Анализ доходов и расходов бюджета 2015 года
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблица 1):
Таблица 1: Основные параметры бюджетной системы РФ млрд. рублей
Показатель | |||||||
Доходы, всего | 13 321,7 | 15 675,2 | 21 218,1 | 23 018,2 | 24 084,9 | 26 543,4 | 29 514,5 |
%% к ВВП | 34,3 | 34,7 | 38,9 | 38,0 | 36,6 | 36,2 | 36,2 |
в том числе: | |||||||
Федеральный бюджет | 7 337,8 | 8 305,4 | 11 367,7 | 12 677,0 | 12 395,4 | 13 642,2 | 15 223,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 506,4 | 4 814,5 | 6 162,6 | 7 168,2 | 7 768,0 | 8 434,7 | 9 269,9 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 1 373,6 | 2 034,8 | 3 593,4 | 3 723,0 | 4 363,4 | 4 867,4 | 5 401,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 5 924,2 | 6 534,1 | 7 641,0 | 7 923,8 | 8 562,9 | 9 201,0 | 9 995,6 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 4 438,1 | 5 136,9 | 6 009,3 | 6 618,2 | 7 326,1 | 8 033,8 | 8 889,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 551,3 | 574,9 | 904,4 | 871,7 | 1 031,8 | 1 193,1 | 1 408,2 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 172,2 | 198,1 | 247,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Расходы, всего | 16 027,1 | 17 570,5 | 20 357,6 | 22 802,0 | 24 949,2 | 26 865,8 | 29 280,5 |
%% к ВВП | 41,3 | 38,9 | 37,3 | 37,6 | 37,9 | 36,6 | 35,9 |
в том числе: | |||||||
Федеральный бюджет | 9 660,1 | 10 117,5 | 10 925,6 | 12 745,1 | 13 387,3 | 14 101,9 | 15 316,0 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 066,7 | 5 981,6 | 6 747,1 | 8 316,8 | 9 107,5 | 9 855,0 | 10 975,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 555,0 | 4 779,5 | 5 730,1 | 6 876,2 | 7 517,2 | 8 214,6 | 8 917,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 3 425,6 | 4 670,9 | 5 420,8 | 5 985,5 | 6 466,4 | 7 002,5 | 7 490,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 253,5 | 6 634,1 | 7 676,1 | 7 931,5 | 8 686,1 | 9 283,8 | 10 021,4 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 984,2 | 6 343,8 | 7 306,3 | 7 628,0 | 8 343,5 | 8 815,2 | 9 406,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 550,6 | 574,2 | 883,4 | 871,7 | 1 031,8 | 1 193,1 | 1 408,2 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 705,4 | -1 895,3 | 860,5 | 216,2 | -864,3 | -322,4 | 234,0 |
%% к ВВП | -7,0 | -4,2 | 1,6 | 0,4 | -1,3 | -0,4 | 0,3 |
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6% в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.
Средства Фонда национального благосостояния в 2013-2015 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 2):
Таблица 2: Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Показатель | 2012 год (закон с учетом изменений) | 2013 год (закон с учетом изменений) | 2014 год | 2015 год |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года | 2 794,4 | 2 613,3 | 2 635,6 | 2 722,7 |
%% к ВВП | 4,6 | 4,0 | 3,6 | 3,3 |
Поступления и курсовая разница | -173,6 | 32,3 | 97,1 | 87,7 |
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) | -7,5 | -10,0 | -10,0 | -10,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года | 2 613,3 | 2 635,6 | 2 722,7 | 2 800,4 |
% к ВВП | 4,3 | 4,0 | 3,7 | 3,4 |
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 3):
Таблица 3: Источники финансирования дефицита федерального бюджета государственный бюджет финансирование дефицит
млрд. рублей
Показатель | 2012 год (закон с учетом изменений) | Прогноз | ||
2013 год | 2014 год | 2015 год | ||
Всего источников | 68,1 | 991,9 | 459,7 | 92,2 |
Государственные заимствования, всего | 842,1 | 1 376,3 | 1248,7 | 711,4 |
в том числе: | ||||
привлечение | 1 519,9 | 2 063,8 | 1 908,9 | 1 688,7 |
погашение | -677,8 | -687,6 | -660,2 | -977,3 |
Приватизация | 300,0 | 380,0 | 475,0 | 385,0 |
Иные источники | -1 074,0 | -764,4 | -1 264,0 | -1 004,2 |
из них: | ||||
Резервный фонд | -830,3 | -603,7 | -988,7 | -722,6 |
исполнение государственных гарантий | -92,8 | -63,0 | -230,7 | -230,7 |
С 2013 года начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики.