Swot - анализ молчановского района
На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определения конкурентных преимуществ, а также проблем, негативных моментов и тенденций, тормозящих прогрессивное движение, проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования «Молчановский район», который представляет собой систематизированный метод оценки на основе выделения значимых факторов, определяющих социально-экономическое развитие муниципального образования (Таблица 1).
Таблица 1. SWOT - анализ муниципального образования «Молчановский район»
Фактор | Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
Природно-ресурсный потенциал | выгодное географическое расположение Молчановского района вдоль автотрассы «Томск-Колпашево», которая в будущем станет частью строящейся Северной широтной дороги; | удаленность отдельных населенных пунктов; | содействие привлечению потенциальных инвесторов на территорию района; | изменение границ муниципального образования; |
близость к областному центру г. Томску; | неблагоприятные климатические условия; отсутствие круглогодичного транспортного сообщения отдельных населённых пунктов; | возможность для субъектов экономики использовать транзитное положение района для коммерческого освоения северных территорий Томской и Тюменской областей; | удорожание цен на энергоносители, что негативно отразится на экономике района в целом; | |
развитая транспортная инфраструктура; | возможность развития придорожного сервиса; | |||
наличие минерально-сырьевых ресурсов; | недостаточное использование минерально-сырьевых, сельскохозяйственных, лесных ресурсов; | вовлечение в промышленный оборот природных ресурсов; | снижение уровня социально-экономического развития района; | |
наличие сельскохозяйственных и лесных угодий, охотничье-промысловых ресурсов; | неразвитость лесной инфраструктуры (дорог, коммуникаций), что затрудняет освоение лесного фонда; частые изменения правовых основ лесопользования | повышение эффективности использования природно - ресурсного потенциала (дикоросов, рыбы), создание на его основе перерабатывающих производств; | негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду; | |
наличие возобновляемых ресурсов растительного мира (дикорастущие ресурсы и др.); | нерегулируемое изъятие природно-ресурсного потенциала (дикоросов, рыбы); | развитие туристской отрасли; | неустойчивая государственная политика в сфере природопользования; | |
наличие богатых рекреационных ресурсов; | вовлечение в хозяйственный оборот пастбищно-сенокосных угодий, развитие на их основе животноводческой отрасли; | стихийные бедствия (пожары, наводнения); | ||
разведанные источники селеносодержащей минеральной воды; | ||||
отсутствие на территории района крупных промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду; | ||||
Экономический потенциал | многоотраслевая структура экономики района; | отраслевая структура экономики района не соответствует ее потенциалу; | содействие (в рамках компетенции) развитию приоритетных секторов экономики; | неустойчивая государственная политика в сфере налогообложения и страховых взносов; |
высокий уровень развития малого предпринимательства; | отсутствие крупных инвестиций и крупных предприятий; недостаток собственных средств малых предприятий, сдерживающий обновление основных фондов; | реализация активной политики по привлечению инвестиций в экономику района; | увеличение тарифов естественных монополий; | |
развитый сектор малых форм хозяйствования; | острый недостаток финансовых ресурсов, вызванный опережающим ростом цен на энергетические ресурсы, корма, удобрения, технику; наличие "теневой" экономики; низкий уровень заработной платы; отсутствие организованной системы сбыта продукции, произведенной в ЛПХ и К (Ф) Х; риски аграрной сферы (неблагоприятные погодные условия); | технологическое перевооружение сельскохозяйственной отрасли; | низкая инвестиционная привлекательность территории; изменение условий предоставления субсидий на развитие сельскохозяйственного производства в рамках государственной программы агропромышленного комплекса; | |
наличие позитивных тенденций в развитии потребительского рынка; | ориентация малого и среднего предпринимательства преимущественно на сферу торговли; | разработка и реализация концепции развития потребительского рынка; | вхождение на территорию крупных торговых представительств; | |
наличие достаточной численности трудовых ресурсов; | ||||
открытость экономики района для притока на территорию инвестиций; | ||||
Образование: эффективность образовательных услуг; высокий уровень квалификации педагогов; позитивный имидж системы образования на уровне области; | нехватка кадров, отсутствие молодых специалистов (особенно в отдалённых селах); территориальная дифференциация по уровню обеспеченности учреждениями сферы образования; | обеспечение роста заработной платы работников образовательных учреждений; открытие дополнительных учреждений дошкольного образования; | старение педагогических кадров; уменьшение числа учащихся в муниципальных образовательных учреждениях вследствие снижения рождаемости; | |
