Социально- экономические функции государства
Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании экономической и социальной стабильности, в ориентации общества на максимальное обеспечение благами и сохранение окружающей природной среды.
Макроэкономические цели, такие как достижение определённого уровня занятости, стабилизация цен, равновесие экономики, должны дополняться социальными целями – улучшением условий жизни и возможностей для всех членов общества.
Основными функциями государства являются:
1. Создание общих законодательных и правовых предпосылок для лиц, действующих в условиях рынка, поскольку государство является организатором экономического и социально-политического пространства для рыночной экономики.
2. Создание и реализация общественных благ и услуг. Экономические свойства чисто общественных благ и услуг (оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система) не стимулируют рынок организовывать их производство. Предоставление населению общественных благ и услуг возлагается на государство. Их финансирование осуществляется через государственный бюджет.
Создание частично общественных товаров и услуг может развиваться на сочетании рыночных и нерыночных методов хозяйствования.
3. Регулирование внешних (побочных) эффектов. Внешние (побочные) эффекты – это издержки или выгоды, которые выпадают на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железной дороги является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. Регулирование внешних для рынка эффектов берёт на себя государство.
4. Защита конкуренции.
5. Прямое государственное владение или управление основными элементами инфраструктуры, естественными монополиями с целью стабилизации социально-экономической системы.
Выделяют несколько типов:
- материальный (сооружение дорог, мостов, систем связи, систем водоочистки и т.д.);
- институциональный (государственный аппарат управления, затраты на организацию денежно-кредитной и финансовой системы);
- социальный (вложения в образование, здравоохранение, культуру и т.д.);
- экологический (создание объектов охраны окружающей среды).
6. Социальная защита населения от несовершенства рынка.
Социальные риски – это закономерное и объективное массовое социальное явление, затрагивающее определённые социально-демографи-ческие и профессиональные группы и слои населения.
Социальная защита в рыночной экономике включает социальное страхование, социальную помощь, непосредственное государственное обеспечение.
Осуществляя социальную защиту, государство опирается на сочетание принципа индивидуальной ответственности личности и принципа солидарности членов общества.
В рыночной экономике нагрузки по социальному страхованию частично несут работодатели и работники. Но государство является координатором и гарантом социальной защиты: выполняет методические
и перестраховочные функции, создаёт крупные центры реабилитации, оказывает непосредственную социальную помощь нуждающимся и т.д.
7. Социально-трансфертная функция государства (перераспределение доходов). Основная задача – откорректировать связанное с производством первичное распределение доходов при помощи системы трансфертных социальных услуг и субсидий в сочетании с налогообложением.
В целом для промышленно развитых стран характерна тенденция к росту перераспределения государством части национального продукта. Государство должно знать пороговые значения параметров жизнеобеспечения в социальной сфере и развитии социальных процессов, за которыми может последовать социальный взрыв. К таким индикаторам относятся, например, углубление разрыва в уровне доходов, ухудшение качества питания, рост наркомании и т.д.
8. Регулирование механизма обеспечения условий занятости. Теоретики свободного рынка считают, что данная функция является одной из причин возникновения сбоя рыночного механизма. Но большинство экономистов выступают за вмешательство государства в данный процесс. Государство принимает меры для возможно более полного использования потенциала трудовой активности населения, устанавливает размер минимальной заработной платы и финансирует федеральные целевые программы содействия занятости и т.д.
9. Установление прожиточного минимума в стране.
10. Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Только государство
в состоянии поддерживать сложный комплекс условий в области налогов, инвестиций, структурных сдвигов, таможенно-валютного регулирования, необходимых для быстрого технологического развития. Данная политика важна потому, что область НИОКР не только определяет динамику сопряжённых сфер экономики, но и задаёт качественную ступень в направлении развития общества в целом.
От неё зависит модель экономического роста – экстенсивная или интенсивная.
11. Экологическая функция. В современных условиях одной из основных целей деятельности государства является поддержание устойчивого эколого-безопасного развития. Рыночный механизм самостоятельно не обеспечивает сохранение, а тем более воспроизводство окружающей природной среды. Задача государства состоит в создании необходимых условий для оптимального взаимоотношения общественного производства с природоохранительными мерами, в сохранении экологического равновесия.
Целесообразно разграничивать две подсистемы социально-экономической деятельности государства:
1. Проактивная модель – включает весь комплекс мер, направленных на улучшение экономического положения населения и влияющих на него прямо или косвенно.
2. Реактивная модель – система поддержки и защиты наиболее уязвимых социальных групп и слоёв в процессе адаптации к изменяющимся условиям рыночной экономики.
Инструменты политики воздействия государства неодинаковы и различаются по степени интенсивности его вмешательства:
- информационные и консультационные;
- регулирующие;
- принудительные или административные.