Калькулирование себестоимости туристических услуг
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ЧОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: «Экономики и управления»
Направление бакалавриата: «Туризм»
Профиль: «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика туристского рынка
Тема: Себестоимость услуг выездного туризма
Выполнил: Студент 4 курса,
группы 5-8731/4-3
Чебочаков Николай
Научный руководитель: Грудинина Н.А
Красноярск , 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Сущность и содержание себестоимости туристических услуг. 5
2. Калькулирование себестоимости туристических услуг. 11
3. Ценообразование в туризме. 16
Заключение. 22
Список источников. 23
Введение
С экономической точки зрения туризм является особым видом потребления материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный межотраслевой комплекс национального хозяйства и обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, средствами размещения и питания, культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями. В широком понимании туризм представляет собой отрасль экономики страны или отдельного региона, которая активно участвует в формировании валового национального продукта.
Одной из самых актуальных проблем методологии и практики отечественной туристической отрасли в настоящее время является проблема учета состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости. Успех турфирмы зависит от информации о формировании себестоимости по нескольким причинам:
- затраты выступают важным элементом при определении конкурентоспособной продажной цены;
- информация о себестоимости лежит в основе управления предприятием.
В условиях, когда цена определяется рынком на основе маркетинговой информации, меняется психология производства и появляется потребность к управлению себестоимостью и оптимизации затрат. Речь идет не о минимизации издержек, а именно об оптимизации по всему производственному и коммерческому процессам.
Управление себестоимостью для принятия решений включает оценку точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений. Система управления себестоимостью предназначена для принятия оптимальных решений, касающихся разработки новых видов туристского продукта, назначения цены, маркетинга, ассортимента и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.
В качестве анализируемого предприятия была выбрана туристическая фирма «Феникс». Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность данного предприятия, а объектом – структура себестоимости реализуемых туристических услуг.
Целью работы является изучение факторов себестоимости услуг выездного туризма.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущности и содержание себестоимости туристических услуг;
- изучить особенности калькулирования себестоимости туристических услуг.
Сущность и содержание себестоимости туристических услуг
Основополагающим показателем туристского бизнеса являются затраты. В международной практике, так же как и в российской, затраты оцениваются по себестоимости. Себестоимость в туризме представляет собой совокупность текущих затрат на производство и реализацию туристских продуктов и услуг, выраженных в денежной форме. Это важнейшая экономическая категория и качественный показатель, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристской организации. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд функций:
- позволяет осуществлять учет и контроль затрат на производство и реализацию туристских продуктов и услуг;
- является базой для формирования цен на продукты и услуги туристских организаций и определения прибыли и рентабельности;
- служит экономическим обоснованием целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих туристских организаций;
- позволяет определить оптимальную мощность туристской организации;
- служит экономическим обоснованием управленческих решений[1].
Названные функции позволяют сделать вывод о важности процедуры формирования затрат в туристских организациях. Грамотный подход к формированию себестоимости и включению затрат в стоимость туристских продуктов и услуг во многом определяет конечный финансовый результат деятельности организации.
Расчет себестоимости является необходимым условием для нормальной работы предприятия и позволяет:
- отслеживать динамику затрат и контролировать их;
- выявлять резервы снижения себестоимости;
- определять величину получаемой прибыли;
- рассчитывать цены, так как себестоимость является основой цены и ниже ее продукция может продаваться только в определенный период времени или с определенными целями;
- обосновывать решения о ценах на продукцию;
- обосновывать решения о выпуске новых изделий или предоставлении новых услуг.
Важным понятием, которым необходимо рассмотреть в контексте изучения себестоимости, является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продукции или товаров и получаемого после его реализации по установленной цене.
В рыночной экономике получение прибыли – основная цель любой предпринимательской деятельности, так как она является основным источником формирования материальных и финансовых ресурсов предприятия, его производственного и социального развития. Чем больше прибыли получает предприятие, тем шире его возможности развиваться, улучшать материальное положение своих работников, укреплять свое финансовое состояние. Государство также заинтересовано в увеличении прибыли, так как налог на прибыль составляет существенную долю в доходах государственного бюджета.
