Источники и порядок бюджетного финансирования, формирование фондов развития социально-культурной сферы
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Это обусловлено сильной зависимостью социального положения больших масс населения от бюджетных средств, сохранением преимущественно государственной формы финансирования социальных сфер (образования, здравоохранения, социального обеспечения) и наличием укоренившихся традиций, привычек получать все блага от государства (психология собеса).
Применительно к нынешним российским условиям источники финансирования подразделяются на бюджетные (государственные) и внебюджетные (негосударственные).
Государственные источнитси финансирования объединяют федеральный, отраслевой, региональные, межотраслевые и местные бюджеты текущего содержаниям, целевые программы (программное финансирование). Большинство организаций исполнительского искусства без соответствующих бюджетных ассигнований существовать не могут: затраты учреждений культуры и искусства возрастают быстрее, чем индивидуальная полезность их услуг в денежной оценке (33; 175). В дотационном порядке, как разница между расходами и доходами, выделяются субсидии из бюджета театрально-зрелищным предприятиям и средствам массовой информации.
Бюджетные ассигнования, отпущенные на финансирование социально-культурной деятельности и связанные с выполнением государством его социальных функций, при формировании бюджетов всех уровней выделяются по разделам расходов (9;67):
♦ образование;
♦ культура и искусство, кинематограф;
♦ средства массовой информации;
♦ здравоохранение и физическая культура;
♦ социальная политика.
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки, то есть направление средств на работы по важнейшим фундаментальным исследованиям и общегосударственным целевым научно-техническим программам.
На основании ведомственного критерия классификации выделяются прямые получатели бюджетных средств (соответствующее министерство, ведомство, государственное, муниципальное учреждение или другое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования).
Для эффективного контроля за рациональным использованием бюджетных средств в Российской Федерации применяется классификация расходов по целевым направлениям: 1) заработная плата; 2) начисления на заработную плату; 3) канцелярские и хозяйственные расходы; 4) командировки и служебные разъезды; 5) стипендии; 6) расходы на питание; 7) приобретение медикаментов и перевязочных средств; 8) приобретение оборудования и инвентаря; 9) приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; 10) государственные капитальные вложения; 11) капитальный ремонт; 12) государственные дотации; 13) платежи по ссудам; 14) возмещение разницы в ценах; 15) прочие расходы.
К защищенным от обесценения в условиях инфляции и от секвестора в условиях дефицита госбюджета страны относятся такие статьи бюджета в РФ, как заработная плата (вместе с начислениями на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению, расходы на питание, приобретение медикаментов, коммунальные платежи и некоторые другие.
Основное место в расходных статьях бюджета занимает фонд оплаты труда, который в рыночных условиях не планируется и не гарантируется государством. Для работников бюджетных учреждений установлена единая 18-разрядная тарифная сетка, причем рабочие тарифицируются по 1 - 8, а высококвалифицированные - по 9 - 12 разрядам. Руководители и специалисты нанимаются и оплачиваются по контракту - трудовому договору, который заключается на определенный срок (обычно 3-5 лет) и предусматривает взаимные обязательства сторон (4;169-173).
В фонды развития социально-культурной сферы направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных ме-
49
роприятий, продажи ценных бумаг, и другие поступления, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры (12;24).
Основным источником бюджетных средств государства и местных органов управления служат налоги в форме обязательных платежей. По методу установления налогообложение может быть прямым и косвенным, что обуславливает возможность перенесения части налогов на потребителя. В хозяйственном механизме налоги выполняют определенные функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного и нормативного планирования (9;72). Расчетными единицами служат показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемый контингент (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.), и время функционирования учреждений социально-культурной сферы в течение года.
Определение расходов на социально-культурные мероприятия производится на основании укрупненных нормативов, охватывающих все виды затрат учреждений социально-культурной сферы и ориентирующих работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным и т.п. Финансовая норма расхода выражает меру удовлетворения конкретной потребности в определенной сумме денежных средств.
Особое значение имеет разработка и внедрение системы минимальных социальных стандартов в РФ, отражающих уровень государственных гарантий в обеспечении населения страны бесплатными и льготными социально-культурными услугами, в соответствии с конституционными нормами о бесплатности образования и здравоохранения, о социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.
В условиях перехода от командно - административной (распределительной) системы управления сферой культуры к использованию экономических методов менеджмента, с 1989 г. в Российской Федерации началось создание организационно-экономических условий саморазвития культурной жизни (39;7). Дотационное бюджетное финансирование учреждений культуры заменяется финансированием целевых программ, конкуренцией за бюджетные средства, активным сотрудничеством сферы культуры с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями.
