Анализ доходов и расходов бюджета 2015 года

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблица 1):

Таблица 1: Основные параметры бюджетной системы РФ млрд. рублей

Показатель
Доходы, всего 13 321,7 15 675,2 21 218,1 23 018,2 24 084,9 26 543,4 29 514,5
%% к ВВП 34,3 34,7 38,9 38,0 36,6 36,2 36,2
в том числе:              
Федеральный бюджет 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 677,0 12 395,4 13 642,2 15 223,7
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 506,4 4 814,5 6 162,6 7 168,2 7 768,0 8 434,7 9 269,9
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 373,6 2 034,8 3 593,4 3 723,0 4 363,4 4 867,4 5 401,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 924,2 6 534,1 7 641,0 7 923,8 8 562,9 9 201,0 9 995,6
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 438,1 5 136,9 6 009,3 6 618,2 7 326,1 8 033,8 8 889,8
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 551,3 574,9 904,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 172,2 198,1 247,7 0,0 0,0 0,0 0,0
Расходы, всего 16 027,1 17 570,5 20 357,6 22 802,0 24 949,2 26 865,8 29 280,5
%% к ВВП 41,3 38,9 37,3 37,6 37,9 36,6 35,9
в том числе:              
Федеральный бюджет 9 660,1 10 117,5 10 925,6 12 745,1 13 387,3 14 101,9 15 316,0
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 066,7 5 981,6 6 747,1 8 316,8 9 107,5 9 855,0 10 975,5
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 555,0 4 779,5 5 730,1 6 876,2 7 517,2 8 214,6 8 917,8
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 3 425,6 4 670,9 5 420,8 5 985,5 6 466,4 7 002,5 7 490,6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 253,5 6 634,1 7 676,1 7 931,5 8 686,1 9 283,8 10 021,4
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 5 984,2 6 343,8 7 306,3 7 628,0 8 343,5 8 815,2 9 406,2
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 550,6 574,2 883,4 871,7 1 031,8 1 193,1 1 408,2
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 705,4 -1 895,3 860,5 216,2 -864,3 -322,4 234,0
%% к ВВП -7,0 -4,2 1,6 0,4 -1,3 -0,4 0,3

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6% в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.

Средства Фонда национального благосостояния в 2013-2015 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 2):

Таблица 2: Прогноз объема Фонда национального благосостояния

млрд. рублей

Показатель 2012 год (закон с учетом изменений) 2013 год (закон с учетом изменений) 2014 год 2015 год
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2 794,4 2 613,3 2 635,6 2 722,7
%% к ВВП 4,6 4,0 3,6 3,3
Поступления и курсовая разница -173,6 32,3 97,1 87,7
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) -7,5 -10,0 -10,0 -10,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 613,3 2 635,6 2 722,7 2 800,4
% к ВВП 4,3 4,0 3,7 3,4

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 3):

Таблица 3: Источники финансирования дефицита федерального бюджета государственный бюджет финансирование дефицит

млрд. рублей

Показатель 2012 год (закон с учетом изменений) Прогноз
2013 год 2014 год 2015 год
Всего источников 68,1 991,9 459,7 92,2
Государственные заимствования, всего 842,1 1 376,3 1248,7 711,4
в том числе:        
привлечение 1 519,9 2 063,8 1 908,9 1 688,7
погашение -677,8 -687,6 -660,2 -977,3
Приватизация 300,0 380,0 475,0 385,0
Иные источники -1 074,0 -764,4 -1 264,0 -1 004,2
из них:        
Резервный фонд -830,3 -603,7 -988,7 -722,6
исполнение государственных гарантий -92,8 -63,0 -230,7 -230,7

С 2013 года начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики.

Наши рекомендации