Экономический смысл прибыли и понятие ее бухгалтерского исчисления не совпадают. С точки зрения экономического содержания прибыль, как уже говорилось, представляет собой чистый доход, созданный в процессе функционирования предприятия. Количественный же расчет величины различных видов прибыли определяется системой учета издержек и порядком формирования финансовых результатов, действующих в стране согласно законодательству. В свою очередь, этот процесс зависит от политики государства в области налогообложения и может меняться в зависимости от поставленных целей и задач.
В практике ценообразования сумма прибыли, включаемой в цену, определяется не по абсолютной величине, а по относительному показателю - рентабельности продукции ( ), установленному в процентах к полной себестоимости. Данный показатель рассчитывается по формуле 1.
(1)
Отсюда прибыль рассчитывается по формуле 2.
(2)
Чем выше рентабельность, тем больше величина прибыли и выше уровень цены.
В настоящее время предприятия-изготовители самостоятельно определяют размер рентабельности продукции, кроме некоторых видов деятельности, по которым государственными органами установлены предельные уровни рентабельности.
Так как в условиях рынка при установлении уровня цен предприятия вынуждены ориентироваться на уровень рыночных цен (если оно не является монополистом), то его возможности в определении размера рентабельности продукции ограничены.
Чем выше рентабельность, тем больше величина прибыли и выше уровень цены.
В настоящее время предприятия-изготовители самостоятельно определяют размер рентабельности продукции, кроме некоторых видов деятельности (различные виды перевозок, оказание ритуальных услуг), по которым государственными органами установлены предельные уровни рентабельности.
Так как в условиях рынка при установлении уровня цен предприятия вынуждены ориентироваться на уровень рыночных цен (если оно не является монополистом), то его возможности в определении размера рентабельности продукции ограничены.
Каждое предприятие заинтересовано в увеличении массы получаемой прибыли, а достигнуть этого оно может различными путями.
Во-первых, увеличивать прибыль с единицы каждого изделия, для чего надо либо повышать цену, либо снижать себестоимость выпускаемой продукции. Решение обеих задач в современной ситуации для отечественных предприятий достаточно проблематично. Уровень цены в условиях рынка определяется соотношением спроса и предложения и мало зависит от желаний производителей. Кроме того, подняв цену, предприятие может оказаться в невыгодном конкурентном положении и не реализовать свою продукцию, то есть не получить никакой прибыли. Снижение себестоимости продукции, безусловно, наиболее обоснованный путь, но в настоящее время решать эту задачу достаточно сложно – постоянный рост тарифов на энергоресурсы, устаревшие технологии производства, изношенное оборудование, отсутствие средств на модернизацию и техническое перевооружение производства не способствуют снижению себестоимости продукции.
Второй путь – увеличение количества произведенной и реализованной продукции. При постановке такой задачи предприятие может закладывать в цену изделий невысокую рентабельность и уровень цены будет ниже, чем у конкурентов, а изготовитель получит дополнительное преимущество на рынке, что приведет к росту сбыта. Кроме того, при увеличении масштабов деятельности снизится средняя себестоимость за счет распределения постоянных расходов на большее количество изделий.
Таким образом, большая масса прибыли будет образовываться за счет ускорения оборачиваемости средств, многократного получения прибыли с одного рубля вложенных средств[2].
Наиболее сложным моментом в процессе ценообразования является определение и обоснование рентабельности продукции, закладываемой в цену изделия. Рентабельность продукции должна обеспечить предприятию, с одной стороны, желаемый размер прибыли, а с другой стороны, позволить ему выступать на рынке полноправным участником, то есть реализовывать произведенную продукцию.
Основой рентабельности продукции является потребность предприятия в прибыли как в источнике финансирования его развития и в источнике средств для владельцев предприятия.