Уровень и качество жизни (социальная сфера, труд и занятость) | Здравоохранение: высокий уровень квалификации медицинских работников; эффективность медицинских услуг; высокий уровень результативности показателей учреждений здравоохранения; приток молодых специалистов в сферу здравоохранения; строительство новых фельдшерско- акушерских пунктов; | недостаточность квалифицированных кадров; | укрепление и развитие первичного звена (профилактическая направленность) оказания медицинской помощи населению; принятие участий в федеральных и областных программах; повышение доступности медицинской помощи; расширение перечня оказываемых медицинских услуг в связи с привлечением молодых врачебных кадров; | сокращение количества (или отсутствие) врачей некоторых специальностей; старение кадров; отток населения; |
Культура: высокий уровень обеспеченности объектами культуры (наличие особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия); системность работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий; развитая инфраструктура (наличие централизованной сети клубных учреждений, музыкальных школ и библиотечной системы); высокий уровень творческих коллективов; наличие разнообразных культурных услуг; | низкий уровень финансирования на ремонтные и реставрационные работы объектов культурного наследия; неудовлетворительное состояние зданий учреждений культуры (отсутствие капитального ремонта), слабая материально-техническая база; кадровый потенциал (низкий процент молодых специалистов), старение состава, отсутствие резерва трудовых ресурсов; неразвита система досуга для молодёжи старше 18 лет; | приток туристов за счет проведения мероприятий привлекательных для туристов; развитие рынка услуг; активное участие в мероприятиях различного уровня; | уменьшение финансирования деятельности культуры; ослабление кадрового потенциала ввиду старения кадров; изменение потребностей населения; нерегулирование вопроса собственности на объекты культурного наследия, низкий объем финансирования на ремонтно-реставрационные работы; | |
Физическая культура и спорт: увеличение доли лиц, занимающихся в секциях и группах по различным видам спорта; участие в спортивных мероприятиях, спортивно-массовых праздниках; строительство и ремонт объектов физической культуры и спорта; | невысокий уровень оплаты труда работников сферы физической культуры и спорта; низкий уровень оснащенности спортивными сооружениями; высокий процент изношенности спортивных сооружений; | профилактика социально-опасных явлений: алкоголизма, наркомании; пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди; участие в конкурсах на получение грантов в целях направления данных средств на развитие физической культуры и спорта; | снижение имиджа здорового образа жизни; отсутствие достаточного финансирования; | |
Труд и занятость: устойчивый рост реальной заработной платы; | низкий уровень доходов населения в отдельных отраслях; | организация предпринимательства, самозанятости населения в личных подсобных хозяйствах, сборе и реализации дикоросов; | увеличение численности населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума; | |
отсутствие задолженности по оплате труда; | высокая дифференциация в уровне оплаты труда по видам экономической деятельности; | организация общественных работ, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные работы, профессиональное обучение безработных граждан; | рост теневой экономики и неформальной занятости; | |
снижение уровня безработицы; | широкое распространение скрытых форм занятости и теневых доходов; | развитие института социального партнерства; | социальная и трудовая деградация части трудоспособного населения; | |
развитие предпринимательства и самозанятости населения; | организация новых предприятий и отраслей экономики, создание на их базе социально защищенных и экономически привлекательных рабочих мест; | усиление иждивенческих настроений в обществе; | ||
организация профессионального обучения и переобучения безработных граждан; | снижение социальной активности населения; | |||
обострение социальной напряжённости в районе; | ||||
Условия жизни и жилищно-коммунальная сфера | высокий показатель обеспеченности населения общей площадью жилья; | низкие темпы жилищного строительства; | развитие малоэтажного жилищного строительства; | рост цен на строительные материалы; |
повышение уровня благоустройства и строительство индивидуального жилья; | низкий уровень благоустройства жилого фонда района; | отсутствие средств бюджета района на разработку проектно-сметной документации; | ||
отсутствие работ по строительству жилья юридическими лицами; | ||||
отсутствие готовой инфраструктуры микрорайонов индивидуальной застройки; | ||||
