Экономическая сущность и функции торгового предприятия
Переход к рыночным отношениям способствовал активизации предпринимательской деятельности. В настоящее время организация является основным элементом всей экономики. Именно на этом уровне создается необходимая обществу продукция, оказываются необходимые услуги и выполняются работы, то есть создается основа для потребления и приумножения национального богатства. От того, насколько эффективно работают организации, каково их финансовое состояние, зависят состояние экономики и индустриальная мощь государства.
Организация (предприятие) - основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов) (рис. 2).
Рис. 2. Сущность предприятия как экономической категории
В дореформенный период в научной литературе по управлению торговлей термин «организация» использовался редко. Наиболее распространенным был термин «предприятие», который применялся для определения обособленных хозяйственных звеньев торговли, деятельность которых основывалась на самоокупаемости и самофинансировании.
В Гражданском кодексе Российской Федерации организация выступает в качестве обособленного элемента экономической системы, осуществляющего любые виды деятельности, не запрещенные законом. Организация может преследовать коммерческие и некоммерческие цели. Термин же .«предприятие» употребляется в Гражданском кодексе лишь применительно к части коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в унитарной форме.
Согласно статье 132 ГК РФ в качестве объекта права предприятие признается как «имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности». В целом как имущественный комплекс предприятие признается недвижимостью. Согласно статье 132 ГК РФ: «В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором».
Этой же трактовки понятия «предприятие» придерживается и ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденный постановлением Госстандарта России. В нем торговое предприятие определяется как «имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли». Имущественный комплекс торгового предприятия включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.
Таким образом, с точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты понимаются как предприятия, а в Гражданском кодексе РФ они представлены как коммерческие и некоммерческие организации.
Понятие «предприятие» наиболее характерно для российской экономики. В развитых капиталистических странах оно используется крайне редко. Самым распространенным его аналогом можно считать понятие «фирма». Первоначально термин «фирма» (от итал. firma - подпись) означает «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма является элементом любой рыночной экономики, субъектом предпринимательской деятельности, обладающим экономической и юридической самостоятельностью.
Фирма, как и предприятие, является юридически самостоятельной предпринимательской единицей. Ею может быть как небольшая компания, так и крупный концерн. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
Торговля действует на рынке через совокупность торговых организаций и предприятий. Они решают различные задачи, характеризуются разнообразными организационно-правыми формами, но в целом составляют единую отрасль. Приведенное выше определение организации (предприятия) может быть конкретизировано в зависимости от его назначения и вида деятельности в той или иной сфере хозяйства. Под торговым предприятием понимается первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода, сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли [45].
Торговые предприятия в основном занимаются операциями по купле-продаже товаров. В настоящее время одной из главных целей рыночной экономики является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых организаций. Для достижения этой цели, с одной стороны, необходимо постоянно совершенствовать законодательную, финансовую и налоговую базу, а с другой - кардинально улучшить работу действующих предприятий в условиях рыночных отношений. В связи с этим необходимо изучить сущность и содержание предприятия торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта является основным звеном рыночного механизма отрасли.
Основная цель торговых предприятий состоит в наиболее полном удовлетворении спроса населения на товары народного потребления при высоком качестве обслуживания и повышении экономической эффективности торговой деятельности. Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми ими функциями. Функции предприятия торговли обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основной функцией торговли является реализация товаров потребителям. Более подробно эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:
¾ реализация потребительской стоимости, то есть доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем осуществления таких производственно-технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.;
¾ реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли-продажи происходит смена формы собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.
В ходе своей деятельности торговые предприятия выполняют и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся:
¾ изучение покупательского спроса на товары;
¾ формирование ассортимента товаров;
¾ реклама товаров и услуг;
¾ заключение договоров на поставку товаров;
¾ организация доставки товаров из мест их производства в места их потребления;
¾ прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
¾ обеспечение хранения товаров;
¾ принятие риска;
¾ выполнение операций, связанных с доработкой товаров (подсортировка, фасовка, упаковка, приведение к товарному виду);
¾ внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров;
¾ предложение товаров и оказание помощи в их выборе;
¾ выполнение расчетных операций;
¾ оказание покупателям дополнительных услуг.