Таким образом, роль и значение издержек при определении цены ни в коем случае нельзя преувеличивать. Дело в том, что издержки являются только одним из факторов, которые необходимо учитывать в процессе ценообразования. При определенных условиях некоторые другие факторы (например, повышенный спрос, новизна товара, высокое качество, и т.д.) являются более важными, чем фактор издержек. Главной причиной, преувеличивающей важность издержек как фактора ценообразования, является то, что общая логика говорит нам о необходимости для цены быть равной издержкам или превышать их. А это в результате как бы должно означать, что издержки являются главным определителем цены. И действительно, на практике довольно часто издержки определяют цену.
Однако нередко цены являются фактором, определяющим величину издержек. В этом случае фирма прежде всего пытается установить, за какую цену она могла бы продать на рынке свои товары или услуги, учитывая при этом покупательский спрос, характер конкуренции и цены конкурентов, а также другие факторы, двигаясь таким образом от цены к издержкам. Поэтому цена довольно часто определяет величину издержек.
Степень взаимосвязи этих факторов в определенной степени зависит от изменяющихся экономических условий. При неблагоприятной конъюнктуре фирма принимает меры такого регулирования издержек, чтобы они соответствовали пониженным ценам. В случае улучшения конъюнктуры фирма может повысить цены.
Следует особо отметить, что одним из важных аспектов издержек является фактор времени. В этой связи прогноз издержек имеет большое значение для ценообразования. Прошлые издержки мало значат для процесса определения цен, если только они не имеют тенденции оставаться стабильными в течение ряда лет. То же относится и к текущим издержкам. Более полезными для ценообразования являются будущие издержки при условии надежности их оценки, чем издержки в прошлом и настоящем[3].
При правильном подходе к ценообразованию издержки являются тем пределом, ниже которого фирма не может оценивать свою продукцию. Действительная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, в то время как ценность товара для потребителя определяет высший предел цены.
Вместе с тем есть основные положения, которые всегда должны соблюдаться всеми участниками рынка при установлении цен вне зависимости от выбранных приоритетов.
Одним из этих положений является установление цен с учетом калькуляций себестоимости в соответствии с установленными правилами ее (себестоимости) определения. Это означает, что, прежде чем заняться определением цены, ее регулированием или даже просто наблюдением за движением свободной рыночной цены, необходимо иметь полную информацию о себестоимости товара, которая будет использована при установлении цены.
Наиболее полную информацию о себестоимости дает ее калькуляция. Именно технологии расчета калькуляции на туристические услуги рассмотрены в следующем пункте работы.
Калькулирование себестоимости туристических услуг
Чтобы правильно определить цену поездки, нужно составить на нее калькуляцию. А поскольку формировать турпродукт лишь туроператоры, именно они формируют калькуляцию.
Объектом калькулирования себестоимости для туроператора является отдельный турпродукт. Его себестоимость представляет собой стоимостную оценку материальных и иных ресурсов, используемых в процессе формирования, продвижения и продажи путевок.
Состав затрат, учитываемых при калькулировании турпродукта, определен Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью[4].
Все затраты туроператора подразделяются на производственные (связанные с формированием турпродукта) и коммерческие (связанные с его продвижением и продажей).
Производственные затраты в зависимости от способа их включения в себестоимость турпродукта делятся на две группы, представленные на рисунке 1.
Производственные затраты |
Прямые |
Косвенные (накладные) |
затраты, которые можно непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования; |
затраты, связанные с деятельностью фирмы в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов |
Рис. 1. Классификация производственных затрат.
Методическими рекомендациями определена типовая группировка производственных затрат, включаемых в себестоимость турпродукта.
1. Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта. Это расходы на услуги:
- гостиниц (иных организаций по размещению и проживанию туристов);
- перевозчиков;
- организаций общественного питания;
- экскурсионных бюро и иных аналогичных организаций по экскурсионному обслуживанию;
- медицинских учреждений, санаториев и профилакториев по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
- связанные с оформлением визы и иные затраты по оформлению поездки;
- организаций культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
- по страхованию туристов в период поездки;
- гидов, сопровождающих;
- иные услуги, используемые при производстве турпродукта.
2. Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала. Сюда можно отнести:
- затраты на оплату труда менеджеров, включая вознаграждение персонала, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера;
- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;
- затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта работников.
3. Затраты подразделений туристической организации, участвующих в производстве турпродукта. К ним относят:
- имеющиеся на балансе гостиницы, дома отдыха и т.д.;
- спортивные сооружения;
- транспортные средства (например, экскурсионные автобусы) и т.д.
При учете затрат на производство турпродукта можно использовать позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ на формирование турпродукта или группы типовых турпродуктов либо совокупность заказов на производство турпродуктов, которые можно объединить по определенному признаку.
К накладным затратам относят следующие статьи расходов:
- оплата труда работников аппарата управления;
- командировочные расходы;
- расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;
- расходы на коммунальные услуги, обслуживание офисной техники;
- расходы на пожарную и сторожевую охрану помещений;
- расходы на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта;
- амортизация основных средств;
- затраты, связанные с разработкой новых направлений;
- стоимость услуг связи;
- расходы на канцтовары, приобретение бланков строгой отчетности;
- расходы на информационные, юридические, аудиторские услуги, а также затраты, связанные с услугами сторонних организаций по подбору кадров;
- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
- представительские расходы;
- прочие затраты, связанные с производством турпродукта.
Данные расходы ежемесячно распределяются между объектами учета на основе одного из специальных методов, а именно:
- пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;
- пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;
- пропорционально плановой себестоимости объектов учета.
Выбранный метод распределения накладных расходов отражается в учетной политике туристической организации.
К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей турпродукта, относятся:
- расходы, связанные с деятельностью точек реализации в качестве подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс;
- затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям;
- затраты на рекламу, организацию или участие в выставках, направленных на продвижение турпродукта[5].
Учет затрат на производство, продвижение и продажу турпродукта осуществляется в целях обеспечения оперативного, достоверного и полного получения информации о материальных, трудовых, денежных и иных затратах на производимый турпродукт. Он осуществляется на основе первичной учетной документации, которая должна обеспечивать возможность учета затрат по объектам учета, в необходимых случаях в разрезе статей калькуляции и элементов затрат, а также в соответствии с требованиями внутрипроизводственных расчетов.
Себестоимость туристского продукта – это, по сути, совокупность затрат туристской организации на его производство, продвижение и реализацию. При этом затраты на производство и продвижение туристского продукта составляют себестоимость туров организаций-туроператоров, а затраты по реализации туров и оказанию сопутствующих услуг - себестоимость для организаций-турагентов[6].
Итогом калькуляции является единичная себестоимость калькуляционной единицы, которая отражает затраты туристской организации на производство и реализацию одного туристского продукта (услуги). В обшем виде единичная себестоимость ( , руб.) определяется по формуле 3.
(3)
где — объем производства туристских продуктов или услуг в натуральном выражении.
Калькуляционная единица специфична для каждой отрасли, рассматриваемой в составе туризма. Так, калькуляционной единицей для гостиниц являются место-сутки, для ресторана — посадочное место и т.д. Это приводит к существенной дифференциации подходов при калькулировании затрат в различных отраслях туризма. Кроме того, меняется структура единичной себестоимости, которая показывает удельный вес отдельной статьи в обшей сумме затрат на производство туристского продукта (услуги). Так, в структуре себестоимости турпродукта максимальный удельный вес занимают затраты на оплату услуг сторонних организаций-поставщиков, предоставляющих услуги в составе туристского путешествия.
Тем не менее все туристские организации составляют калькуляцию для реализации одних и тех же целей. На основе калькуляции проводится анализ, выявляются резервы и разрабатываются мероприятия по снижению себестоимости туристских продуктов и услуг. Грамотно составленная калькуляция дает возможность реально оценить затраты на производство и реализацию туристских продуктов и услуг, обоснованно установить цену.
