудоустройство), сопутствующие, организационно-управленческие, по надзору, социально-партнерские и охрана труда и вытекающие из трудовых (процессуальные отношения по рассмотрению трудовых споров). Отношения по трудоустройству возникают в связи с обращением граждан в органы по труду и занятости с просьбой подыскать им подходящую работу. Орган по трудоустройству обязан зарегистрировать обратившегося, оказать ему содействие в поучении подходящей работы или получении специальности и квалификации, а при невозможности – выплатить государственное пособие.

Организационно-управленческие отношения в сфере труда возникают в процессе организации и управления трудом между трудовым коллективом и работодателем по поводу установления и применения условий труда, нормирования и оплаты труда и других вопросов. Основанием возникновения этих отношений является коллективный договор, либо локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и др.). В условиях перехода к рыночной экономике значение этих отношений увеличивается. Современная наука трудового права кроме организационно-управленческих отношений, существующих внутри предприятия, выделяет отношения социально-экономические, подразумевая под ним возникающие вне конкретного предприятия отношения между объединениями работодателей и работников. Другое отличие от организационно-управленческих отношений в том, что в социально-экономических правоотношениях участвует государство в лице правительства или подчиненных ему органов.

Основанием возникновения отношений по профподготовке и повышению квалификации является специальный срочный договор, носящий название «ученического». Содержание этих отношений не труд, а обучение определенной специальности или квалификации в процессе туда. После прохождения обучения ученик сдает квалификационный экзамен и становится участником трудовых отношений, либо условия заключенного с работником трудового договора изменяются.

Управомоченными субъектами отношений по надзору за охраной труда являются специализированные государственные и профсоюзные органы, а обязанными субъектами – работодатели и должностные лица, составляющие администрацию предприятия. Эти отношения существуют всегда вместе с трудовыми отношениями. Содержание этих отношений заключается в совокупности прав и обязанностей сторон по обеспечению безопасных условий труда. Надзорную деятельность вправе осуществлять: прокуратура, техническая и правовая инспекция профсоюзов, госсанэпиднадзор и другие федеральные надзорные органы названные в статьях 356-368 ТК РФ. Среди органов, осуществляющих надзор за охраной труда и соблюдением трудового законодательства следует выделить Федеральную Инспекцию Труда (ФИТ) и подведомственные ей государственные инспекции труда и государственных инспекторов по охране труда. Их компетенции посвящена глава 57 ТК РФ.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают в связи с рассмотрением компетентными органами индивидуальных и коллективных споров. Это процессуальные правоотношения. Правоотношения включает в себя содержание, субъектов, основание возникновения и прекращения. Содержание правоотношения это права и обязанности его субъектов. Они закрепляются в трудовом законодательстве и соглашении субъектов, т.е. в трудовом и коллективном договоре. В качестве оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений выступают юридические факты. Основанием возникновения трудового правоотношения обычно является трудовой договор. Иными фактами могут быть административно-правовой акт о направлении на работу, решение трудового коллектива об избрании руководителя. Юридические факты, с которыми связано изменение трудового отношения, как правило, включают соглашение сторон. Основанием прекращения трудовых отношений может служить как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. Особым основанием прекращения трудовых отношений являются факты, порождаемые третьим лицом, т.е. не стороной правоотношений. Это призыв в Российскую Армию или вынесение судом приговора с наказание, исключающем возможность продолжения работы. Поскольку трудовое правоотношение носит личный характер, оно естественно прекращается в связи со смертью работника и в связи с признанием его умершим.

Субъектами правоотношений в сфере труда являются: работники (только физические лица), работодатели (физические и юридические лица), трудовые коллективы, различные государственные и профсоюзные органы. Законодатель наделяет субъектов правовым статусом, т.е. юридически закрепленным базовым положением возможного участника конкретного правоотношения. Содержание статуса включает: трудовую правосубъектность, установленные законом права и обязанности, гарантии этих прав и обязанностей и ответственность за неисполнение обязанностей.

Трудовая правосубъектность состоит из 3-х элементов:

- трудовой правоспособности, т.е. способности иметь трудовые права

- трудовой дееспособности, т.е. осуществлять своими действиями

- деликтоспособности – способность нести ответственность за трудовые правоотношения.