Организационно-экономические основы культуры как сферы экономики включают многообразие форм собственности, по критерию которых возникли хозяйственные субъекты, основанные:
4- на собственности граждан;
♦ на коллективной собственности;
♦ на классической государственной собственности федерального,
республиканского, областного, муниципального уровней.
Принципиальным направлением реформы финансирования стала децентрализация всего механизма выделения бюджетных ассигнований. Реализация такого подхода связана с созданием специальных фондов развития искусства и культуры, детского творчества, которые формируются в каждом регионе за счет бюджетных средств через межотраслевые и межрегиональные комплексные программы.
Для обеспечения постоянного и достаточного наполнения этих фондов финансовыми средствами предназначены стабильные нормативы, устанавливаемые двумя подходами:
♦ в расчете на тысячу жителей региона,
♦ в процентах от национального дохода, создаваемого в регионе.
В качестве основных направлений бюджетного финансирования текущей деятельности учреждений социально-культурной сферы можно выделить:
♦ средства, предоставляемые предприятиям на содержание их основ
ных фондов (содержание и текущий ремонт зданий, оборудования, амор
тизации и другие нужды аналогичного характера) в соответствии с дей
ствующими нормами и нормативами;
♦ дотации в расчете на количество обслуженных зрителей, слушате
лей, посетителей, определяемые по соответствующим нормативам;
♦ средства на выполнение государственных или региональных зака
зов и другие специальные мероприятия.
Более 60 % капитальных вложений в культуру осуществляется за счет самих хозяйствующих субъектов и инвесторов (кредиты банков, инвестиции и заемные средства на возвратной основе), то есть на условиях получения ежегодных дивидендов (от лат. dividendus - подлежащий разделу) на вложенный капитал в соответствии с установленной в договоре процентной ставкой, или на условиях возврата кредита.
Кроме бюджетных ассигнований, государство предоставляет дополнительные источники поддержки учреждений культуры в виде определенных финансовых льгот: освобождение от платы за фонды, от части отчислений на капитальный ремонт, сокращение ряда статей эксплуатационных расходов, налоговые льготы, уменьшение таможенных тарифов при ввозе оборудования для строительства и реставрации объектов культуры!
Крупная часть социальных расходов (около 8 % от ВВП) проходит по государственным внебюджетным фондам (9;79). К внебюджетным источникам финансирования относят также коммерческую деятельность фирм и учреждений в сфере культуры (платные услуги, страховая деятельность и т.п.). Защита авторских^ родственных с ними прав обеспечивает весьма серьезный источник пополнения дохода творческих работников, дополнительные средства, привлекаемые в сферу культуры. Возможность за-
рабатывать валютные средства и использовать их для укрепления собственной материальной базы должна стать нормой для любого творческого коллектива, для любой организации в сфере культуры, как и ориентация учреждений культуры на приток иностранных инвестиций, на осуществление внешнеэкономической деятельности, на создание совместных предприятий. Самую серьезную роль во внебюджетных источниках исполняют международные проекты и программы (гранты, премии, стипендии), сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса (спонсорство, благотворительность, патронаж).
Спонсорство, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе» (1995 г.), представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера. Спонсорство включает целевые субсидии коммерческих фирм с целью взаимовыгодного сотрудничества с социально-культурными учреждениями путем реализации совместных проектов на основании взаимных обязательств сторон, поскольку культура становится выгодным деловым партнером. Правительства многих западных стран ввели стимулирующие механизмы в виде долевых дотаций. К каждым трем фунтам спонсора правительство Великобритании, например, добавляет один фунт стерлингов из государственной казны; во Франции пять франков из бюджета соединяются в культурном проекте с одним деловым франком (33;341). Налоговые льготы для предприятий-спонсоров по-прежнему являются ключевым звеном европейской и американской концепций финансирования культуры.
Благотворительность, направленная на социально приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений культуры, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого акта. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности, что является предметом прежде всего налогового законодательства.
Благотворительная деятельность характеризуется двумя базовыми признаками: добровольностью (к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов) и бескорыстностью (под бескорыстностью понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе).
В Государственной думе России готовится закон о меценатстве.
Право организаций культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.
Патронаж - покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе; патрон мо-
жет быть, к примеру, соучредителем организации, коллектива или предприятия культуры.
В начале XX в. значительное влияние на функционирование культуры в США и странах Западной Европы оказал патронаж со стороны финансовых корпораций Моргана, Меллона, Рокфеллера, Гугенхейма и др. с целью создания благоприятного общественного имиджа, внедрения чувства гордости своей компанией и идеи примирения капитала с искусством, а также выгодного помещения капитала, адаптации бизнеса к высоким культурным ценностям (10;323).
Конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности, является фандрейзинг (fundraising) -деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды.
К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, спонсорство натурой, вечера, обеды и балы, обходы домов и уличные сборы, продажа мест для рекламы, вложение капитала, торговля, коммерция, платные услуги (39;79-91).
При принятии решения об источниках финансирования самоокупаемых предприятий культуры большое значение имеют объем затрат, конъюнктура творческой продукции, уровень процентных ставок и размер дивидендов. При низких ставках за банковский кредит выгоднее привлекать долгосрочные кредиты под целевые программы, чем вкладывать собственные средства.
3.4. Основные типы управления экономикой социально-культурной сферы и мировой опыт поддержки творческой деятельности
Мировой опыт финансирования, поддержки и развития социально-культурной сферы различает три основных типа управления экономикой в зависимости от механизма ее финансирования.
Тип первый - архитектор или инженер - предполагает воздействие правительства на культуру, искусство и социальную политику через правительственные организации - министерства и комитеты по культуре и социальной помощи. Государство владеет средствами художественного производства, использует их и финансирует искусство для повышения образования и эстетического воспитания населения. Решения о субсидиях, их размерах и адресности принимают государственные чиновники. Этот тип управления отражает преимущественно централизованные формы долгосрочного прямого финансирования культуры и искусства за счет государственных средств, являющегося частью государственной программы повышения благосостояния общества. Он носит название романского
53
и характерен для таких стран, как Франция, Италия, Испания, в которых финансирование искусства и культурных программ осуществляют правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства. Тип жесткого социального заказа при отсутствии идеологического и политического плюрализма в культуре был характерен для советской экономики этой сферы и стран Восточной Европы.
Показательным примером содействия развитию социально-культурных программ может служить правительственная политика в области цен на книги во Франции. В 1991 г. был принят закон об установлении единых цен на книги, позволивший не взвинчивать цены и избежать разорения мелких книжных магазинов. Министерство культуры при этом старается сдерживать концентрацию издательского дела, материально поддерживая мелкие специализированные издательства. Большое число издательств способствует разнообразию и качеству печатной продукции, активизации издательских инициатив, распространению и демократизации книжной культуры. И это лишь один из аспектов культурной политики французского государства, считающейся лучшей в Европе. Результат - поддержание на должном уровне многовекового национального культурного наследства и поощрение нового культурного творчества, забота об облагораживании общей и экономической культуры в стране (1;94-95).
Второй тип - помощник - включает поддержку и развитие разнообразных форм некоммерческого и любительского творчества, то есть всей социально-культурной деятельности в целом. Центральные власти оказывают только патерналистскую ("отцовскую") заботу путем соответствующего законодательства и налоговой политики, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через самостоятельные структуры и фонды, обладающие налоговыми льготами. Подобные формы объединения государственных средств с привлекаемыми иными средствами через независимые или местные структуры, с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства, характерны для ФРГ и скандинавских стран. Данный тип управления экономикой культуры носит название германского.
Третий тип - патрон или вдохновитель - сформирован историческими традициями и потребностью защиты искусства от прямого воздействия правительства, стремлением отделить культурную деятельность от политических решений (Великобритания, Ирландия, Швейцария). Реализуя данный принцип, Великобритания после второй мировой войны создала Совет искусств страны, с помощью которого государство-патрон финансирует культуру "на расстоянии вытянутой руки" (33;308). Правительство определяет лишь общий уровень поддержки социально-культурной сферы, выделяя соответствующие финансовые средства, обеспечивающие стандарты профессионального творчества. Их распределением между конкретными организациями ведает независимый от прави-
тельства Совет с помощью патронажа, то есть системы покровительственных мер. Государство, как видим, выступает лишь вдохновителем определенных направлений культуры и искусства, а их финансирование, помимо средств Совета искусств, осуществляется за счет инвестирования частного капитала отдельными лицами и корпорациями с помощью налоговых льгот. Их пожертвования в духовную сферу сопровождаются налоговыми сокращениями. Недополучая часть налоговых средств, государственный бюджет опосредованно участвует в финансировании культуры через субсидии частных лиц и компаний, что не позволяет государству вмешиваться в содержательные процессы культурной деятельности. Этот механизм финансирования за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип "вытянутой руки"), относят к англо-американскому типу.
В реальном мире большая часть государств в финансировании социально-культурной сферы играет смешанную роль. Конвергенция, существующая между перечисленными типами управления экономикой культуры, обогащает децентрализованные формы финансирования созданием Национального фонда искусств США или Канадского отдела связи - правительственной организации, отвечающей за финансирование искусства, развитием квазинезависимых советов в Швеции и Нидерландах (33;309).
