Этапы прохождения производственной (преддипломной) практики
Производственная практика состоит из следующих этапов:
Организация практики
Перед началом практики, руководствуясь темами выпускных квалификационных работ, кафедра:
• распределяет обучающихся по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами;
• назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных преподавателей кафедры. Совместно с руководителем обучающийся составляет рабочий план прохождения практики.
Подготовительный этап
Руководитель практики от кафедры ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от организации — базы практики.
Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов. Руководитель практики от организации:
• знакомит обучающихся с объектом практики;
• осуществляет повседневное руководство и контроль за ходом практики;
• консультирует и помогает обучающимся в сборе необходимых материалов по теме выпускной работы.
Обучающиеся, проходящие практику на промышленном предприятии, проходят инструктаж по технике безопасности.
3. Сбор, обработка и анализ экономической и организационно-управленческой информации
Содержанием производственной (преддипломной) практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составлением общей характеристики организации — базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе — с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме выпускной квалификационной работы проблеме, его влиянием на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.
Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части выпускной квалификационной работы.
С этой целью обучающийся должен:
1. Изучить общие сведения об организации — базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:
• специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
• производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);
• организационную структуру управления организацией;
• уровень специализации и кооперирования предприятия; его место на отраслевом рынке;
• общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.
2. Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.
3. Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной, коммерческий и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям эффективности, в том числе:
• объем производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;
• затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
• прибыль (доход) и рентабельность;
• организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;
• численность работающих и их соотношения (по категориям), производительность труда, фонд оплаты труда;
• финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).
Для качественного анализа результатов деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2-3 года).
В соответствии с темой выпускной работы студент совместно с руководителем конкретизирует направления анализа деятельности организации — базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.
Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:
• финансового отчета;
• отчета о финансовых результатах;
• бухгалтерского баланса;
• устава организации;
• штатного расписания;
• правил внутреннего трудового распорядка;
• положений о подразделениях;
• должностных инструкций;
• положения по оплате труда;
• положения о премировании;
• положения о вознаграждении по итогам работы за год и др.
На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в выпускной работе, и определить степень и направления этого влияния.
Второе задание носит более индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы выпускной работы. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации — базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.
В зависимости от направления исследований обучающийся должен проанализировать:
• процесс формирования и реализации кадровой политики организации;
• состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;
• основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и службой управления персоналом);
• существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами);
• методы и программы обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) персонала, используемые в организации;
• программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;
• планы служебного роста работников организации;
• процесс управления деловой карьерой сотрудников;
• методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;
• организацию адаптации кадров;
• организацию подбора и расстановки кадров;
• управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;
• управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;
• способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;
• организацию труда руководителей, использование ими рабочего времени;
• методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;
• взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.
При выполнении второго задания студентам рекомендуется:
1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:
• общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);
• подразделения службы управления персоналом (отдел управления персоналом, отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой выпускной работы, используя для этого Положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;
• технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;
• количественный и качественный состав работников службы управления персоналом с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;
• состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор; положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);
• состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников службы управления персоналом; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и техники безопасности.
2. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной (преддипломной) или управляющей системе.
3. Составить перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой.
При выполнении обоих заданий обучающийся должен проявить умение:
• разбираться в плановых и отчетных документах;
• разбираться в производственных и управленческих ситуациях;
• делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;
• выполнять экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.