Перспективные разработки в области информатизации муниципального управления
Несмотря на меры, принимаемые по информатизации государственного управления, в муниципальных образованиях, как правило, используют те или иные автономные системы (АИС или АРМ) по отдельным видам деятельности административных органов власти и управления. В таких случаях, как бухгалтерский учет или расчет коммунальных платежей, автономность АИС является допустимой. Однако для устранения двойного ввода информации и обеспечения на этой основе достоверности и уникальности информации о каждом учетном объекте, а также для решения задач административного управления на базе всех первичных информационных ресурсов крайне актуальна модернизация локальных АИС в направлении обеспечения их совместимости.
Потребность в модернизации локальных АИС в органах государственного управления особенно высока в условиях постоянного изменения как организационной структуры органов власти и управления, так и схемы деловых процессов в этих органах. Автономные системы в этих случаях имеют крайне ограниченные возможности по адаптации к изменяющимся условиям. Например, после выхода нового закона о порядке регистрации актов гражданского состояния большинство созданных АИС «ЗАГС» оказались непригодными, так как изменились и формы документов, которые система должна выводить на печать, объем регистрируемых сведений.
Всероссийским НИИ проблем вычислительной техники и информатизации Минкомсвязи России (ВНИИПВТИ) разработана и внедряется в муниципальных образованиях Российской Федерации типовая территориальная информационная система муниципального образования (ТИС-МО) ТИС-МО предназначена:
- для автоматизации административных функций органов местного самоуправления (администрация муниципального образования, муниципальные предприятия, учреждения и др.);
- автоматизации деятельности территориальных структур органов государственной власти;
- информационно-аналитической поддержки повседневной деятельности администраций муниципальных образований на основе анализа и обработки всех первичных информационных ресурсов вне зависимости от ведомственной подчиненности органов, производящих их первичное накопление.
В результате внедрения ТИС-МО повышается производительность работы низовых органов власти и управления, повышаются корректность и достоверность вносимых данных, формируются компьютерные БД по всем информационным ресурсам территории.
Структура ТИС-МО. ТИС-МО состоит из ряда функциональных АИС, территориально разнесенных и связанных единой средой передачи данных. Отдельная АИС, установленная в каком-либо органе власти и управления, является узлом ТИС-МО. Каждый узел ТИС-МО физически является ЛВС или отдельным компьютером и представляет собой одно или несколько АРМ сотрудников соответствующих подразделений органов государственной власти и управления.
Все информационно-коммуникационные узлы могут быть связаны между собой через локальные сети, модемные каналы (электронная почта) или осуществлять обмен данными на дискетах. В результате информационные узлы образуют интегрированную территориальную информационную систему. Структура ТИС-МО может характеризоваться как типовая (см. главу 1).
Органы государственной власти и управления, в которых развернуты узлы ТИС, могут иметь разную ведомственную принадлежность, но, входя в состав ТИС, каждый из них имеет возможность корпоративного использования всех данных, собираемых и обрабатываемых другими структурами власти и управления, охваченными системой. Права доступа к данным регулируются действующими нормативными документами и распоряжениями администрации и настраиваются при вводе системы или в процессе ее эксплуатации. Системная архитектура ТИС сформирована так, что обеспечивается распределенное хранение и использование данных, реализуемое на основе стандартных телекоммуникационных сетей, включая коммутируемые или выделенные телефонные каналы.
В целом территориальная информационная система состоит из трех уровней (рис. 8.3). Первый уровень — уровень взаимодействия с населением. Реализуется через автоматизированные, в том числе интерактивные, системы расчетов и платежей. Примером могут являться интернет-счета, банкоматы, позволяющие оплачивать коммунальные услуги, услуги связи, штрафы и пр., т.е. постепенно осуществляется переход к системе «одного окна». Второй уровень ТИС-МО предназначен для общения подразделений администрации территории между собой и доступа к информационным центрам. Третий уровень информационной системы — это уровень поддержки принятия решений. Он создается специально для главы города, его заместителей и включает в себя аппарат анализа данных в различных средах и во времени. Программное обеспечение. ТИС-МО представляет собой унифицированный программный пакет, обладающий относительно низкой стоимостью и позволяющий создавать мощную развивающуюся информационную систему, не прибегая к дорогостоящим вычислительным и телекоммуникационным решениям В пакет ТИС-МО входят нескольких программных продуктов, реализующих информационные технологии создания единой системы информационных ресурсов.
Предлагаемые решения позволяют:
- создавать АРМ для АИС административных органов и формировать корпоративно используемые информационные ресурсы территории в форме территориально распределенных и сопряженных между собой БД семантической информации.
Предлагаются разработки ВНИИПВТИ, реализованные на специализированных программных модулях ООО «Агентство разработчиков систем и новых технологий (АРСИНТ)» (http://www.actinfotech.ru/). В настоящее время программное обеспечение внедряется в муниципальных образованиях Московской области: «Система учета и контроля лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на территории МО», «ЗАГС», «Жилищные субсидии», «Ведение баз данных граждан льготных категорий в отделе социальной защиты» и пр.;
- формировать и использовать БД пространственной информации на основе ГИС-технологий, реализуемых с использованием серийных программных продуктов (см. главу 3);
- обеспечивать информационное взаимодействие между узлами территориальной информационной системы, используя специально разработанные коммуникационные системы.
Предлагается коммуникационная система «Дионис» НПП «Фактор» — программно-техническое решение информационно-телекоммуникационной среды многоцелевого назначения. Система «Дионис» использует различные линии связи (коммутируемые и выделенные телефонные, телеграфные, телексные, современные цифровые, а также общедоступные сети передачи данных с коммутацией пакетов Х.25 и TCP/IP). Основой технологии являются многопользовательские сетевые центры (хосты) «Дионис», работающие в терминальном и пакетном режимах;
- обеспечивать защиту информации от несанкционированного доступа на основе специально разработанных программно-аппаратных комплексов защиты информации.
Разработан аппаратный модуль доверенной загрузки «Аккорд-АМДЗ» ОКБ САПР для IBM-совместимых ПК-серверов и рабочих станций локальной сети, обеспечивающий защиту устройств и информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Доверенная загрузка — это загрузка различных операционных систем только с заранее определенных постоянных носителей (например, только с жесткого диска) после успешного завершения специальных процедур: проверки целостности технических и программных средств ПК (с использованием механизма пошагового контроля целостности) и идентификации-аутентификации пользователя.