Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности студентов строго обязателен.

Инструктаж проводится заранее со всеми студентами без исключения на основании распоряжения по факультету под личную подпись студента в журнале проведения инструктажа в соответствии с утвержденными в университете инструкциями.

Студенты, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, на практику не допускаются.

Вид, содержание и порядок проведения инструктажа заранее согласовываются с начальником отдела по технике безопасности университета.

Структура и содержание отчета по преддипломной практике

Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки специалиста и проводится с целью овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика проводиться в сроки согласно ГОС ВПО и учебным планам, указанным в таблице 1.

Таблица 1 – Сроки и длительность прохождения преддипломной практики

Форма обучения Срок обучения Время прохождения практики Срок прохождения практики
Очная 5 лет 10-й семестр 5 недель
Очная 3 года 6 месяцев 7-й семестр 5 недель
Заочная 5 лет 10 месяцев 11-й семестр 5 недель
Заочная 3 года 10 месяцев 8-й семестр 5 недель

Предполагается, что к началу преддипломной практики студенты, выбрав специализацию, определят для себя направления практической деятельности и тему выпускной квалификационной работы (дипломной работы), а также содержание индивидуальных заданий для сбора и изучения исходных материалов организации (базы практики).

Перед прохождением преддипломной практики студент должен завершить сбор и оформление теоретического материала для ВКР.

Отчет по практике должен состоять из введения, двух-трех разделов, заключения.

Структура отчета включает:

- титульный лист (см. Приложение );

- содержание;

- обозначения и сокращения (необязательный элемент);

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

При составлении содержания отчета следует определить содержание отдельных разделов и дать им соответствующие названия. Необходимо также продумать содержание каждого раздела и наметить в виде подразделов последовательность тех вопросов, которые предполагается рассмотреть. Разделы должны заканчиваться общими выводами.

Во введенииследует раскрыть основное содержание, показать значение преддипломной практики в подготовке специалиста.

Далее логично перейти к формулировке цели преддипломной практики. Цель – это основной предполагаемый результат, к которому стремится студент в процессе практики. Цель практики начинается со слов: изучить, описать, проанализировать и т. д.

Из цели вытекают задачи преддипломной практики, которые предстоит решать в процессе практической деятельности. Задачи формулируются в виде перечисления (ознакомиться…, описать…, изучить…, проанализировать…, установить…, рассмотреть…, разработать…, предложить… и т. п.).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета изучения при прохождении преддипломной практики. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Как правило, в качестве объекта преддипломной практики выступает исследуемая организация. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. Именно предмет исследования определяет тему дальнейшей ВКР.

Во введении необходимо определить методологические и информационные источники, а также период исследования. В качестве информационной и методической базы выступают нормативные акты по теме ВКР, статьи, учебные пособия авторов, специализирующихся в данной области, а также материалы организации.

В качестве источников информации в лесничествах и лесопарках могут выступать: Устав лесничеств и лесопарков, бухгалтерская, статистическая и внутренняя отчетность, первичная и распорядительная документация.

Основным документом для планирования объемов по всем лесохозяйственным мероприятиям является проект лесоустройства. В проекте лесоустройства (типовом проекте организации ведения лесного хозяйства) рекомендованы лесохозяйственные мероприятия по ведению лесного хозяйства с указанием объемов, на основании которых составляются текущие планы работ (виды рубок, количество древесины, ежегодно назначаемое в рубку по каждому виду рубок, вырубаемая площадь, строительство лесохозяйственных дорог, расчистка квартальных просек, посадка леса, устройство противопожарных разрывов, уходы за минерализованными полосами и т. д.).

