Товарами и услугами
Мировой рынок, его конъюнктура. Взаимосвязь национального и мирового рынков. Типы и виды рынков. Международный рынок товаров и услуг. Формирование спроса и предложения, равновесных цен на мировых рынках. Международная конкуренция.
Классические и современные теории мировой торговли. Международная торговля: сущность, динамика, товарная и региональная структура. Современные организационные формы экспорта и импорта. Международная торговля услугами: сущность, динамика, региональная структура и особенности. Показатели участия страны в международной торговле.
Ценообразование в международной торговле. Виды мировых цен.
Государственное регулирование внешней торговли, тарифные и нетарифные методы. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования. Международное регулирование внешней торговли. Роль ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД в регулировании международной торговли. Проблемы вступления России в ВТО.
Внешняя торговля и формирование рынка – очень важное и сложное направление мирохозяйственных связей и с теоретической, и с практической точки зрения. Фактически все формы современных международных отношений выросли из мировой торговли: это была первая форма связи, она породила необходимость валютных отношений, миграции труда и капитала.
При изучении этой темы, с одной стороны, вам потребуется изучить и понять процесс формирования мировой цены, осмыслить категории границ производственных и торговых возможностей каждой страны и точно знать принципиальные различия между классическими и современными теориями международной торговли.
С другой стороны, нужно точно представлять себе необходимость и направления внешнеторговой деятельности государств, инструменты этой деятельности и наличие такого наднационального института, как ВТО, его историю, цели. Совершенно нелишней будет постановка вопроса о неоднозначности вступления нашей страны в эту международную организацию.
Начать изучение данной темы нужно с уяснения характеристик процесса международной торговли, ее динамики и структуры, выделив растущее значение торговли услугами в современных условиях.
Необходимо раскрыть понятие мирового рынка, охарактеризовать его конъюнктуру, рассмотреть ведущие факторы, определяющие ситуацию на основных мировых товарных рынках.
В международном движении товаров нужно выделить встречные потоки – экспорт (предложение мирового рынка) и импорт (спрос на мировом рынке). Особого внимания требует вопрос о равновесии на мировом рынке, об установлении мировой равновесной цены, ее верхней и нижней границы.
Раскрывая содержание классических теорий мировой торговли, следует начать с характеристики теории абсолютных преимуществ А. Смита. Необходимо показать практическое значение и вместе с тем ограниченность теории абсолютных преимуществ. Далее следует рассмотреть содержание и значение теории сравнительных преимуществ, основывающейся на законе сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Очень важными в данной теме являются категории относительных цен или альтернативных издержек.
Дальнейшее развитие теории международной торговли отмечено расширением подходов к объяснению ее причин. В связи с этим важно понять содержание теории соотношения факторов производства, сосредоточив главное внимание на характеристике взаимосвязи теорий Хекшера–Олина и теоремы выравнивания цен на факторы производства Хекшера–Олина–Самуэльсона. Поскольку недостатки последней были выявлены В. Леонтьевым, следует раскрыть смысл так называемого «парадокса Леонтьева». И, наконец, рассматривая альтернативные теории международной торговли, важно акцентировать внимание на теории международных факторов производства, обратить внимание на теорему Столпера–Самуэльсона и теорему Рыбчинского. Учтите также и новые подходы к анализу международной торговли, представленные в теориях эффекта масштаба, технологического цикла и цикла жизни товара.
Характеристику внешнеторговой политики целесообразно начать с уяснения роли государства в международной торговле. Рассмотрите основные виды внешнеторговой политики: политику свободной торговли (фритредерства) и протекционизма, используя при этом современные данные. Характеризуя тарифные методы регулирования международной торговли, прежде всего необходимо остановиться на таможенных пошлинах и тарифах, выяснить их функции, провести классификацию, раскрыть экономическую роль.
При изучении нетарифных методов регулирования международной торговли важно акцентировать внимание на квотировании, контингетировании, лицензировании, «добровольных экспортных ограничениях». Предметом анализа должны стать и финансовые методы внешнеторговой политики: субсидии, экспортные кредиты, демпинг.
Заслуживают внимания правовые режимы регулирования международной торговли, а также оценка роли торговых союзов и зон свободной торговли в развитии мирового рынка товаров и услуг.