Субъективные права и обязанности, содержащие особенности правового статуса закреплены в ст.ст. 21,22 ТК РФ. Их называют статутными, в отличии от тех конкретных прав и обязанностей, которые составляют содержание конкретных правоотношений. Так работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке, установленном Федеральными законами, на рабочее место, на отдых, на ведение коллективных переговоров и т.д. Работник обязан: исполнять трудовые обязанности добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относится к имуществу работодателя и т.д. Работодатель обязан: обеспечивать безопасность труда, равную оплату за равный труд, осуществлять обязательное социальное страхование и т.д. Работодатель имеет право требовать от работников исполнение трудовых обязанностей, принимать локальные нормативные акты, поощрять за добросовестный труд и т.д. Гарантии осуществления прав и ответственность за надлежащее исполнение обязанностей придают правовому статусу необходимую определенность и устойчивость. Самая распространенная и многочисленная категория субъектов трудового права – физические лица. Это работники, т.е. лица наемного труда, работодатели, т.е. предприниматели, работающие собственники, т.е. члены различных корпораций.

Граждане, как участники трудовой деятельности, должны обладать фактической способностью к труду, которая зависит от физических и умственных возможностей человека, однако закон признает граждан не с момента возникновения у них фактической способности к труду, а с появлением к способности к труду как к правовой категории, или, что то же самое, с момента возникновения трудовой правосубъектности.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. В случаях получения основного общего образования, либо продолжения его освоения по иной, чем очная, форме, либо оставление общеобразовательного учреждения по разрешенным основаниям, трудовой договор могут заключать достигшие 15-ти летнего возраста для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия родителей и органа опеки для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, трудовой договор может быть заключен с 14-ти летним. В организациях кинемотографии, театров, цирков, допускается с согласия родителей и органов опеки заключение трудового договора с лицами не достигшими 14-ти лет, если это не причиняет вреда здоровью и нравственному развитию. В этом случае трудовой договор подписывается родителем, а в разрешении органа опеки должна быть указана максимальная продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых она должна выполняться. Прием на работу на некоторые виды работ предусматривается с более позднего, чем 16 лет возраста. На вредные и тяжелые работы – 18 лет, на опасные взрывные работы – 21 год. Помимо возрастного критерия, трудовую правосубъектность определяет так же волевой критерий, т.е. состояние волевой способности к труду и предпринимательству. Не могут быть субъектами трудовых отношений недееспособные лица, а на государственную службу не принимаются и ограниченно дееспособные лица. Закон гарантирует равную для всех граждан трудовую правосубъектность. Ее ограничение допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Полное и постоянное лишение гражданина трудовой правосубъектности не допускается. Ограничение может быть только частично и только временно: суд вправе лишить осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на фиксированный в приговоре срок.

Право на предпринимательскую деятельность имеют все трудопособные граждане, не ограниченные в дееспособности. Физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вести крестьянское (фермерское) хозяйство. С момент государственной регистрации в качестве ИП физическое лицо приобретает статус работодателя. Предпринимательство может осуществляться самим собственником имущества, либо специальным лицом, управляющим имуществом собственника на основании договора о хозяйственном ведении. После заключения договора, собственник не имеет права вмешиваться в деятельность управляющего, за исключением случаев, прямо предусмотренных договором и законом. В частности, это относится к деятельности управляющего по подбору и расстановке кадров, организации и оплате труда, обеспечению дисциплины труда. Действующий закон не устанавливает минимального возраста гражданина работодателя, т.е. по общему правилу это 16 лет. На работодателя физическое лицо закон возлагает дополнительную обязанность зарегистрировать письменный трудовой договор, заключенный с работником, в соответствующем органе местного самоуправления.

Особую категорию граждан-субъектов трудового права составляют лица, совместно занимающиеся предпринимательством и работающие собственники. Их особое положение определяется тем, что трудовая правосубъектность для них переплетается с гражданской правосубъектностью, поскольку их труд осуществляется внутри кооперации собственников. Согласно ГК РФ участниками, учредителями, членами организаций и имеющими в отношении последних обязательственные права могут быть участники, учредители хозяйственных обществ, участники полных и на вере товариществ, члены производственных и потребительских кооперативов. Труд работающих участников хозяйственных обществ регулируется трудовым правом, т.к. в законодательстве об этих обществах отсутствуют нормы о регулировании труда их членов. С работающими участниками хозяйственных обществ должны заключаться трудовые договоры, за исключением случая, когда единственным участником является руководитель общества. Полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. При этом, каждый товарищ должен быть зарегистрирован как ИП. Труд предпринимателей трудовым правом не регулируется, поэтому применение трудового законодательства к труду полных товарищей не возможно. Правила их деятельности полностью определяются отношениями членства. В товариществе на вере, помимо полных товарищей, имеются товарищи-вкладчики. Работающие товарищи-вкладчики должны заключать трудовой договор. Их труд подпадает под действие норм трудового законодательства. Вкладчики не участвуют в управлении и ведении дел товарищества на вере. Они лишь вправе получить часть прибыли товарищества и это обстоятельство повлиять на трудовые отношения не может.

Трудовые отношения членов производственного кооператива регулируются ФЗ «О производственных кооперативах» и уставом кооператива, а трудовые отношения наемных работников – законодательством о труде (ст. 19 ФЗ о производственных кооперативах), следовательно, с членами производственных кооперативов трудовой договор не заключается. Специальное законодательство не предусматривает ни каких исключений в части применения труда членов потребительских кооперативов, поэтому их труд регулируется на основе общих норм трудового права, и с ними нужно заключать трудовой договор.

На ряду с трудовой правосубъектностью

18.10.2011

Правовое положение профсоюзов

Традиционно, значительная часть полномочий трудового коллектива закреплены в коллективном договоре. Как правило, Профсоюзы заключают коллективный договор от имени трудового коллектива с участием выборного проф. Органа осуществляется увольнение руководителей, нарушающих законодательство о труде, увольнение работников по инициативе администрации, утверждение графиков сменности, проведение сверхурочных работ и работ в выходные дни, расследование несчастных случаев на производстве и многое другое. Современные профсоюзы – это основанные на членстве добровольные, независимые общественные организации, объединяющие наемных работников. Профессиональные союзы – самая массовая общественная организация. Вступить в профсоюз может любой гражданин, достигший 14-ти летнего возраста и осуществляющий трудовую деятельность. В конституции сказано, что каждый имеет право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Правовое положение профсоюзов закреплено в ТК РФ, законе 95 года об общественных объединениях и законе 96 года о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.

Основные функции профсоюзов: представительская и защитная. Описанию функции защиты интересов работников посвящена глава 58 ТК РФ, а представительская функция названа в ст. 29 ТК РФ, где сказано, что профсоюзы являются представителями работников в социальном партнерстве. Кроме того, профсоюзы участвуют в нормотворчестве, где проявляются обе функции. Профсоюзы строятся по производственно-территориальному принципу. Их объединения делятся на общероссийские, региональные и межрегиональные. В последнее время роль профсоюзов, как защитников и представителей работников уменьшается. Это проявляется в том, что они лишены права законодательной инициативы и права управления социальным страхованием.

Законодательство и наука выделяют принципы деятельности профсоюзов:

1. Независимость – т.е. недопустимость вмешательства в деятельность;

2. Имущественная самостоятельность;

3. Самоуправление – т.е. право самостоятельно регулировать свою внутреннюю деятельность;

4. Добровольность объединения;

5. Равенство всех профсоюзов перед законом.