на территории района (частично с.Молчаново, с.Нарга) в 2015 году заканчивается реализация программы по газификации улиц; | отсутствие финансовой возможности у населения к подключению к газовому отоплению; | финансовая поддержка государства по субсидированию части затрат на подключению к газовому отоплению; | рост тарифов на коммунальное обслуживание, обусловленный ростом цен на энергоресурсы и общеэкономическими проблемами отрасли; | |
предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан; | высокая степень износа коммунальной инфраструктуры; | развитие системы учета в сфере предоставления коммунальных услуг | рост тарифов на коммунальное обслуживание, обусловленный ростом цен на энергоресурсы и общеэкономическими проблемами отрасли; | |
реконструкция и строительство объектов инфраструктуры; | низкое качество питьевой воды; | повышение уровня благоустройства жилого фонда; | неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги; | |
недостаток средств местного бюджета на разработку проектно-сметной документации для участия в государственных программах; | привлечение инвестиций в коммунальное хозяйство путём участия в целевых программах; | непривлекательность коммунального сектора для инвестора; | ||
дальнейшее повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги; | ||||
наличие развитой транспортной инфраструктуры; | отсутствие круглогодичного транспортного сообщения отдельный населённых пунктов; | дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры; | ||
наличие современной инфраструктуры связи (почта, сотовая связь, Интернет); | недостаточный уровень развития улично-дорожной сети, зон отдыха; | дальнейшее развитие инфраструктуры связи; | ||
развитая сеть объектов потребительского рынка; | неравномерное распределение объектов потребительского рынка; недостаточно емкий потребительский рынок, в связи с низкой платежеспособностью сельского населения | реализация концепции развития потребительского рынка; | ||
Система муниципального управления | устойчивый рост собственных доходов; | недостаточность доходных источников местных бюджетов для осуществления полномочий; | наращивание собственной доходной базы; | снижение эффективности использования бюджетных средств; |
наличие механизмов, направленных на эффективное использование бюджетных средств; | высокая дотационность местного бюджета; | повышение эффективности использования муниципального имущества; | повышение дотационности бюджета района; | |
квалифицированный кадровый состав органов местного самоуправления; | низкий уровень общественной активности граждан в решении вопросов местного значения; | повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и населения; | усиление иждивенческих настроений в обществе; | |
эффективное взаимодействие представительных и исполнительных органов власти; | отсутствие полноценной системы контроля над земельными ресурсами; | дальнейшее развитие социального партнёрства; | ухудшение экономической ситуации в стране; | |
высокий налоговый потенциал Молчановского района; | низкая оплата труда муниципальных служащих. | повышение устойчивости налогооблагаемой базы района. | снижение кадрового потенциала муниципальной службы. | |
наличие молодых специалистов в сфере муниципального управления; | ||||
положительная динамика доходов бюджета Молчановского района; | ||||
повышение квалификации муниципальных служащих на регулярной основе; | ||||
внедрение электронного правительства на территории района; |
Несмотря на достаточно высокий стартовый социально-экономический потенциал развития территории, проведенный анализ текущего состояния социально-экономического развития позволил выявить ряд ключевых проблем муниципального образования «Молчановский район»:
1. Демография и миграция:
- демографическая ситуация, которая характеризуется естественной убылью населения, отрицательным сальдо миграционных процессов, оттоком из района молодежи и трудоспособного населения, в том числе из труднодоступных населенных пунктов, в более привлекательные села (внутрирайонная миграция). Основные причины миграции - недостаточный уровень условий проживания, отсутствие работы с высоким уровнем заработной платы и т.д. Однако стоит отметить уменьшение данных показателей за последние годы.
2.Рынок труда и занятость:
- отсутствие квалифицированных кадров в ряде отраслей экономики, в том числе из-за оттока трудовых ресурсов в областной центр и муниципальные образования с более высоким уровнем заработной платы;
- сложное трудоустройство ряда социально - демографических групп (молодежи без опыта работы, женского населения, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста).
3. Образование:
Проблемами, связанными с обучением детей в дошкольных учреждениях, являются:
-недостаточный уровень обеспеченности материально-технической базы;
-необходимость проведения капитальных ремонтов дошкольных образовательных учреждений.