Наиболее эффективно система децентрализованного финансирования культуры действует в США, где объем благотворительных отчислений превышает 100 млрд. долларов в год (см. газету "Клубмеценатов",№ 9, март 1997 г.). Эта финансовая поддержка позволяет американской культуре и искусству США безбедно существовать вне зависимости от государственного бюджета. В некоммерческом секторе организации культуры и искусства вынуждены соревноваться за финансовую поддержку прежде всего с организациями здравоохранения и образования. Учреждения культуры выдерживают эту конкуренцию, помогая коммерческим фирмам приобрести соответствующий имидж, создать репутацию у потребителей. Предпринимательский успех и прибыль фирмы определяются ее известностью и успехом в обществе, чему способствует социально-культурная сфера как некая позитивная сила, особенно в регионах с высоким уровнем потребления культурных услуг. Поддерживая искусство и культуру, фирма-спонсор вносит элемент духовности в свою деятельность, меняя тем самым свой имидж и приобретая большее число доброжелателей среди потенциальных покупателей и одновременно, скажем, зрителей популярного спектакля, выставки или телевизионной программы, финансовая помощь которым оказана фирмой. Направляя средства на благотворительные цели, бизнес получает и налоговые льготы. Если вложения не превышают 10% от доходов фирмы, их вычитают из дохода до налогообложения. Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам, - ему это прежде всего выгодно.
Остановимся на характерных особенностях поддержки сферы культуры в ряде европейских стран.
В Австрии узаконена надбавка к обычной лицензионной плате в размере одного шиллинга (т.н. кулътуршиллинг), поступления от которой используются на субсидирование живого искусства и культуры. Поступающие средства обеспечивают 15 % совокупных государственных расходов Австрии на искусство и 25 % - на культуру (33; 134).
Во Франции и странах северной Европы 1 % от стоимости строительства госучреждений отчисляется на приобретение произведений изобразительного искусства. Снижена ставка НДС на предметы искусства, книги, на реставрацию исторических памятников.
Творческие работники ряда европейских стран (Ирландия, Франция) освобождены от подоходного налогообложения; авторский гонорар при налогообложении распределяется на несколько последних лет.
Государственные расходы на культуру и искусство в индустриально-развитых странах по уровням власти распределялись в 1992 г. примерно следующим образом (цифры приводятся в процентах по трем уровням: центральный бюджет -региональные бюджеты -местные бюджеты):
Австрия-53,9 -28,8 - 17,3;
Дания - 44,0 - 6,0 - 50,0;
Финляндия - 57,6 - 0,0 - 42,4;
Исландия - 16,9 - 28,7 - 54,4;
ФРГ-16,9-28,7-54,4;
Нидерланды - 29,2 - 6,0 - 64,9;
Швеция - 42,9 - 7,3 - 49,7;
Швейцария -13,2-40,8-46,0.
Формы прямого финансирования в этих странах распространяются на
а) полное финансирование текущих издержек и капиталовложений
национальных музеев, архивов, библиотек, эфирного вещания;
б) специальные целевые трансферты (передаточные платежи из гос
бюджета) на производство короткометражных фильмов, фотографий,
изобразительного и циркового искусства;
в) гранты организациям культуры, индивидуальные гранты, гаранти
рующие определенный уровень занятости в социально-культурной сфе
ре данного региона.
Особого внимания заслуживает опыт поддержки культуры под эгидой государства в США. Из этого опыта следует, что коммерческий сектор выделяет организациям культуры субсидии четырех видов: общие; под специальный проект; помощь услугами; поддержка специальных мероприятий.
Охарактеризуем каждый из видов поддержки.
Общие субсидии покрывают текущие расходы и обычно колеблются от 500 долларов до 10000. Эти суммы, как правило, выплачиваются из предназначенной на пожертвования статьи годового бюджета коммерческой
56
фирмы. Запрос о гранте повторяется ежегодно, даже если субсидия за фиксирована в плане пожертвований фирмы отдельной строкой.
Поддержка под специальный проект (спектакля, выставки, музейной экспозиции, образовательной программы) оказывается по величине зна, чительнее общих субсидий (от 10 до 50 тысяч долларов) и поступает и; отчислений фирмы на рекламу или общественные связи. Подобные суб, сидии популярны в мире бизнеса как путь повышения репутации и дохо да фирмы: спонсор проекта получает возможность связать свое имя <; программой, оно зазвучит с телеэкранов, в печати, по радио.
