Порядок формирования уставного фонда юридического лица
Уставный фонд предприятия — денежное выражение стоимости имущества, которое|какое| должно иметь предприятие при его образовании| и ниже уровня, которого|какого| не должна уменьшаться стоимость чистых активов действующего предприятия.
Разрешение на пользование создаваемым предприятием земельным участком, а также другими естественными ресурсами выдается по решению местного совета по местонахождению предприятия в порядке, установленном Земельным кодексом Украины (статьи 19, 21, 23, 32, 34 и др.). Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в установленном законом порядке.
Уставный фонд предприятия состоит из стоимости вкладов учредителей|, внесенных во время создания предприятия и вкладов участников, унесенных в процессе функционирования предприятия
Основными функциями уставного фонда является:
1) обеспечительная — обеспечение материальной основы|основания| хозяйствования| предприятия;
2) гарантийная — размер уставного фонда является величиной, в пределах которой|какой| предприятие гарантирует ответственность по своим обязательствам;
3) функция определения доли|доли| участия каждого из основателей|учредителя| (участников|).
Вкладами в уставный фонд предприятия могут быть: дома, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования|использования| землей и другими природными ресурсами, дома, оборудование|, а также другие имущественные права (включая имущественные права на объекты интеллектуальной собственности), средства|средство|, в том числе в иностранной валюте.
Законодательные ограничения относительно|касательно| формирования уставного фонда субъекта хозяйствования — юридического лица связанные|повязал| с ее организационно-правовой формой; формой собственности имущества, которое|какое| составляет имущественную основу|основание| его хозяйственной деятельности; видом деятельности, который|какой| будет ею проводится|.
В соответствии с|соответственно| ч. 3|с| ст. 86 ГК Украины запрещается использовать| для формирования уставного фонда общества|товарищества| бюджетные средства, деньги|, полученные в кредит и под залог.
По статье 11 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21 сентября в 2006 г. корпоративные права государства не могут| передаваться для формирования уставных фондов хозяйственных обществ|товарищества|, кроме передачи к|до| уставным фондам государственных акционерных обществ|товарищества| и государственных холдинговых компаний.
По закону Украины «О страховании» от 7 марта в 1996 г. при создании страховщика или увеличении зарегистрированного уставного фонда уставный фонд должен быть оплачен исключительно в денежной форме. Позволяется формирование уставного фонда страховщика ценными| бумагами, которые выпускаются государством, по их нарицательной стоимости в порядке, определенном специальным уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам надзора за страховой деятельностью, но не больше|более| 25 % общего размера уставного фонда. Запрещается использовать для формирования уставного фонда векселя, средства|средство| страховых резервов, а также средства|средство|, полученные в кредит, ссуду и под залог, и вносить невещественные|нематериальные| активы.
Кроме того, действующее законодательство устанавливает сроки внесения вкладов| в|до| уставной фонд определенных субъектов ведения хозяйства. Например, к|до| моменту государственной регистрации общества|товарищества| с ограниченной ответственностью| его участники должны оплатить не меньше чем 50 % от суммы своих вкладов. Часть уставного капитала, который остается неуплаченной, подлежит уплате в течение|на протяжении| первого года деятельности общества|товарищества|.
В зависимости от формы вклада (средства|средство|, имущество) разными|различными| являются механизмы формирования уставного капитала.
Общий порядок внесения основателями|учредителем| средств|средства| в уставный капитал создаваемого юридического лица регулируется Инструкцией «О порядке открытия, использования|употребления| и закрытия счетов|счет-фактуры|, в национальной и иностранной валютах», утвержденным Постановлением Правления НБУ от 12. 11.2003 г. № 492.
За п. 4. 2 Инструкции — во время открытия текущего счета|счет-фактуры| для формирования уставного фонда (уставного или составленного|составного| капитала, паевого или неделимого фонда) субъекта ведения хозяйства — юридического| лица|личность| (кроме банков) подаются|дают|:
- заявление об открытии текущего счета|счет-фактуры|, что подписанная уполномоченными| основателями|учредителем| (участниками) лицом|личностью|;
- один экземпляр оригинала учредительного документа или его копия, засвидетельствованная нотариально;
- решение основателей|учредителя| (участников) об определении лица|личности|, которому|какому| дается| право предписывающей подписи во время проведения денежных операций по этим счетам|счет-фактурой|, которое|какое| оформляется в форме доверенности, засвидетельствованная | нотариально (если хотя бы одним из основателей|учредителя| (участников) есть физическое лицо);
- карточка с образцами подписей и | печати, в которой|какой| наводится|приводит| образец подписи лица|личности|, которому|какому| основателями|учредителем| (участниками) предоставлено право предписывающей подписи. Карточка принимается без образца| печати и заверенная| подписью уполномоченного работника банка.