Правовой статус профсоюзов определяется через правомочия его органов. Основными субъектами этих правомочий являются профсоюзные комитеты организаций. Они представляют интересы работников по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Профкомы представляют и защищают интересы членов своей организации, когда речь идет о защите трудовых прав конкретного работника. Разумеется, закон не запрещает профсоюзу встать на защиту тех работников, которые не состоят в данной организации. Профком может это сделать по собственной инициативе и по просьбе работника. В тех случаях, когда речь идет о коллективных правах и интересах работника, профсоюзы действуют независимо от того, состоят ли все работники членами профсоюза. Это объясняется тем, что закон не допускает различия в условиях труда в зависимости от членства в том или ином общественном объединении. Функции профсоюзов реализуются при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, а так же процессе участи профсоюзов в отношениях социального партнерства и, наконец, при разрешении трудовых споров. Функция контроля за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актах содержащих нормы трудового права реализуются в деятельности профсоюзных инспекций труда. Входящие в инспекцию правовые и технические инспектора имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и выполнения условий коллективного договора и соглашения. Профсоюзные инспектора труда имеют право:

- осуществлять проверку условий труда и охраны труда.

- принимать участие в комиссии по приему в эксплуатацию объектов.

- проводить независимую экспертизу условий труда.

- получать информацию от руководителей об условиях труда, а так же получать информацию обо всех несчастных случаях и проф. Заболеваниях.

- требовать прекращения работы в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью.

- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений.

- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве.

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров.

- принимать участие в разработке проектов ФЗ и иных не нормативных правовых актов.

- обращаться в соответствующие органы с требованием привлечения к ответственности виновных в нарушении трудового законодательства.

Случаи принятия работодателем решения с учетом мнения представительного органа работников отражены в статьях 73, 82, 99, 103, 113, 123, 154, 162, 190, 301 ТК РФ. Перед принятием локального нормативного акта работодатель должен направить его проект в выборный профсоюзный орган, а последний, в течении пяти дней должен сообщить работодателю свое мотивированное мнение о принятии/не принятии акта в письменной форме. Работодатель может согласиться с этим мнением, а при несогласии с ним – обязан в трехдневный срок провести с профорганом дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения. При не достижении согласия работодатель все равно может принять локальный нормативный акт. В этом случае, выборный профорган вправе начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течении месяца со дня получения жалобы профоргана провести проверку и в случае выявления нарушения законодательства выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.

При расторжении трудового договора по инициативе работодателя, он обязан направить в профорган проект приказа, а так же копии документов, послуживших основанием для принятия решения. В течении 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа, профорган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение. Не мотивированное мнение и мнение выданное работодателю за пределами 7-и дней работодатель вправе не учитывать. Если профорган выразил несогласие, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При не достижении согласия работодатель имеет право принять решение, а профорган обжаловать его в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течении 10 дней рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания увольнения незаконным, выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Под гарантиями прав профсоюзов понимаются государственно-правовые средства, охраняющие и защищающие права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В системе юридических гарантий различаются имущественные и личные гарантии. Обязанность госорганов и работодателей содействовать деятельности профсоюзов, осуществление надзора за соблюдением прав профсоюзов и меры юридической ответственности.

Имущественные гарантии – закрепленные в законе права юридического лица, в частности право собственности на имущество и денежные средства, право владение и пользование имуществом, переданным в хозяйственное управление.

Личные гарантии – это дополнительные трудовые гарантии для лиц, избранных профорганами. Особый порядок перевода на другую работу, наложение дисциплинарных взысканий и увольнение по инициативе администрации.

Содействие профсоюзам в их деятельности проявляется в предоставлении профорганам бесплатно необходимых помещений с соответствующим оборудованием для работы самого органа, для проведения собрания работников, в предоставлении транспортных средств и средств связи, в отчислениях профорганам денежных средств на культурно-массовую и спортивную работу.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов осуществляет прокуратура. Общественный надзор осуществляют сами профсоюзы. За несоблюдение прав профсоюзов возможны все виды ответственности. Особой юридической гарантией прав профсоюзов является возможность их собственной ответственности. Основанием для такой ответственности может служить, например, невыполнение профорганом своих обязательств по коллективному договору, либо организация забастовки, признанной незаконной. Как правило, в подобных случаях для профсоюзной организации наступает имущественная ответственность, а именно обязанность возместить убытки. Штатные работники профорганов, по вине которых профорган привлечен к ответственности, в свою очередь, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемых должностей. Не штатные работники профорганов несут общественную ответственность согласно уставов организаций. Крайней мерой является отзыв из состава профорганов.

Наши рекомендации