Глобализация рынков ведет к глобализации конкуренции. Однако такой конкуренции угрожает возможность образования мировых монополий, материализующихся в ходе транснациональных корпоративных слияний. Необходимо международное антимонопольное регулирование, в частности, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
В заключение рассмотрите функции ВТО в современном мире и возможность вступления России в эту организацию. Отметьте все положительные моменты этого, а также проблемы, которые ждут экономику страны.
Вопросы для размышления:
1.Можно ли определить международный внешнеторговый оборот путем суммирования внешнеторгового оборота национальных хозяйств?
2.Почему в рамках определенного временного интервала мировой импорт всегда больше мирового экспорта?
3.Почему страна не может иметь сравнительное преимущество в производстве всех товаров, если она располагает большим относительно других стран запасом природных ресурсов, ресурсов капитала и квалифицированной рабочей силы?
4.Может ли страна, первоначально располагающая сравнительными преимуществами в производстве какого-либо продукта, впоследствии потерять это преимущество?
5.Какие факторы производства можно считать избыточными в России?
6.Справедливо ли утверждение, что расширение экспорта сырьевых ресурсов в России приводит к стагнации производства в других отраслях национальной экономики?
7.Какое место должна занимать Россия в международной торговле согласно теории конкурентных преимуществ?
8.Имеется ли взаимозависимость национального и наднационального регулирования международной торговли?
9.Что лучше: свободная торговля или протекционизм?
10.В каких странах и почему преобладающей формой организации внешнеторговых связей является протекционизм?
11.Какие процессы оказывают наиболее сильное влияние на регламентацию международной торговли?
12.Справедливо ли утверждать, что экономическое благосостояние страны при введении импортных пошлин всегда выше, чем в условиях свободной международной торговли?
13.Почему при введении импортного тарифа чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным?
14.В каких случаях страны идут на «добровольные» ограничения экспорта?
15.Какие инструменты наиболее целесообразно использовать для регулирования внешней торговли России?
16. Надо ли России создавать зоны свободной торговли и вступать в таможенные союзы?
17.Надо ли России вступать во Всемирную торговую организацию в ближайшее время?
18.Правильно ли следующее утверждение: «Торговля сама себя ликвидирует, установление торговых отношений ведет к выравниванию цен и издержек между странами. Но как только они сравняются, станет бессмысленным вывозить товары из страны в страну, так что торговля прекратится»?
19.Установите связи между ростом доходов, изменениями технологии и структурой внешней торговли.
20.Современная специализация России во внешней торговле – экспорт минеральных продуктов, металлов, золота и алмазов и импорт продовольствия, машин, сельскохозяйственного сырья, транспортных средств. Принимая во внимание существующие закономерности изменения спроса с изменением доходов населения, подумайте, какие изменения ожидают Россию в будущем: если специализация страны останется прежней? если в структуре экспорта увеличится доля машин и оборудования?
21.Покажите плюсы и минусы протекционистской политики. Подтвердите их статистическими данными по России.
22.Покажите динамику изменения цен на мировом рынке за последние 60 лет ХХ в.
23.Между странами А и В отсутствовала по политическим причинам внешняя торговля. Потом проблемы были сняты и страны начали торговать. В стране А сигареты относительно дешевы, а в стране В относительно дешево масло. Как изменятся спрос и цены на сигареты и масло в этих странах? Как изменится спрос на ресурсы в этих странах?
24. Какие страны получают больше преимуществ от внешней торговли: крупные или небольшие?
25. В чем особенности международной торговли услугами?
Тестовые задания (тесты) и ответы на них с пояснениями
1.Мировая цена товара формируется на уровне:
а) максимальной цены в стране-экспортере;
б) максимальной цены в стране-импортере;
в) между максимальной и минимальной внутренними ценами стран – экспортеров и импортеров;
г) минимальной цены страны-импортера;
д) минимальной цены страны-экспортера.
Правильный ответ: в. Балансирование спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары формирует мировую цену. Величина цены колеблется в пределах между максимальной и минимальной внутренними равновесными ценами стран – экспортера и импортера.
2.Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами по обмену производственными национальными продуктами – это:
а) экономическая интеграция;
б) мировой рынок;
в) глобализация.
Правильный ответ: б. Выбор ответа основан на современной трактовке и определении категории «мировой рынок».
3.Главными особенностями современной внешней торговли специалисты считают:
а) расширение ассортимента;
б) отставание роста внешней торговли от роста производства;
в) процессы интернационализации цен;
г) усиление межгосударственного регулирования;
д) интеграция условий внешней торговли.
Правильный ответ: а, в, д.Перечисленные процессы характеризуют современные особенности обмена товарами на мировом рынке. Главной экономической причиной этих объективных черт мировой торговли выступает глобализация, охватывающая все межхозяйственные связи стран, и в первую очередь внешнюю торговлю.
4.Теория внешней торговли меркантилистов предлагала:
а) стимулировать импорт и ограничивать экспорт;
б) ограничивать импорт и стимулировать экспорт;
в) поддерживать равновесие между экспортом и импортом.
Правильный ответ: б. Так как меркантилисты основным богатством признавали только золото (деньги), то они считали необходимым стимулировать экспорт (дает денежные доходы) и ограничивать импорт (в этом случае деньги тратятся).
5.Для налаживания взаимовыгодных внешнеторговых отношений является определяющим:
а) соотношение издержек на производство товара X в данной стране и за рубежом;
б) соотношение издержек на производство товара X и товара Y в данной стране;
в) соотношение альтернативных (сравнительных) издержек на производство товара X в данной стране и за рубежом?
Правильный ответ: в. Ответ основан на экономической сути теории сравнительных преимуществ, согласно которой учитываются не только естественные, но и приобретенные страной преимущества. Последние зависят от развития производства, его процесса. Данная страна может производить оба товара (X, Y), но выгоднее, целесообразнее для успешной внешней торговли производить тот, чьи альтернативные издержки меньше. Таким образом, затраты на производство одного товара подсчитывают через затраты на производство другого, причем в данной стране и за рубежом.
6.Любая страна, участвующая во внешней торговле, может получить большую выгоду, продавая товары:
а) альтернативная стоимость (издержки) производства которых высока;
б) от которых нация получает меньшее удовольствие;
в) с низкой альтернативной стоимостью (издержками) производства;
г) от которых нация получает большее удовольствие.
Правильный ответ: в. Этот вариант ответа наиболее адекватно излагает закон сравнительных преимуществ, согласно которому выгоднее увеличивать объем производства товаров и реализовывать их на мировом рынке, если их альтернативные издержки производства ниже.
7.Предположим, что Великобритания имеет сравнительные преимущества в производстве автомобилей перед Францией. В этом случае при прочих равных условиях:
а) специализация производства и взаимная торговля автомобилями невыгодна обеим странам;
б) альтернативные издержки производства автомобилей в Великобритании выше, чем во Франции;
в) альтернативные издержки производства автомобилей в Великобритании ниже, чем во Франции.
Правильный ответ: в.Низкие альтернативные издержки означают, что имеющиеся ресурсы в Великобритании используются более эффективно, нежели во Франции. В связи с этим и специализация, и взаимная торговля будет выгодной акцией для обеих сторон.
8.Согласно теории сравнительных преимуществ в результате развития международной торговли объем всего мирового производства:
а) увеличивается;
б) сокращается;
в) остается неизменным;
г) может и увеличиваться, и сокращаться.
Правильный ответ: а.Исходя из названной теории, отмечаем, что специализация стран на производстве и экспортетоваров с наибольшими абсолютными преимуществами и относительно меньшими альтернативными издержками вызовет выгодуне только у продавца, но и у покупателя, позволив ему производить больше других товаров. Следовательно, общее мировое производство товаров возрастет.
9.Показатель «условие торговли» означает:
а) разницу между экспортом и импортом;
б) отношение экспорта к импорту;
в) соотношение индексов экспортных и импортных цен;
г) соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Правильный ответ: в. Исходим из определения этого показателя:
Т=Рх/Рм
где Т – условие торговли;
Px – индекс экспортных цен;
Pm – индекс импортных цен.
10.Теория Хекшера–Олина создавалась на основе:
а) неравномерности распределения природных ресурсов;
б) историко-экономических традиций развития стран;
в) различного уровня технологий;
г) различной факторонасыщенности и фактороинтенсивности.
Правильный ответ: г.Шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин справедливо считали, что естественные условия и особенности развития экономики определили разную обеспеченность стран ресурсами труда и капитала. Разная факторонасыщенностьи фактороинтенсивность повлияли на специализацию стран в производстве тех или иных товаров для мирового рынка.
11.На каком из пяти этапов жизненного цикла товара товар начинает производиться в других странах:
а) первом;
б) втором;
в) третьем;
г) четвертом;
д) пятом.
Правильный ответ: в. На этом этапе страна-покупатель приобретает у производителя, пионерного создателя товара, патенты и лицензии на производство товаров у себя в стране.
12.Правило распределения выгод от международной торговли учитывает:
а) изменение цен на мировом рынке;
б) изменение цен в стране-экспортере;
в) изменение цен в стране-импортере;
г) изменение внутренних цен по сравнению с мировыми.
Правильный ответ: г. Выгоды или выигрыши от международной торговли предполагают следующие зависимости:
• у страны-импортера от того, насколько понизилась цена;
• у страны-экспортера от того, насколько повысилась цена;
• в целом больше выигрывает страна, в которой в результате международной торговли цены изменились больше.
13.Доходы владельцев факторов производства при изменении цен на товары в процессе торговли между странами (теорема Столпера–Самуэльсона) изменяются следующим образом:
а) при росте мировых цен на товар растут цены на фактор производства, относительно более интенсивно используемый при изготовлении такого товара;
б) изменение мировых цен на товар не отражается на ценах факторов производства и доходах их владельцев;
в) снижаются доходы владельцев факторов производства, относительно менее интенсивно используемых в изготовлении товара, вслед за снижением цены на такой товар;
г) снижение мировой цены на товар вызовет увеличение цены на все факторы производства, используемые при изготовлении такого товара.
Правильный ответ: а, в.Согласно названной теореме, изменение (рост, снижение) мировой цены на какой-либо товар вызывает соответствующее изменение в спросе на фактор производства, более или менее интенсивно используемый при изготовлении этого товара. Динамика спроса на фактор производства напрямую отразится на цене фактора, а следовательно, на динамике доходов их владельцев.
14.Влияние НТП на международное движение товаров и услуг оценивается как нейтральное, положительное и отрицательное. Какие показатели дают эти оценки:
а) темпы роста объемов потребления в стране и темпы роста международной торговли;
б) темпы экономического роста, полученного за счет функционирования интенсивных факторов;
в) темпы роста цен в национальной экономике;
г) темпы прироста ВВП на душу населения?
Правильный ответ: а.Динамика объема потребления товаров и услуг в национальной экономике и темпов международной торговли находится в зависимости от характера НТП, поэтому она может быть положительна, отрицательна или нейтральна.
15.Существуют следующие направления внешнеторговой политики государств (выберите действующие в международных экономических отношениях):
а) международный экономический порядок;
б) свободная торговля (фритредерство);
в) либерализм;
г) протекционизм;
д) экспансионизм.
Правильный ответ: б, г.Фундаментальными и стратегическими направлениями современной внешнеторговой политики государств считаются фритредерство, или свободная торговля, и протекционизм, или поддержка отечественного производителя (защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции).
16.Свободная торговля как направление внешнеторговой политики государств:
а) поддерживает субъектов национальной экономики;
б) используется для сохранения экономической безопасности в периоды международной напряженности;
в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей на мировом рынке;
г) защищает «новые» отрасли, возникшие как результат НТП.
Правильный ответ: в. Указанное направление внешнеторговой политики максимально освобождает международную торговлю от излишней государственной регламентации, предполагая тем самым усиление конкурентных начал.
17.Протекционизм – это:
а) расширение границ рынка, база для массового производства
и получения положительного эффекта;
б) вид внешнеторговых мероприятий, позволяющий осуществлять их в соответствии с законом сравнительных преимуществ;
в) возможность использовать международную специализацию как основу роста прибылей производства;
г) теория и практика регулирования внешней торговли, защищающая известных субъектов отечественной экономики от иностранной конкуренции.
Правильный ответ: г. Протекционистская внешнеторговая политика государства направлена на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции.
18.Введение «добровольных» экспортных ограничений:
а) увеличивает благосостояние страны-импортера;
б) более выгодно стране-импортеру, чем использование импортной квоты;
в) приносит выигрыш стране-экспортеру;
г) приносит выигрыш стране-экспортеру и стране-импортеру в одинаковой степени.
Правильный ответ: в. «Добровольные» экспортные ограничения – одна из форм экспортной квоты. Экспортеры, принимая на себя обязательства по ограничению экспорта, создают видимость добровольности с целью избежать гораздо более жестких ограничительных требований со стороны партнеров. При этом снижение объемов экспорта компенсируется дальнейшим повышением цен на него.
19.Главные инструменты протекционистского направления внешнеторговой политики (пошлины, квоты, экспортные субсидии, торговое эмбарго) государства используют для достижения таких целей, как:
а) защита принципиально новых национальных («молодых») отраслей от иностранной конкуренции;
б) рост занятости населения внутри отечественной экономики;
в) предотвращение демпинга;
г) обеспечение национальной экономической безопасности;
д) все перечисленное с разных точек зрения характеризует протекционизм;
е) верны только ответы а и б.
Правильный ответ: д. Протекционизм – это комплекс мероприятий государства, направленных на всемерную поддержку национальных производителей. Это система государственного регулирования международной торговли товарами и услугами, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
20.К нетарифным методам протекционизма относятся:
а) экспортные и импортные квоты;
б) экспортные пошлины;
в) лицензирование;
г) импортные пошлины;
д) «добровольные» экспортные ограничения.
Правильный ответ: а, в, д.Согласно характеристикам названных методов, они не предполагают системы обязательных платежей, определяющих тарифные методы. Нетарифные методы проявляются в количественном контроле, мерах контроля над ценами.
21.Зоны свободной торговли – это:
а) области, в которых не действует налоговое законодательство;
б) районы, где разрешен любой вид экономической деятельности;
в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом;
г) участки, где в большом объеме проводятся общественные работы;
д) обширные регионы, где государства осуществляют прямые инвестиции.
Правильный ответ: в. Вариант ответа согласуется с определением этой категории. Зона свободной торговли – это территория, где действует договоренность между государствами о свободе международной торговли от таможенных и количественных ограничений.
22.Исходя из данных таблицы, определите, какая из трех зарубежных фирм-экспортеров товара А в данную страну (X, Y или Z) может быть обвинена в демпинге на ее внутренний рынок.
Показатель, ден. ед. | Фирма X | Фирма Y | Фирма Z |
Средние издержки производства в расчете на единицу продукции | |||
Цена товара А на внутренних рынках фирм-экспортеров | |||
Экспортная цена товара А | 10,5 | ||
Цена товара А, произведенного импортозамещающими фирмами в данной стране |
Правильный ответ: фирма Y. Демпинг – это форма конкурентной борьбы на мировом рынке, при которой экономический субъект (в данном случае фирма) продает товар на зарубежном рынке по цене, более низкой, чем цена внутри страны-импортера.
23.Допустим, что Италия экспортирует вино в Германию, а Германия экспортирует мясо в Италию. Повышение мировой цены на вино относительно цены на мясо означает:
а) увеличение выигрыша от внешней торговли Италии;
б) изменение угла наклона границы торговых возможностей Италии;
в) изменение угла наклона границы торговых возможностей Германии;
г) верны все перечисленные выше ответы;
д) верны ответы б и в.
Правильный ответ: г. Поскольку предметом экспорта Италии в Германию является вино, повышение мировой цены на него в сравнении с ценой на мясо, экспортируемое Германией в Италию, означает, что Италия в этой ситуации увеличивает свою выгоду от мировой торговли. Модели, характеризующие границы торговых возможностей обеих стран, отразят повышение мировой цены на вино относительно цены на мясо изменением угла наклона границ торговых возможностей. Границы торговых возможностей Италии расширятся, а Германии – сузятся, то есть угол наклона ГТВ Италии будет увеличен, а угол наклона ГТВ Германии – уменьшен. (ГТВ – границы торговых возможностей.)