Ценообразование в туризме
Обоснованное формирование цены очень важно для успешного экономического развития предприятия, поскольку именно от этого зависит доход организации.
Ценообразование в туристской деятельности имеет свои особенности:
1. высокая степень влияния конкурентов – туристический рынок характеризуется своей динамичностью, с каждым годом появляются сотни новых туристических фирм, способных предложить что-то особенное, поэтому при ценообразовании очень важно постоянно быть в курсе цен конкурентов, для того чтобы сохранять свою конкурентоспособность на рынке;
2. между моментами установления цены и купли-продажи турпродукта часто проходит достаточно длительный период времени. Необходимо уметь предвидеть повышение или понижение цен на рынке туруслуг, для того чтобы цена реализации соответствовала как требованию прибыльности деятельности фирмы, так и требованиям потребителей;
3. дифференциация цен и тарифов. В связи с сезонными колебаниями спроса присутствует феномен насыщения. В определенные моменты года могут быть выделены определенные туристические зоны, пользующиеся в эти периоды наибольшим спросом;
4. большое влияние стоимости операций на спрос. Цена на пакет услуг, предоставленный туристической организацией, должна быть ниже затрат туриста, путешествующего самостоятельно (если он будет использовать те же услуги), иначе потребительская привлекательность турпродукта значительно снижается;
5. необходимость ориентации цены турпродукта на определенные типовые группы, так как цена, которую способен заплатить потребитель, различна у разных типов покупателей, необходимо установить, какой именно капитал на каждый турпродукт будет устраивать клиента;
6. на процесс формирования цен оказывает влияние реклама. Цены на турпродукт тесно связаны с его рекламой. Так, снижение цены стимулирует спрос. Однако хорошо организованная реклама может позволить повысить уровень цен на продукцию;
7. цена туристической путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше человек в группе, тем цена одной путевки будет ниже. Цена тура на одного человека зависит от количества туродней: чем дольше тур, тем дороже он будет стоить;
8. степень государственного регулирования в сфере транспорта. При установлении цены нужно учитывать государственные ограничения;
9. зависимость цены от страны туриста. На одни и те же услуги, предоставляемые туристическими организациями, могут формироваться разные виды цен – внутренние и внешнеторговые. Поэтому, с учетом международных требований, цены для иностранных туристов, как правило, выше, чем для отечественных[7].
Таким образом, ценообразование турфирмы соответствует общему плану ценообразования и является совокупностью цен, которые должны опубликоваться в путеводителях, каталогах, брошюрах и других печатных изданиях. Эти цены могут свидетельствовать о позиции туристского продукта и туристкой организации на рынке туруслуг.
Прежде чем решать вопрос об установлении цены, турфирма должна определить, какие цели она будет преследовать на рынке с данным товаром.
Среди таких целей принято выделять:
1. завоевание весомой доли рынка. Преследование этой цели, скорее всего, подтолкнет компанию к установлению относительно низких цен, особенно если речь идет о доле рынка в натуральном выражении;
2. лидерство по воспринимаемому качеству. Для достижения этой цели, скорее всего, следует воздержаться от установления «подозрительно» низких цен, которые у потребителя будут ассоциироваться с не очень высоким качеством;
3. лидерство по новизне. Достижение этой цели также сопряжено с установлением цен, выше средних по рынку. Инновации требуют инвестиций, экономически оправдать которые можно с помощью установления достаточно высоких цен на новинки;
4. лидерство по ассортименту выпускаемой продукции. Для достижения этой цели прибегают к стратегии перекрестного ценообразования. На те позиции ассортимента, по которым рынок насыщен, а конкуренция высока, устанавливаются относительно низкие цены. По тем позициям ассортимента, по которым конкуренция не столь высока, можно установить достаточно высокие цены;
5. максимизация нормы прибыли и отдачи на вложенный капитал. Для достижения этой цели необходимо держать цены максимально высокими;
6. максимизация массы прибыли. Достижение этой цели возможно при установлении достаточно высоких цен на продукцию с невысокой капиталоемкостью и долей рынка и относительно низких цен на ту продукцию, которая имеет большую капиталоемкость и значительный объем сбыта;
7. «воспитание» потребителя. Стратегия ценообразования в этом случае будет зависеть от того, в каком духе компания желает воспитать потребителя. Как правило, сначала устанавливаются относительно невысокие цены, для того чтобы приучить потребителя к потреблению как таковому, а затем цены постепенно повышаются. Но бывают и обратные «воспитательные» стратегии;
8. простое выживание бизнеса. При такой постановке вопроса цену, как правило, диктует рынок, а компании остается лишь управлять издержками производства и обращения[8].
