Основные характеристики ассортимента товаров
Ранее ассортимент торговых предприятий формировался в соответствии с ассортиментным перечнем (часть торгового ассортимента, которая всегда должна быть в продаже в магазине). В настоящее время понятие ассортиментного перечня изменилось: он устанавливается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, типом здания, размером торговой площади и др.
Ассортиментный перечень утверждается при лицензировании торгового предприятия в органах местной власти и в территориальных центрах Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В ассортиментный перечень обязательно должны входить социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, остальные товары определяются магазином самостоятельно.
Социально значимыми продовольственными товарами (товарами первой необходимости) являются: хлеб и хлебобулочные изделия, соль, сахар, спички, чай, мясо животных и мясо птицы, молоко и кисло-молочные продукты, животное масло, яйцо, растительное масло, маргарин, рыба свежемороженая, крупа, макаронные изделия, табачные изделия, картофель, капуста, свекла, морковь.
К социально значимым непродовольственным товарам относятся: хозяйственное и туалетное мыло, синтетические моющие средства; зубные щетки; лезвия для бритья; ученические тетради; шариковые и перьевые авторучки; черно-графитные и цветные карандаши; электролампы (3 вида); швейные нитки и иглы; мужское, женское и постельное белье (простыни, наволочки, пододеяльники).
Отсутствие социально значимых товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем торгового предприятия в соответствии с его специализацией, влечет за собой наложение штрафа в размере 100 минимальных месячных размеров оплаты труда.
Основными показателями ассортимента являются следующие количественные характеристики: структура, широта, полнота, глубина, устойчивость и новизна.
Структура ассортимента — это отношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству (в процентах).
Показатели структуры ассортимента могут иметь стоимостное или натуральное выражение. Определение показателей структуры ассортимента в стоимостном выражении не дает полного представления о действительном соотношении тех или иных групп товаров, так как стоимости разных товаров значительно различаются, однако такое определение позволяет проанализировать oперативную деятельность предприятия торговли с финансовой стороны.
Структура ассортимента должна быть научно обоснованной, базироваться на результатах изучения потребностей населения и способствовать наиболее полному удовлетворению спроса. Например, изучая структуру ассортимента женского легкого платья, определяют долю платьев, юбок, сарафанов, блузок и других видов изделий в общем объеме ассортимента, принятого за 100%. Структуру ассортимента обуви по размерам и полнотам сравнивают с кривой нормального распределения и дают заключение о рациональности размерно-полнотного ассортимента данного торгового предприятия.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты
К = Г / Г
где Г — фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже; Гн — общее количество групп товаров.
Механическое расширение ассортимента нерационально и нецелесообразно. Увеличение числа товарных групп имеет смысл только до некоторого оптимального значения, которое должно соответствовать разумным потребностям и требованиям экономичности.
Полнота ассортимента — соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.
Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента
К = В / В
где Вф— фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.
Полнота ассортимента указывает на возможность выбора различных видов товаров.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента
К = Р / Р
где Р — фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п.
Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости
К= (Рф1+ Рф2+…+ Р ) / (Р n )
где Рф1, Рф2, …, Р — фактическое количество разновидностей (видов) товаров на момент отдельных проверок; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n — количество проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента для универмагов — 0,80, для специализированных магазинов — 0,75.
Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны
K = Р /Рф
где Рн — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки; Рф — количество разновидностей.
Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия и изделия ранее выпускавшиеся, но с существенно измененными потребительскими свойствами.
Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он меньше, тем должна быть больше степень обновления ассортимента. Предпочтительно не только расширять, но и обновлять ассортимент.