Особенности приватизации в России

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших преобразований при переходе к рынку является приватизация. Она представляет собой систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства с государственной на частную. Российская программа приватизации характеризуется, прежде всего, противоречивостью: с одной стороны, ее считают чисто “косметической” - в лучшем случае бессмысленной. Кроме коррупции, с которой связывают целый ряд действий по приватизации, наиболее критикуемым аспектом программы, является предоставление преимуществ руководителям и работникам предприятий при приобретении ими акций своих компаний. С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность.

Объектом и предметом исследования являются социальные и экономические итоги приватизации в России, их значения для российского общества.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.

Понятие приватизации

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации (от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ») В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2. Созданы две государственные структуры. Первая - комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая - фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей. Н. Ридли - «главный архитектор» и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников в том, чтобы сделать предприятие рентабельным.

Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10-15 лет. Правительство России, волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов. Государству рекомендуется продумать ограничения для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны и т.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные фирмы скупят у нас акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

- Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х гг. ХХ в. в России и странах Восточной Европы, имеют своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия господства административно-командной системы не позволяют решить эту проблему в короткие сроки.

Итоги приватизации.

Рыночная экономика не может быть социально-ориентированной, особенно в период первоначального накопления капитала, когда выживают компании, проводящие в жизнь агрессивную стратегию развития – стратегию захвата относительно мелких и средних фирм с целью увеличения собственного капитала компании за счет процессов централизации капитала. Скорее всего здесь произошло смешение понятий: социально-ориентированной может быть «государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», что записано в ст.7 Конституции РФ.

Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации – (следующая цель приватизации) не могло быть достигнуто в применяемых вариантах приватизации через акционирование, поскольку все три варианта приватизации 1992 года были основаны на предоставлении льгот трудовым коллективам предприятия или льгот инициативной группе работников предприятия, подписавшей договор с Госкомимуществом по управлению предприятием для вывода его в короткие сроки в высокорентабельные и перспективные, что само по себе не способствует повышению эффективности производства. Кроме того, для роста эффективности промышленных предприятий России помимо приватизации необходимо было решить следующие жизненно важные задачи:

- Создать структуру народного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;

- Создать финансовый рынок и его развитую инфраструктуру, способствующую переливу капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшие ставки доходности на инвестированный капитал;

- Привлечь значительный приток капитала в реальное производство на долгосрочный период.

- Очевидно, что чековая приватизация не могла способствовать решению ни одной из поставленных задач. Здесь можно проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых, рост эффективности промышленного производства, т.е. повышения фондоотдачи, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, выпуск продукции с учетом платежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночной экономики, которые на первом этапе приватизации не могли действовать, так как не были созданы условия для конкуренции. Во-вторых, для становления рыночного механизма требовалась структурная перестройка народного хозяйства, которая предполагает «постепенное свертывание приходящих в упадок отраслей и переподготовку вытесняемой из них рабочей силы, стимулирование развития новых наукоемких производств».

Главным регулятором при формировании отраслевых пропорций, распределении рабочей силы и средств производства по сферам хозяйственной деятельности являются механизмы рыночной экономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ в. прошли период структурной перестройки, который сопровождался серьезными кризисами – экономическим, сырьевым, топливно-энергетическим, валютно-финансовым. Воздействие государства на отраслевую структуру, т.е. структурная политика государства в развитых странах предполагает:

- Выбор наиболее неперспективных направлений научно-технического развития, нуждающихся в интенсивной государственной поддержке;

- Поддержка отраслей, являющихся основой национальной экономики;

- Создание механизма, стимулирующего вложения частных капиталов во внедрение научно-технических достижений.

Структурная политика государства в развитых странах проводится в тесной взаимосвязи с фискальной политикой и политикой денежно-кредитного регулирования.

В России структурная перестройка осуществляется одновременно с созданием условий для становления и развития рыночной экономики и исключительно за счет структурной политики государства. Для реализации структурной политики и контроля за ее проведением постановлением Правительства РФ от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была образована Комиссия Правительства РФ по структурной перестройке. В числе ее основных задач определены:

- Организация разработки целевых федеральных программ в целях реализации государственной селективной политики;

- Подготовка предложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и ее регионов;

- Разработка форм и методов осуществления государственной селективной структурной политики и ее практической реализации;

- Прогнозирование потребностей в финансовых ресурсах и подготовка предложений по источникам финансирования;

- Определение критериев отбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.