Таким образом, политика цен базируется на стратегических целях фирмы.
Основные стратегии установления цен представлены на рисунке 2.
стратегия «снятия сливок»; |
стратегия «цены проникновения»; |
стратегия «стабильности цен»; |
стратегия «скользящей падающей цены»; |
стратегия «роста проникающей цены»; |
стратегия «преимущественной цены»; |
стратегия «ценовой дискриминации»; |
стратегия «ценовых линий»; |
стратегия «следования за конкурентом» |
Рис. 2. Ценовые стратегии.
Рассмотрим указанные стратегии более подробно.
Стратегия «снятия сливок» — установление фирмой высокой цены, предусматривающее ее возможное снижение по мере появления на рынке конкурентов. Ее применение позволяет в краткий срок возместить маркетинговые расходы; однако это может вызвать отток клиентов к конкурентам, не давая времени фирме закрепиться на данном рынке.
Стратегия «цены проникновения» — установление низких цен с целью скорейшего завоевания большей доли рынка. Для этого требуется изначальное использование интенсивного сбыта, массовой рекламы, необходимой для развития восприимчивости рынка, и в особенности наличие адекватных производственных мощностей. Применение этой стратегии приводит к падению привлекательности рынка для конкурентов, давая фирме преимущество во времени для закрепления на рынке, а также создает барьер для продуктов-подделок. В то же время рост спроса в результате снижения цены создает предпосылки использования концепции массового производства с сопутствующим снижением себестоимости и ростом прибыли.
Разновидностью данной стратегии является стратегия «цены вытеснения», то есть установления такой низкой цены, которая вообще исключает появление конкурентов.
Стратегия «стабильности цен» — установление цен, неизменных при любом изменении рыночных ситуаций. Применяя данную стратегию, фирма должна располагать постоянным резервом для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества. Нередко удается поддерживать стандартные цены при неблагоприятной конъюнктуре сменой упаковки, расфасовки, незначительным ухудшением качества (за счет использования более дешевых ингредиентов товара или упрощения технологии производства).
В некоторых случаях фирма может пойти на снижение доли прибыли в конечной цене товара. Зато фирма формирует контингент своих постоянных приверженцев, укрепляет имидж и при благоприятной конъюнктуре возмещает временные потери, возобновляет или расширяет финансовый резерв.
Стратегия «скользящей падающей цены», или «исчерпания», применяется вслед за стратегией «снятия сливок» и соответствует маркетинговой цели расширения или захвата рынка. Ступенчатым снижением цен после насыщения первоначально выбранного сегмента фирма добивается периодического расширения рынка сбыта и соответствующего увеличения продаж за счет покупателей со все более низким уровнем дохода.
Стратегия «роста проникающей цены» продолжает успешное применение стратегии «цены проникновения». Ее цель — использовать существующее положение (в частности, завоеванную долю рынка) для повышения рентабельности и возмещения прошлых затрат, связанных с выведением товара на рынок. Повышение цены может быть обосновано улучшением качества товара (использованием престижных материалов, отделки и изменением дизайна)[9].
Стратегия «преимущественной цены» — достижение преимущества по отношению к конкурентам с целью использования фирмой на рынке стратегии «атаки» и «обороны». Различаются два варианта:
- цена выше, чем у конкурента (компенсируется преимуществом по качеству);
- цена более низкая, чем у конкурента (за счет более низких издержек).