Основными проблемами, связанными с обучением детей в общеобразовательных учреждениях, остаются:
-значительный износ зданий образовательных учреждений в населённых пунктах, необходимость проведения капитального ремонта (с.Могочино, с.Сарафановка, с.Тунгусово, с.Молчаново);
-недостаточность учебных площадей в Наргинской и Сулзатской СОШ, в связи с чем учебный процесс происходит в две смены, а также затруднен процесс проведения внеурочной деятельности;
-проблема привлечения кадров в отдалённые и малочисленные населённые пункты;
-высокий коэффициент совмещений педагогических должностей, преимущественно в отдаленных населенных пунктах;
-старение педагогических кадров;
-неукомплектованность образовательных учреждений кадрами для осуществления психолого-педагогического сопровождения в работе с одаренными детьми, коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями;
-отсутствие технической возможности по увеличению пропускной способности интернет- трафика сдерживает организацию дистанционного обучения (Сулзатская СОШ);
-проблема создания современной информационно-образовательной среды, соответствующей федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
-отсутствие собственного здания дома детского творчества затрудняет процесс осуществления учебного процесса.
Следует выделить основные проблемы начального профессионального образования в районе:
- невысокий уровень трудоустройства выпускников Молчановского учебного центра профессиональных квалификаций на территории района;
- нехватка квалифицированных кадров в ОГБПОУ "Молчановский учебный центр профессиональных квалификаций".
4. Здравоохранение:
-необходимость проведения капитальных ремонтов зданий больничного комплекса, строительство нового инфекционного отделения;
-необходимость дальнейшего оснащения современным оборудованием;
-необходимость обновления медицинского персонала высокой квалификации, а также привлечение молодых специалистов для работы в сельской местности;
-затрудненная транспортная доступность для оказания медицинской помощи в ряде населенных пунктов (в период весенней распутицы и ледостава);
- закрытие в 2015 году отделения филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области в Чаинском районе" на территории Молчановского района, что привело к трудностям по доставке биоматериалов на дальнейшее исследование.
5. Культура:
-необходимость восстановления, реставрации и реконструкции исторических памятников;
-необходимость постоянного пополнения книжного фонда современной литературой;
-низкая оснащенность материально-технической базы учреждений культуры (необходимость приобретение оборудования, музыкальных инструментов);
-изношенность зданий учреждений культуры, большинство требует проведения капитального ремонта;
-отсутствие учреждений культуры, библиотек в малочисленных населенных пунктах.
6.Физическая культура и спорт:
-необходимость капитального ремонта, либо реконструкции спортивных сооружений;
-недостаток спортивных сооружений, инвентаря и оборудования;
-несоответствие большинства спортивных сооружений усовершенствованным нормативам и требованиям по технической эксплуатации, международным регламентам и правилам проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса, обеспечения безопасности участников;
-недостаточный уровень организации работы с молодежью старше 18 лет.
7.Уровень и качество жизни населения:
-рост тарифов на коммунальное обслуживание, обусловленный ростом цен на энергоресурсы и общеэкономическими проблемами отрасли;
-отсутствие качественных дорог в населенных пунктах, проблемы с транспортной доступностью в весеннее - осенний период на правобережье района;
-низкое качество питьевой воды и проблемы теплоснабжения вследствие высокой степени износа основных фондов коммунального хозяйства на тепловых и водопроводных сетях;
- необходимость установки центрального коллектора в с. Молчаново;
- нехватка объектов благоустройства (зеленых зон для отдыха и садов), сокращение площадей зеленых насаждений, недостаточное участие населения в благоустройстве и озеленении жилых дворов и др.
5. Преимущества и перспективы развития муниципального образования «Молчановский район»
Стратегической целью социально-экономического развития муниципального образования «Молчановский район» на период 2016 - 2025 годы является повышение уровня и качества жизни населения.
Реализация Стратегии является необходимым условием достижения поставленной цели и повышения конкурентоспособности муниципальной экономики за счет улучшения делового и инвестиционного климата района, совершенствования механизмов управления.
Основной целью разработки Стратегии является описание механизмов достижения стратегической цели социально-экономического развития Молчановского района, обоснование и выбор целей развития территории в целом с учетом полномочий и компетенций.
Целями социально-экономического развития Молчановского района являются:
1. Развитие экономики муниципального образования;
2. Повышение уровня и качества жизни населения;
3. Улучшение комфортности проживания на территории района;
4. Формирование системы эффективного природопользования;
5. Совершенствование муниципального управления.
Все цели деятельности взаимоувязаны и согласованы, направлены на достижение цели, объявленной в качестве стратегической. В рамках каждой цели из целого спектра проблем, присущих тому или иному сектору (отрасли), определяются ключевые задачи, на решение которых направлены мероприятия Стратегии. Механизмы решения данных задач конкретизируются в мероприятиях, результаты «измеряются» в процессе оценки и мониторинга конкретных показателей.