Что касается двух других важнейших условий эффективного функционирования промышленных предприятий (создание финансового рынка и привлечение капитала в реальное производство), то необходимо отметить, что на первом этапе приватизации происходили только становление финансового рынка и формирование его инфраструктуры. Коммерческие банки, проходили этап первоначального накопления капитала, и потому даже при самых благоприятных условиях капитал не мог быть направлен на долгосрочной основе в реальные активы. Кроме того, гиперинфляция 1992-1993 гг. сделала невозможным долгосрочные вложения капитала в реальное производство, ибо в силу высоких рисков текущая стоимость будущих денежных потоков, определяемая как дисконтированная стоимость, не обеспечивает возмещения капиталовложений.

Среди декларированных целей первого этапа приватизации особое место занимает социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Необходимо отметить, что нереальность такой цели стала очевидной достаточно быстро. В информационно-аналитическом обзоре состояния рынка акций приватизированных предприятий по состоянию на февраль 1995 г. отмечалось: «В результате чековой приватизации рабочие так и не стали хозяевами собственных предприятий, хотя сегодня число приватизированных предприятий достигает 26 тысяч. В большинстве своем власть сохранил директорский корпус, который либо по-старому ориентируется на государственную поддержку своих производств и не желает нести ответственности за свою деятельность перед рынком в полной мере, либо, напротив, используя недостатки в регулировании первой фазы приватизации, сколачивает первоначальный личный капитал, прикрываясь интересами основной массы акционеров. Акции, которыми располагают рабочие большинства приватизированных предприятий, все еще рассматриваются ими не как право на владение уставным капиталом своего предприятия, что собственно и является сутью понятия «ценная бумага», а как финансовый документ, обладающий определенной денежной ценой, при этом нет понимания, что эта цена совершенно не отражает ее реальную стоимость».

Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ как цель приватизации не ее первом этапе не могла быть выполнена, поскольку для 1992-1995 гг., создали условия для массового банкротства коммерческих банков.

Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства как одна из целей приватизации могла быть достигнута при условии, что приватизация началась бы с относительно мелкого и среднего бизнеса (как питательной среды для становления рыночной экономики) и более медленными темпами. Аналитики Всемирного банка отмечали в начале 1992 г., что необходимо форсировать приватизацию малых предприятий, где возможны наиболее быстрые результаты. Приватизация предприятий оптовой и розничной торговли, а также обслуживающего их транспорта сыграет важную роль в создании конкуренции на рынке, что является необходимым элементом программы реформ.

Необходимо отметить, что темпы приватизации, проводимой в РФ, не имеют аналогов ни в одной стране. В наследство от административно-плановой системы пореформенной России достались крупные предприятия В 1987 г. в стране на промышленных предприятиях в среднем работало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десять раз – чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54% производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятия нередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно в отраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.

Приватизация промышленных предприятий через акционирование не смогла преодолеть монопольного положения ведущих предприятий и, следовательно, создать конкурентную среду в столь сжатые сроки. Предполагалось, что крупные предприятия будут превращены в корпорации на уровне мельчайших существующих юридических единиц, а затем приватизированы. Предусматривались возможности дробления крупных предприятий на группы по признаку конкурентоспособности, в особенности по различным этапам технологического процесса, и ограничение видов деятельности, которыми могут заниматься концерны, объединения и прочие организации антиконкурентной ориентации, многие из которых были созданы на базе бывших отраслевых министерств. Однако поставленные задачи решить не удалось из-за жесткого сопротивления директорского корпуса и работников отраслевых министерств.

Привлечение иностранных инвестиций как цель первого этапа чековой приватизации была заведомо нереальной, поскольку в тот период для России были характерны повышенные страновые риски, определяемые:

- Политической и социально-экономической нестабильностью,

- Отрицательным отношением подавляющей массы населения к частной собственности и особенно к иностранному капиталу;

- Влиянием организованной преступности;

- Высокими темпами инфляции и падением покупательной способности национальной валюты;

- Нестабильностью налогового законодательства;

- Неопределенность владельца, особенно природных ресурсов, сопряженная со спорами и препятствиями, создаваемыми органами управления различных уровней.

Т. о., цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

Очевидно, что как и при формулировании основных задач, стоящих перед приватизацией, так и при формулировании основных задач, стоящих перед приватизацией, так и при определении недостатков первого этапа чековой приватизации, не были соответствующим образом учтены реальные социально-экономические условия реализации программы. Известно, что любая задача имеет решение только при условии определенных жестких ограничений. Если таких ограничений нет, то задача не имеет решения.

Рассмотрим социально-экономические условия реализации программы приватизации на ее первом этапе, которые выступают как реальное ограничение при решении поставленной задачи. Макроэкономическую ситуацию тех лет можно охарактеризовать следующим образом:

- В 1991 г. и в первой половине 1992 г. страна переживала системный кризис – политический. Были утрачены прежние стимулы к труду, а новые не появились. В этих условиях сложно было ожидать роста эффективности производства;

- Сложились крайне неблагоприятные экономические и социальные условия, поскольку к середине 1992 г. стоимость жизни возросла более чем в 10 раз по сравнению с тем же периодом предыдущего года, главным образом за счет либерализации цен в начале года. Реальный объем производства продолжал сокращаться и, по оценкам, был на 15% ниже уровня середины 1991 г. (который, в свою очередь, значительно сократился по сравнению с 1990 г.);

- Задерживалось проведение структурных и институциональных реформ, не были созданы правовые основы, институциональная структура и система регулирования конкурентной рыночной экономики;

- Инфляция превзошла все прогнозы: за первые два месяца 1992 г. был отмечен почти девятикратный рост оптовых цен, розничные цены выросли за первые три месяца в пять раз, что практически уничтожило сбережения населения. Однако быстрый рост цен не прекратился, и общая инфляция в 1992 г. составила около 2500%, что значительно превысило уровень инфляции, сопровождавший реформы в других странах (например, в Польше в 1990 г. инфляция составила 250%);

- Высокие темпы инфляции вызвали обесценение основного капитала промышленных предприятий, и валовые инвестиции (чистые инвестиции плюс амортизационные отчисления) упали ниже уровня амортизационных отчислений. Был запущен самораскручивающийся механизм деинвестирования:

- Распад Советского Союза разрушил традиционно сложившиеся связи между промышленными предприятиями, породил сложности в снабжении и сбыте, поскольку старая система централизованного распределения продукции была разрушена, а новая, рыночная, еще не создана.

Надо признать всю сложность ситуации, неизбежность системного кризиса и необходимость структурной перестройки. В этих условиях программа государственной приватизации могла выполнить только одну из основных задач – создать определенный социальный слой, заинтересованный в рыночных реформах. Эта задача была тем более актуальна, что со стороны директорского корпуса, трудовых коллективов, воспитанных на идеях уравнительного распределения, местных органов власти было проявлено неприятие и сопротивление идеям реформ.

Интересно, что по оценке аналитиков Всемирного банка программа массовой приватизации была призвана ускорить приватизацию крупных и средних предприятий, обеспечить политическую поддержку самой программы и увеличить капитал предприятий благодаря распределению акций среди широких слоев населения. Практика проведения приватизации показала, что из перечисленных задач была решена одна, но самая главная на тот период – создание социального слоя, который обеспечил политическую поддержку рыночным реформам и сделал их необратимыми.

Данная задача, решенная в процессе приватизации, обусловлена специфическим положением России, необходимостью перехода к рыночной экономике, которая в отличие от планово-административной экономики показала свою жизнеспособность в течение длительного периода.

Если говорить о целях приватизации в условиях сложившейся рыночной экономики, то очевидно, что во всем мире приватизация проводится с целью повышения эффективности деятельности предприятий и привлечения инвестиций от новых собственников.

Приватизация является ключевым элементом новой мифологии, воплотившейся в официальный курс российских реформ предшествующего десятилетия. Форсированный переход большей части бывшего государственного имущества в частные руки с самого начала был провозглашен в качестве главной, едва ли не решающей предпосылки перехода к рынку. Можно констатировать, что эта цель ныне достигнута с ошеломляющей энергией, последовательностью, с не имеющими прецедентов темпами и в неслыханных ранее масштабах. Государство фактически устранилось от полновесного использования даже тех прав собственности, которые оно не передало частным юридическим и физическим лицам де-юре. Снятие преград с коммерческой деятельности чиновников органов исполнительной власти и менеджмента предприятий, формально оставшихся в государственной собственности, открыло простор для казнокрадства и расхищения госимущества совместными усилиями «деятелей» приватизированного и неприватизированного секторов российской экономики. Оказавшись неспособным эффективно защитить свою собственность (реализовать им же провозглашенный «священный» принцип собственности по отношению к своему имуществу), государство неизбежно пытается компенсировать это нарушением прав частных собственников и применением чисто властных рычагов давления на экономику – через налоговый пресс, манипуляции с расходными статьями бюджета, прямое участие в разборках между противодействующими экономическими группами новых собственников.

Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой и предоставила узкому кругу частных лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества (ради чего было осуществлено катастрофическое его обесценивание), отчасти по праву перешедшего к ним титула собственности, а главным образом – путем фактического контроля над акционированными предприятиями в противовес распыленным имущественным правам множества рядовых владельцев акций. Но приватизация не обеспечила создания механизма децентрализованной взаимной ответственности частных субъектов хозяйствования, который заменил бы механизм ответственности администрации государственных предприятий в директивно управляемой экономике. В результате степень безответственности хозяйственных решений в российской экономике резко увеличилась.Дискуссии вокруг той или иной конкретной формы собственности не должны заслонять главной проблемы – восстановления в нашей стране института собственности в целом. Подчеркнем еще раз, что основу этого института составляет свобода перераспределения имущественных прав между различными субъектами хозяйственной деятельности. Каждый субъект хозяйствования должен быть наделен четко определенными правами и иметь возможность свободно передавать их любому другому лицу (физическому или юридическому). В соответствии с этим он может предъявлять иск в суде за нарушение своих прав и получать компенсацию в размере недополученного дохода.

Сейчас характер взаимоотношений власти и экономики принципиально не изменился, если не считать того, что безответственность частных лиц стала вровень с безответственностью власти. В ходе экономических реформ в России задача воссоздания института собственности в указанном его понимании оказалась подмененной приватизацией госимущества, притом без соблюдения требований социальной справедливости. Поэтому ожидания эффекта от старой институциональной системы беспочвенны. Передел имущества, который был затеян под флагом приватизации, ничего не даст. Ведь права собственности могут существовать лишь при том условии, что разделение политической и экономической власти уже произошло, т.е. автономизация экономики зашла достаточно далеко. Ключевой предпосылкой успешных реформ является именно автономизация экономики, а не приватизация как таковая. Как наглядно свидетельствуют события «постприватизационной» эпохи в России последних лет, дележ и перетасовка имущества будут продолжаться, пока у нынешних и нетерпеливо ожидающих своего часа новых участников этого гибельного процесса сохраняются возможности и беспрецедентные стимулы вести игру.

За ширмой реформистских лозунгов проводилось перераспределение экономической власти с помощью власти политической, с одной стороны, и решение политических проблем посредством раздаривания лакомых кусков общественного достояния – с другой. Таким образом, вопрос о собственности в нашей стране остается открытым как в реальной практике, так и в теории, которая никак не может сдвинуться от грубой дихотомии государственной и частной собственности.

Особенности приватизации в России

3.1. Приватизации в России

Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе господства частной собственности.

Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.

С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновения появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) – вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей.

Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992 года период подготовки к государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации – ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

3.2. Цели российской приватизации.

Главными целями приватизации в 1992 г. были:

- Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;

- Повышение эффективности деятельности предприятий;

- Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

- Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;

- Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

- Привлечение иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.

Проблемы приватизации

Приватизация как особая форма преобразования собственности является в конце ХХ века новым импульсом развития предпринимательства и рыночной экономики. Приватизационные процессы приобретают особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно - планируемой экономикой, и развивающихся странах. Крупнейшими по абсолютному и относительному планируемому масштабам реформ примерами является Российская Федерация.

Анализ проблем приватизации и развития рынка корпоративных ценных бумаг в России актуален, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего ХХ века.

Во-вторых, актуальность исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе того универсального и специфического, органичное сочетание которых и оказывает позитивное или негативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения.

Наконец, в-третьих, сравнительный анализ проблем приватизации и развития рынка ценных бумаг в России имеет и серьезное теоретическое значение. Программа реформ в России - предмет научных дискуссий представителей различных экономических школ.

Акционирование государственных предприятий в России имеет много общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.

В то время, как приватизация средних и крупных предприятий требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % предприятий общественного питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %. Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).

Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности труда работника.

Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив материалы по теме «Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России» я пришла к выводу, что радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России.

Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение. Цель приватизации заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом. В настоящее время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основе государственного капитала, который начал свое движение и обращение в самом начале перестройки.

Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Киселева, Е.А., Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебное пособие / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: « АСА», 1998

2. Козырев, В.М. Основы современной экономики: под ред. Козырева В.М., - М., 2001г.240с.

3. Каспин, В.И. Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: В.И. Каспин , И.А. Острина //Финансы и статистика, 1992. – 96 с.

4. Виноградов, В.В. Экономика России: Учебное пособие. - М.: В.В.Виноградов Юристь, 2002. - 320 с.

Наши рекомендации