Прогнозирование объема реализации аптеки
Лекция № 8
Анализ основных экономических показателей деятельности аптечных организаций.
План:
1. Основные экономические показатели деятельности аптек
2. Прогнозирование объема реализации аптеки
3. Структура объема реализации
4. Прогнозирование объема реализации населению
5. Методика распределения объема реализации по кварталам
6. Методика распределения объема реализации по составным частям
Основные экономические показатели деятельности аптек
Темп роста = значение показателя последующего года : значение показателя предыдущего года.
Темп прироста = значение показателя последующего года - значение показателя предыдущего года.: значение показателя предыдущего года * 100%
Товарооборот – объем продаж товаров в денежном выражении за определенный период времени.
Розничный товарооборот-реализация аптеками товара для личного домашнего или совместного употребления.
Факторы, повышающие объем продаж: рост числа врачей, старение населения, рост доли высокоэффективных препаратов, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение.
Факторы, сдерживающие рост объема продаж: запрещение рекламы, необходимость промежуточного потребителя (врача).
Валовая прибыль (торговые наложения) – разница между стоимостью реализованных лекарств в розничных и оптовых ценах.
Уровень валовой прибыли (торговая маржа) = валовая прибыль : объем реализации в розничных ценах * 100%. Зависит от торговой наценки.
Товарные запасы – все товары, предназначенные для продажи, в т.ч. и товары в пути. Они измеряются в натуральных измерителях (яд., с/д, спирт), в стоимостных измерителях, в днях.
Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Устанавливается в сумме или днях.
Издержки обращения – это денежное выражение затрат, включаемых в себестоимость производства, а также расходов, связанных с доведением товара до потребителя.
Уровень издержек определяет расходы на каждый рубль реализации.
Уровень издержек = издержки : объем реализации * 100%.
Чистая прибыль – это разница между валовой прибылью и издержками.
Уровень чистой прибыли = сумма чистой прибыли : валовый доход *100%
Прогнозирование объема реализации аптеки
│Прогноз объема реализации (товарооборота) – это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени.
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров характеризуется товарооборотом.
Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь. (рис 1)
Товарооборот можно рассматривать и как финансово-экономический показатель торговой деятельности аптеки, характеризующий расход товаров.
Он; Ок П
(товарные запасы ( поступление
на начало и конец товарное
периода) Он+П=Р+Ок обеспечение)
Р
(расход, в том числе
реализация)
Объем реализации
( выручка в ценах
продажи)
Реализация (в ценах
покупки)
Валовая прибыль
Издержки
Чистая прибыль
│Товарооборот – объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов издержек) начинается с прогноза годового объема реализации.
Объем реализации ЛС и ИМН измеряется в абсолютных показателях ( сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация по группам товаров.
На величину товарооборота аптечной организации влияют следующие факторы:
товарная номенклатура;
объем товарных запасов;
численность населения;
количество аптечных и лечебно-профилактических учреждений;
число врачей и фармацевтических работников;
характер потребителей товаров аптечного ассортимента;
способ продажи;
интенсивность и эластичность спроса;
уровень цен;
качество информационной работы и т.д.
Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэффективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение и др.
Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарст по рецептам, запрещение рекламы ЛП и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача).
Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема реализации аптеки, которое связано с расширением ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения и т.д.
Если спрос эластичен, то с увеличением цены количество покупок сокращается и, как следствие, падает выручка.
Уменьшение цены приводит к увеличению спроса и дохода аптеки. Если спрос неэластичен, увеличение цены не вызывает снижения спроса (или спрос снижается незначительно), и доход аптеки увеличивается. И наоборот, уменьшение цены не вызывает увеличение спроса, и общий доход падает. Аптечные организации осуществляют продажу товаров для личного, семейного, домашнего или совместного потребления. Такой вид реализации называется розничным товарооборотом.
Общий объем розничной реализации может быть разделен на отдельные составные части, т.е. иметь определенную структуру, при изучении которой используются определенные признаки (табл. 3).