Источниками информации по лесничествам, лесопаркам (ранее лесхозам) также могут служить:

­ производственный план по лесному хозяйству;

­ отчет о выполнении производственно-финансового плана по лесному хозяйству – форма № 10-лесхоз;

­ отчетная ведомость по движению и расходованию ассигнований – № 18-ЛХ;

­ отчет о платежах за пользование лесным фондом;

­ сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям (форма № 21-ЛХ (доходы));

­ сведения о проведении лесовосстановительных работ (1-ЛХ);

­ сведения о лесных пожарах (5-ЛХ);

­ сведения о лесозащите (12-ЛХ);

­ сведения о численности и заработной плате работников в лесном хозяйстве – форма № 1-Т (лес);

­ сведения о заготовке и реализации лесхозами древесины от рубок промежуточного пользования и прочих рубок;

­ нормативно-технологические карты и технологические карты;

­ коллективный договор;

­ штатное расписание;

­ положение о премировании работников и др.

В лесничествах и лесопарках (ранее лесхозах) источником информации могут выступать формы бухгалтерской отчетности, действующие до 2005 г.:

o баланс исполнения сметы доходов и расходов (форма № 1);

o баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 1-1);

o отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма № 2);

o отчет об использовании сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 4);

o отчет о движении основных средств (форма № 5);

o отчет о движении материальных запасов (форма № 6).

Необходимо заметить, что, начиная с отчетности за январь 2005 г. Приказом Минфина РФ от 21 января 2005 г. № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» введены новые формы отчетности:

­ баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

­ баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

­ баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

­ баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);

­ пояснительная записка (ф. 0503160);

­ отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

­ отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);

­ отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

­ отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);

­ месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);

­ справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);

­ справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

­ справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126) и др.

Источниками информации на лесопромышленных, деревообрабатывающих предприятиях могут служить: Устав, учредительный договор, первичная и распорядительная документация, статистическая и внутренняя отчетность, а также формы бухгалтерской отчетности:

­ бухгалтерский баланс (форма № 1);

­ отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

­ отчет об изменении капитала (форма № 3);

­ отчет о движении денежных средств (форма № 4);

­ приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

­ пояснительная записка;

­ аудиторское заключение.

Рекомендуется отчетность организации привести в приложении за 3 – 5 последних лет.

Во введении может быть дана общая характеристика использованной литературы и фактического материала, степень освещенности вопросов темы в нормативных документах и книгах. Обязательным элементом введения является указание на методы исследования (общие методы, методы планирования, экономического анализа и др.).

Объем введения не должен превышать трех страниц машинописного текста.

Основная часть отчета включает в себя аналитические и проектный (рекомендательный) разделы. Она может состоять из двух или трех разделов (глав).

Первый разделможет быть назван как «Организационно-экономическая характеристика организации» и должен включать, в зависимости от правовой формы организации и выбранной темы ВКР (пункты, указанные ниже, выбираются студентом самостоятельно и в зависимости от темы носят рекомендательный характер):

1. Общую характеристику организации:

­ местонахождение, его организационно-правовую форму;

­ вопросы деятельности акционерных обществ: подготовка и проведение общих собраний акционеров, выбор совета директоров правления, состав вопросов, решаемых на каждом уровне – работа с ценными бумагами, ведение реестра акционеров, выплата доходов по акциям, положение о дивидендах, права акционеров и имущественные споры и т. п.;

­ взаимоотношения с владельцем лесного фонда;

­ система управления;

­ основные виды деятельности, состав производств, производственная структура;

­ природно-климатические условия;

­ пути транспорта;

­ характеристика лесосечного фонда;

­ объемы производства;

­ инвестиционная политика;

­ задачи планирования деятельности предприятия (организации) в современных условиях, используемые методы и виды планирования. Действующие документы по текущему и перспективному планированию, порядок составления производственно-финансового плана, смет доходов и расходов, планирования источников финансирования. Обоснованность норм, применяемых при планировании (нормы выработки, нормы расхода сырья, материалов, электроэнергии и др.);

­ практика экономической работы в отделах финансово-экономического профиля, круг вопросов, решаемых в различных отделах (практика текущего бухгалтерского учета, порядок налогообложения: виды налогов, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогам, порядок исчисления и сроки уплаты налогов; должностные обязанности работников; методы и виды планирования, действующие документы по текущему и перспективному планированию, порядок составления производственно-финансового плана, смет доходов и расходов, планирования источников финансирования, обоснованность нормы выработки, нормы расхода сырья, материалов, электроэнергии и др., применяемых при планировании);

­ действующие формы хозяйственного расчета (бригадный, коллективный, арендный подряд). Сущность, принципиальные отличия и эффективность различных форм хозяйственного расчета;

­ порядок проведения аукционов на государственные закупки товаров (работ, услуг);

­ мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Экологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты использования природных ресурсов и размещения отходов. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды, за пользование природными ресурсами; использование отходов.

2. Анализ организационно-технического уровня предприятия (организации); его соответствие научным рекомендациям, зарубежному и отечественному опыту.

3. Краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три-пять последних отчетных периодов. В данном подразделе могут найти отражение вопросы обеспеченности организации такими важными ресурсами, как человеческие кадры, основные и оборотные средства. В этом же подразделе рекомендуется приводить экспресс-анализ финансового состояния.

По перечисленным выше вопросам студент должен изучить существующее положение дел, определить «узкие места» хозяйственной деятельности, наметить возможные варианты ее улучшения и обсудить их с руководителем практики от организации.

Для оформления данного раздела можно воспользоваться примерными таблицами, приведенными в приложениях Б – К. Отдельные виды таблиц могут быть использованы во втором разделе отчета. Содержание каждой таблицы должно быть тщательно проанализировано.

Объем данного раздела может составлять 8 – 15 страниц.

Второй раздел должен носить аналитический и проектный характер. В нем в зависимости от темы ВКР детально раскрывается суть исследуемой проблемы, дана характеристика и анализ предмета исследования. В этом же разделе приводятся рекомендации и мероприятия по решению выявленных проблем. Все рекомендации должны быть экономически обоснованы. Студент в зависимости от темы ВКР может разработать бизнес-план, инвестиционный проект и рассчитать его эффективность; предложить новые методы планирования и определения нормативов по всем видам работ, новые способы мотивации работников для увеличения их производительности труда; определить резервы эффективного использования основных, оборотных средств и трудовых ресурсов, основные направления повышения эффективности производства, финансовой устойчивости, платежеспособности, конкурентоспособности продукции и др.

Объем второго раздела может составлять 15 – 20 страниц.

Заключение является своеобразным итогом всей выполненной работы. Оно должно быть четким и лаконичным по форме, содержать общую оценку хозяйственной деятельности организации и выявленных недостатков, меры по их устранению и рекомендации по совершенствованию хозяйственной деятельности организации, эффективному использованию имеющихся ресурсов.

В конце отчета должен быть указан список использованных источников.

Отчет может содержать приложения в виде таблиц, диаграмм, схем, учетных регистров, форм отчетности и т. п.

Отчет должен быть подписан студентом-выпускником лично. Подпись с указанием даты проставляется на последнем листе заключения.

Всю ответственность за сведения, изложенные в отчете, порядок их использования при обработке фактического материала, обоснованность и достоверность выводов и предложений несет непосредственно автор отчета.

Индивидуальное задание

Важным элементом самостоятельной работы студентов во время прохождения практики является выполнение индивидуального задания по специальности. Это задание выдается студенту перед выездом на предприятие руководителем практики от кафедры экономики. Студент выполняет индивидуальное задание согласно методическим указаниям, выдаваемым руководителем вместе с заданием.

Тематика индивидуальных заданий устанавливается кафедрой. Задание может быть посвящено углубленному изучению методов организации или планирования производства и работ, вопросам анализа хозяйственной деятельности, обобщению опыта работы лучших цехов, участков, бригад, вопросам организации и нормирования труда, использованию материальных, трудовых и природных ресурсов, выявлению резервов производства, изучению вопросов налогообложения, арендных отношений при использовании лесных ресурсов и др.

Отчет по индивидуальному заданию является самостоятельным разделом отчета по практике.

Наши рекомендации