Виды наименований мест происхождения товаров
Наименования мест происхождения товаров условно можно разделить на несколько видов.
1. Наименования мест происхождения товаров можно подразделить на три группы в зависимости от обозначенных ими товаров, особые свойства которых сформировались под воздействием:
– природных условий;
– людских факторов;
– природных условий и людских факторов.
2. В зависимости от территории, географическая среда которой обусловила появление наименование места происхождения товара, данный объект может быть национальным или интернациональным.
Наименования мест происхождения товаров можно отнести к национальным, когда они обозначают товары, особые свойства которых обусловлены географической средой, характерной для территории одной страны. Эти наименования имеют экономическое значение только для соответствующей страны, и их правовая охрана регулируется национальными законодательствами.
Наименования мест происхождения товаров могут быть отнесены к интернациональным (международным), если они служат для обозначения товаров, особые свойства которых обусловлены географической средой, характерной для территории двух или более стран.
Отличие международных мест происхождения товаров от национальных состоит в том, что экономические и правовые отношения, связанные с их использованием и правовой охраной, приобретают международный характер, так как право пользования такими наименованиями предоставляется предприятиям и лицам из разных стран. Как показывает практика, все вопросы, связанные с использованием и правовой охраной международных наименований, регулируются заинтересованными странами на договорной основе путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.
3. В зависимости от формы установленного контроля в практике ряда стран (Франция, Италия, Португалия) наименования мест происхождения товаров принято делить на:
– обыкновенные, когда естественные специфические свойства товаров, ими обозначенных, формируются под влиянием географической среды;
– регламентированные, когда специфические особенности обозначенных ими товаров, как и требования их производства, предварительно регламентированы. Контроль за их соответствием осуществляется в конечной фазе производства или перед выпуском продукции на рынок;
– контролируемые (или гарантированные), когда контроль за особыми свойствами обозначенных ими товаров осуществляется на всех этапах производства, во всех технологических процессах и охватывает все факторы, которые их обусловливают.
Гарантированные наименования мест происхождения представляют собой высшую категорию географических обозначений. Эта гарантия приобретает правовой смысл при включении в качестве обязательного условия в двусторонние договоры со всеми вытекающими последствиями. Такие наименования мест происхождения товаров имеют наибольшую ценность, так как обозначенные ими товары пользуются постоянным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Функции товарного знака
Товарный знак (торговая марка) обладает следующими основными функциями: отличительная (обозначение изготовителя, продавца) индивидуализирующая (выделяющая конкретный товар) рекламная (активно используется в рекламе) стимулирующая (качественная) охранная (защитная). Кроме того, товарный знак обладает еще целым рядом функций: облегчает опознание и запоминание товара, указывает на происхождение товара и может нести информацию о нем, стимулирует желание купить. С этими особенностями товарного знака связано такое явление в мире как подделка и продажа товаров под товарными знаками (сходными товарными знаками) известных фирм. На российском рынке - это одежда, обувь, бытовая техника и т.д., что приносит огромные прибыли "пиратам" и наносит фирмам - владельцам товарных знаков ощутимый ущерб, как материальный, так и моральный - плохое качество поддельных товаров отражается на престиже фирмы. Государство защищает владельцев товарных знаков от нарушения их прав другими лицами, а именно, исключительное право владельца товарного знака возникает после государственной регистрации товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) на определенную группу товаров и услуг. Товарный знак регистрируется на имя того, кто подал заявку первым. С 1992 года в России действует Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товара", в котором также предусмотрены гражданская и уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака, зарегистрированного в установленном этим Законом порядке. С введением этого Закона и становлением рынка в России началась бурная регистрация товарных знаков как зарубежных, так и отечественных производителей. Если фирма твердо и серьезно намерена работать на рынке товаров и услуг, то, разработав фирменное обозначение, его необходимо зарегистрировать в качестве товарного знака, т.к. проводя рекламную кампанию и затрачивая на нее определенные средства, владелец незарегистрированного обозначения рискует его потерять.