Организация культуры в поисках спонсора затеваемого проекта должна сопоставить предполагаемую зрительскую аудиторию с интересами фирмы, ее географическим положением. Например, банк, имеющий состоятельных клиентов, может спонсировать концерт камерной му-зыки, а фирме, стремящейся к поискам и новациям в своей деятельности, можно предложить проект выставки авангардной живописи или детского творчества.
Кроме финансовой поддержки, коммерческий сектор может оказывать и не менее ценную помощь услугами. Пожертвования такого рода, характерные для небольших фирм, включают передачу оргтехники, мебели, оборудования, предоставление помещения для выставок или репетиций, компьютеризацию и другие услуги.
Формами поддержки специальных мероприятий со стороны бизнеса являются благотворительные обеды, вечера, балы, презентации, частично или полностью финансируемые спонсорами.
В обмен на финансовую помощь социально-культурная организация готовит обоюдно полезный пакет предложений, включающий проведение вечеров для служащих, предоставление им билетов со скидкой, помощь фирме в налаживании общественных связей, в рекламе ее продукции во всех печатных материалах, включая буклеты, брошюры, программки, а также устройство выставки товаров в фойе и другие формы использования социально-культурного учреждения в маркетинговых целях спонсора.
Особого внимания заслуживает вопрос о филантропическом (неприбыльном) предпринимательстве, направленном, по существу, на укрепление солидарности в обществе. Филантропическое предпринимательство основывается прежде всего на пожертвованиях, 90 % из которых, например, в США, составляют поступления от частных лиц, 5 % - от корпораций. 75 % американских семей делают благотворительные взносы. Количество зарегистрированных благотворительных организаций в США, по данным налоговой полиции, было 900 тысяч, что свидетельствует об укреплении сотрудничества государства и добровольного филантропического бизнеса в решении социально-культурных проблем (1;102-103).
Развитие правовых основ благотворительности в России связано с законом "О благотворительной деятельности и благотворительных орга-
низациях" (1995 г.), направленном на социально приоритетные цели. Благотворительной признается организация, обладающая тремя признаками (некоммерческая; негосударственная и немуниципальная; осуществляющая благотворительную деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц).
Подводя итог, заметим, что принципиальным отличием коммерческой организации от некоммерческой является то, что последняя не преследует в качестве цели извлечение прибыли и располагает внешними источниками дохода в формах благотворительности, пожертвований и субсидий. Узловыми выступают следующие условия деятельности некоммерческих организаций:
♦ частичное или полное освобождение от налогов уставной деятель
ности компании, имеющей некоммерческий статус;
♦ предоставление налоговых льгот для корпораций и частных лиц,
оказывающих финансовую поддержку некоммерческим организациям и
творческим объединениям, имеющим некоммерческий статус;
♦ прибыль от уставной деятельности компании, имеющей некоммер
ческий статус, должна оставаться внутри компании и не может распреде
ляться между вкладчиками.
Остановимся на примерах, близких нам.
В Российской Федерации в июне 1999 г. был объявлен конкурс на присуждение грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства 2000 года. Конкурсные проекты должны способствовать распространению достижений отечественной культуры, приобщению к культурным ценностям различных слоев населения, особенно детей и юношества, поддержанию традиций российской многонациональной культуры, а также проектов научных исследований, отвечающих этим целям, в области
4- литературы,
♦ изобразительного искусства, дизайна и архитектуры,
4 истории культуры,
4 музыкального искусства и хореографии, 4 театрального, эстрадного и циркового искусства, 4 кино, телевидения и радио, 4 музейного, библиотечного и архивного дела, 4 художественных промыслов и ремесел.
Смета расходов по осуществлению проекта на запрашиваемую по гранту сумму предуматривает следующие статьи:
1) Общий объем финансирования на год.
2) Заработная плата (величина которой с начислениями не должна
превышать 50% от суммы гранта).
3) Приобретение оборудования и материалов (по перечню с указани
ем цен).
4) Канцелярские и почтово-телеграфные расходы.
5) Услуги сторонних организаций.
6) Командировочные расходы.
7) Непредвиденные расходы (не более 10%).
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" предусматривают предоставление творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или в аренду помещений для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг (12;26-27).
Деятелям литературы и искусства, использующим специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилые) в качестве творческих мастерских, ателье, студий, наше государство предоставляет льготы по налогу на имущество. Подобные льготы предусмотрены законом и для лиц, использующих жилую площадь для открытого посещения негосударственных музеев, библиотек и других организаций культуры (12;27).
Члены творческих союзов и ассоциаций, а также другие творческие работники, единственным источником доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд (12;29).