Объем и характер выполняемых организацией функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
Необходимо также отметить, что деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей:
¾ сочетание различных видов деятельности: транспортировка, фасовка, подработка, хранение товаров;
¾ разветвленная торговая сеть, в составе которой преобладают магазины с небольшим объемом оборота и незначительной численностью работников, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации;
¾ ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого населения;
¾ предприятия организационно и торгово - технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров;
¾ спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
¾ продажа товаров с одновременным оказанием различных дополнительных услуг покупателям.
Для того чтобы раскрыть сущность торгового предприятия, необходимо рассматривать его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.
Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Признаки юридического лица представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Признаки, которыми должно обладать юридическое лицо
Наряду с юридическими лицами отдельные граждане праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствие с хозяйственным аспектом, предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыночных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли. В статье 132 ГК РФ указывается, что предприятием как объектом гражданских прав является «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». В состав предприятия как имущественного комплекса входят «все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором».
Специфика торговых предприятий в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности. Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур. Под материально-вещественной структурой понимается совокупность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования. Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью: размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений. Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.
Сущность торгового предприятия представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Сущность торгового предприятия
Следует отметить, что в экономике страны функционируют различные предприятия. Они отличаются друг от друга по ряду признаков: выполняемыми функциями, отраслевой принадлежностью, размерам, профилю деятельности, организационно-правовым. Однако при всем их многообразии они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев.
Ценность классификации заключается в систематизации знаний о торговых предприятиях, без чего невозможно ни дальнейшего развитие, ни практическое применение этих знаний.
Все торговые предприятия можно классифицировать с позиции правового положения предприятия с точки зрения количественных критериев, с отраслевых позиций.
С точки зрения правового положения торговые предприятия подразделяются в зависимости от основной цели, формы собственности, организационно-правовой формы.
В зависимости от основной цели торговые предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью, и они не распределяют ее между участниками.
В зависимости от формы собственности торговые предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и иные. В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность физических и юридических лиц; в составе государственной - федеральная и собственность субъектов Федерации, в составе муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.
В новых законодательных актах и в ГК РФ введена новая экономическая категория - организационно-правовая форма предприятия, с которой большинство менеджеров не встречались в условиях командно-административной экономики.
Выбор конкретных из этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа.
На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия, в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности.
На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия.
Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов. среди которых выделяют следующие:
1.Общие:
¾ намечаемые масштабы торговой деятельности;
¾ предусматриваемые темпы развития предприятия в стратегической перспективе;
¾ особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятиям отдельных форм;
¾ государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм.
2. Индивидуальные:
¾ имеющийся (возможный) размер стартового капитала, который предприниматель может вложить в торговый бизнес;
¾ отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам;
¾ уровень профессионализма предпринимателя (наличие специального торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п.).
С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами в этом случае выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина объема продаж, размеры торговой площади и т.п.
Величина предприятия оказывает определяющее влияние на его деятельность, поэтому необходимо знать экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а также учитывать взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии торгового предприятия исходя из масштабов его функционирования.
Крупные торговые предприятия с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, материальные стимулы инициативных работников в целом мало связаны с конечными результатами работы.
Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Однако вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, нет широкого ассортимента, существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей.
Составной частью эффективной экономической политики является развитие малого предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму. В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. При этом установлен предельный размер численности работников малых предприятий за отчетный период в промышленности, на транспорте и строительстве - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [13].
Малые торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих предприятий характерны простота в организации товародвижения и учета, высокая гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, повышенная скорость оборота капитала. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних факторов, им труднее получить кредит, больше требуется средств на изучение рынка, сложнее проводить независимую ценовую политику.
В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли и оптовой торговли. Оптовая торговля осуществляет реализацию товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают.
Розничная торговля в отличие от оптовой торговли реализует товары конечному потребителю и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. Существующие и действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, профиля деятельности, масштабов и других параметров. Именно большое количество торговых предприятий делает возможным нормальное функционирование рынка и всей экономики страны в целом.