24.Всемирная торговая организация (ВТО) является международной организацией:
а) созданной в качестве противовеса ГАТТ;
б) осуществляющей валютно-финансовые расчеты на еврорынках;
в) разрешающей военные конфликты;
г) консолидирующей миротворческие силы;
д) являющейся преемником ГАТТ.
Правильный ответ: д. ВТО – это постоянно действующая международная организация, работа которой направлена на либерализацию торговли, придание ей устойчивой основы. ВТО с 1995 г. является преемницей ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле), которое действовало с 1947 г.
25.Суть теории Хекшера–Олина заключается в том, что:
а) каждая страна должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает;
б) каждая страна должна специализироваться на производстве товаров «новых» отраслей;
в) каждая страна должна производить в большем объеме не товары, а услуги;
г) каждая страна должна производить меньше потребительских благ и больше товаров производственного назначения.
Правильный ответ: а. Избыток ресурса (факторонасыщенность) всегда означает дешевизну. Если в стране большее количество земельных угодий – выгодна специализация на производстве товаров сельскохозяйственного профиля; при избытке фактора труда – выгодны трудоемкие отрасли.
26.Теория жизненного цикла товара характеризует:
а) приблизительное количество стадий развития товара;
б) четыре стадии развития товара;
в) шесть стадий развития товара;
г) обязательность воздействия естественных преимуществ на количество стадий развития товара.
Правильный ответ: б. Согласно этой альтернативной современной теории, товар в своем развитии проходит четыре стадии: появление (рождение), рост, зрелость, спад (умирание). Либо: создание, рост, зрелость и насыщение, упадок.
27.Инструменты государственного регулирования внешней торговли протекционистскими методами подразделяются на:
а) стимулирующие;
б) тарифные;
в) балансировочные;
г) фискальные;
д) нетарифные.
Правильный ответ: б, д.Государства воздействуют на внешнюю торговлю путем тарифных (использование таможенных тарифов) и нетарифных (квоты, лицензии, ограничения и пр.) методов.
28.Региональную торговлю либерализируют два вида соглашений (выберите верные варианты):
а) таможенный союз;
б) торговые уступки;
в) справедливая цена;
г) зоны свободной торговли;
д) режим благоприятствования.
Правильный ответ: а, г. Эти виды соглашений призваны смягчать таможенные барьеры на пути взаимовыгодной торговли и сохранения собственных национальных торговых интересов.
29.От свободной внешней торговли в большей степени выигрывают субъекты:
а) потребители;
б) отрасли, конкурирующие с импортом;
в) развивающиеся страны;
г) молодые отрасли производства.
Правильный ответ: а.Все остальные субъекты, особенно отрасли, конкурирующие с импортом, имеют значительные проблемы, связанные главным образом с усилением конкурентных отношений при свободной внешней торговле. Потребители имеют возможность большего удовлетворения спроса на товары или услуги.
30.Причина, по которой отрасли, конкурирующие с импортом, выступают против свободной внешней торговли:
а) им придется повышать эффективность производства;
б) они могут потерять объем продажи тем, кто предпочтет импортные товары;
в) они будут вынуждены снизить цену товаров из-за обострения конкуренции;
г) все перечисленное выше верно.
Правильный ответ: г. Все перечисленные причины являются объективными и определяют отношение названных отраслей к свободной торговле.
31.Таможенный тариф на импорт увеличит уровень благосостояния нации, если:
а) он введен небольшой страной для защиты от конкуренции крупной страны;
б) страна, вводящая тариф, занимает монопольное положение как импортер;
в) ставка таможенной пошлины на базовые товары ниже, чем на конечную продукцию.
Правильный ответ: б. В том случае, если страна-импортер является монополистом на мировом рынке, таможенный тариф на импорт максимизирует благосостояние. Речь идет о ситуации монопсонии, то есть монопольной власти покупателя – страны-импортера, большой страны с емким рынком.
32.Основными потоками, создающими мировую торговлю, являются:
а) распределение внешнеторговой выгоды;
б) экспорт;
в) движение фактора труда;
г) импорт;
д) верны ответы б, г.