Стратегия «ценовой дискриминации» - продажа одного и того же товара различным клиентам по разным ценам (с целью внедрения в посреднические структуры или поощрения потенциальных покупателей). Различают два варианта такой стратегии:
- льготы для постоянных покупателей, известных лиц (например, популярных актеров), которые, используя товар, тем самым его рекламируют;
- разные цены устанавливаются в зависимости от времени пользования, конечной цели потребления, дифференциации потребителей, а также различные скидки с цены в зависимости от размера покупки, покупки набора или покупки по подписке.
Стратегия «ценовых линий». Устанавливаются резко дифференцированные цены на ассортиментные виды товара с целью подчеркнуть их различия в качестве. Выбранные дли моделей цены являются порогами ценовой чувствительности покупателей, соответствующими их восприятию качества товара. В диапазоне между этими порогами спрос не меняется при изменении цены (психологическая неэластичность спроса) Поэтому, назначая наибольшую из цен интервала, продавец максимизирует выручку.
Стратегия «следования за конкурентом» — линия поведения фирмы, основанная на копировании ценового лидера. Различают два вида лидерства по ценам: доминирующее (мощное предприятие на фоне множества малых и средних) и барометрическое (группа равных конкурентов признает одного из них лидером). Фирма — полный и признанный ценовой лидер может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен.
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать ряд выводов.
Себестоимость в туризме представляет собой совокупность текущих затрат на производство и реализацию туристских продуктов и услуг, выраженных в денежной форме. Это важнейшая экономическая категория и качественный показатель, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристской организации.
Расчет себестоимости является необходимым условием для нормальной работы предприятия и позволяет рассчитывать цены на турпродукты, так как себестоимость является основой цены и ниже ее продукция может продаваться только в определенный период времени или с определенными целями.
Определение ценовой стратегии туристической фирмы зависит от сочетания и взаимодействия многих факторов, важнейшими из которых являются:
- степень новизны турпродукта и его характеристики;
- издержки и ожидаемая прибыль;
- условия конкуренции;
- особенности рынка сбыта.
Список источников
1. Типовые методические рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (утв. приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. № 402). – прикладная программа «Гарант», 2016.
2. Антошина О. Формирование себестоимости туристских услуг // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. – № 31.
3. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вершина, 2008. — 480 с.
4. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта: учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 276 с.
5. Дмитриев Н.М., Забаева М.Н., Малыгина Е.Н. Экономика туристского рынка: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 312 с.
6. Захаров С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 361 с.
7. Климук, В. В. Эффективность использования материальных ресурсов (региональный аспект) [Текст] / В. В. Климук, Д. В. Ходос. - Красноярск : КрасГАУ, 2015. - 112 с.
8. Мишина Е.П. Калькулирование себестоимости турпродукта // Учет в туристической деятельности. – 2011. - № 6.
9. Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
10. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
11. Суслова, Ю. Ю. Экономика предприятия: организационно-практические аспекты [Текст] : [учебное пособие] / Ю. Ю. Суслова, И. В. Петрученя, Е. В. Белоногова. - Красноярск : СФУ, 2016. - 155 с.
12. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия [Текст] : учебное пособие : [для студентов высших учебных заведений по специальности Менеджмент организации] / М. И. Трубочкина. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 317, [1] с.
13. Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 240 с.
[1] Дмитриев Н.М., Забаева М.Н., Малыгина Е.Н. Экономика туристского рынка: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 211.
[2] Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – С. 74-75.
[3] Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2007. – С. 66-67.
[4] Типовые методические рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (утв. приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. № 402). - прикладная программа «Гарант», 2016.
[5] Мишина Е.П. Калькулирование себестоимости турпродукта // Учет в туристической деятельности. – 2011. - № 6.
[6] Антошина О. Формирование себестоимости туристских услуг // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. – № 31.
[7] Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта: учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и Ко, 2010. – С. 112.
[8] Березин И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вершина, 2008. — С. 291-292.
[9] Захаров С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — С. 130-131.