Правильный ответ: д. Согласно определению мировой торговли, экспорт – вывоз товаров и услуг за пределы национального хозяйства, есть два основных потока ее организующих.
33.Теория соотношения факторов производства Хекшера–Олина – это:
а) трехфакторная модель;
б) абстрактное обобщение теории сравнительных преимуществ;
в) однофакторная теоретическая модель мировой торговли;
г) двухфакторная модель мировой торговли, построенная на основе двух независимых переменных, в форме обеспеченности трудом и капиталом.
Правильный ответ: г. Согласно данной теории, авторами которой стали Э. Хекшер и Б.Олин, существуют две страны с разными относительными возможностями использования двух факторов для производства двух товаров.
34.Мировой рынок товаров и услуг реализуется посредством:
а) формирования мировой цены на товары и услуги;
б) создания возможностей и ограничений для производства товаров и услуг;
в) взаимодействия формализованных и неформализованных институтов;
г) упорядочения многонациональной и национальной политической и культурной деятельности стран с разным уровнем экономического развития.
Правильный ответ: а. Механизм приспособления и выравнивания интересов экономических субъектов в сфере мировой торговли действует через формирование мировой цены на товары и услуги.
35.Выигрыш от мировой торговли распределяется между следующими основными группами участников:
а) потребители;
б) производители;
в) собственники трех факторов производства (труда, земли, капитала);
г) общественные организации в странах;
д) межнациональные организации;
е) верны ответы а, б, в.
Правильный ответ: е. Экономический эффект от участия в мировой торговле получают в разной степени именно эти экономические субъекты.
36.Таможенный тариф на импорт – это:
а) плата, взимаемая в связи с вывозом продукции за национальные границы;
б) плата за пользование иностранным имуществом;
в) плата, взимаемая за ввоз продукции в страну;
г) плата за координацию проводимой таможенной политики.
Правильный ответ: в. Таможенный тариф на импорт обеспечивает его ограничение для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции.
37.«Создание», «рост», «зрелость», «насыщение», «упадок» – эти понятия характеризуют современную теорию мировой торговли:
а) теорема Рыбчинского;
б) парадокс Леонтьева;
в) теория эффекта масштаба;
г) теория жизненного цикла товара;
д) теория конкурентных преимуществ.
Правильный ответ: г. Теория жизненного цикла товара (основоположник Р. Вернон) – модель, построенная с использованием этапов жизненного цикла товара – стадий, в течение которых товар обладает жизнеспособностью в мировой торговле и реализует экономический интерес продавца.
38.Основные показатели масштабов мировой торговли – это:
а) номинальный объем мировой торговли;
б) структурные показатели мировой торговли;
в) реальный объем мировой торговли;
г) реальный объем ВВП стран–участниц мирового рынка товаров;
д) верные ответы а, в.
Правильный ответ: д. Количественный аспект мировой торговли товарами и услугами характеризуется стоимостью мировой торговли, выраженной в текущих ценах, и стоимостью мировой торговли, выраженной в постоянных ценах с помощью дефлятора, то есть номинальный и реальный объем мировой торговли.
39.Мировая торговля услугами на современном этапе:
а) растет быстрее мировой торговли в целом;
б) значительно сокращается в сравнении с движением товаров на мировом рынке;
в) остается традиционной, не изменяется по своей структуре;
г) наиболее динамично развиваются финансовые услуги.
Правильный ответ: а, г.Данные направления мировой торговли услугами являются наиболее весомыми и значительными на сегодняшнем мировом рынке товаров и услуг.
40.Протекционистская политика выполняет функции:
а) защиты национальных производителей;
б) защиты иностранных производителей;
в) покровительства национальных производителей;
г) покровительства иностранных производителей;
д) невмешательства в конкурентные отношения;
е) верны ответы а, в.
Правильный ответ: е. Названные функции призваны оградить национального производителя от иностранной конкуренции на внутреннем рынке и поддержать его деятельность на внешнем рынке. Особенность этих функций состоит в противоречивости и неоднозначности влияния на состояние национального рынка: стимулирование национального производства и при этом сдерживание развития национального рынка из-за ослабления конкуренции.