Средства|средство| на этот счет|счет-фактуру| перечисляются основателями|учредителем| (участниками) для формирования уставного фонда (уставного|составного| капитала, паевого или неделимого фонда) субъекта хозяйствования — юридического| лица|личности| для|до| его государственной регистрации как юридического лица. Этот счет|счет-фактура| начинает функционировать как текущий только после государственной регистрации юридического лица, а до той поры на него может быть осуществлено лишь|только| зачисление|зачтение| вкладов и возвращение|возврат| средств|средства| учредителям|учредителю| в случае| отказа в государственной регистрации юридического лица.
Передача имущества в|до| уставной капитал во время создания юридического| лица|личности| может осуществляться в таком порядке:
1. Принятие решения об образовании юридического лица (и/или заключение учредительного|учредительского| договора), которое|какое| содержит обязанность|долг| учредителей| (учредителя|учредителя|) передать определенное имущество в уставный фонд юридического лица (такое решение содержит элементы предыдущего|предварительного| договора в пользу| третьего лица).
2. Совершение передаточного акта:
- или до|д государственной регистрации юридического лица путем составления актов| приёма-передачи, где отмечается состав|склад| и стоимость имущества, которое передаётся| учредителями|учредителем| (учредителем|учредителем|) |довв уставной капитал юридического лица;
- или после государственной регистрации юридического лица (если нет императивного требования|востребования| относительно|касательно| формирования уставного капитала к|до| моменту| государственной регистрации юридического лица определенной организационно-правов|ой формы) путем осуществления двусторонних|сторонних| правомочий | (договоров между учредителями|учредителем| и юридическим лицом) по| передаче имущества юридическому лицу| на праве собственности или другом вещественном праве.
3. Государственная регистрация перехода|перехождения| от учредителя|учредителя| (учредителей|учредителя|) к|до| юридическому лицу права собственности на недвижимое имущество или другого вещевого| права.
Согласно ст. 4 Закона Украины «О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 1 июля 2004 г. обязательной государственной регистрации подлежат вещественные права на недвижимое имущество, которое находится на территории Украины, физических и юридических лиц, государства|, территориальных обществ|общины|, иностранцев и лиц|личности| без гражданства, иностранных| юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, а именно:
1) право собственности на недвижимое имущество;
2) вещественные права на чужое недвижимое имущество:
а) право владения;
б) право пользования|использования| (сервитут|серветут|);
в) право постоянного пользования|использования| земельным участком;
г) право пользования|использования| земельным участком для сельскохозяйственных потребностей (эмфитевзис);
г) право застройки земельного участка (суперфиций|);
д) право пользования|использования| недвижимым имуществом сроком более чем на один год.
Законом могут быть установлены другие вещественные права на чужое недвижимое| имущество, которые|какие| подлежат государственной регистрации согласно этому Закону.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, которое находится в государственной собственности, осуществляется по заявлению органа, уполномоченного в установленном| порядке управлять недвижимым имуществом, которое находится в государственной собственности|.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество территориальной громады| осуществляется по заявлению органа, уполномоченного управлять коммунальным| имуществом.
Регистрация права собственности должна предшествовать регистрации других вещественных прав на такое имущество и их ограничений и проводиться в случае совершения| правомочия| относительно|касательно| такой недвижимости|неподвижности|, установление ограничений имущественных| прав на такую недвижимость|неподвижность|.
Порядок оценки вкладов участников в уставной фонд определяется учредительными документами субъекта хозяйствования, если другое не определенно законом (вклады оцениваются в гривнах). Имуществом, которое может оцениваться, считаются объекты в материальной форме, здания и сооружения (включая их неотъемлемые части), машины, оборудование, транспортные средства и тому подобное; паи, ценные бумаги; невещественные активы, в том числе объекты права интеллектуальной собственности; целостные имущественные комплексы всех форм собственности. Имущественными правами, которые могут оцениваться, признаются любые права, связанные с имуществом, отличающиеся от права собственности, в том числе права, которые являются составными частями права собственности (права владения, распоряжения, пользования), а также другие специфические права (права на осуществление деятельности, использования природных ресурсов, и тому подобное) и права требования. Под оценкой имущества, имущественных прав, следует понимать процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной учредительными документами или нормативно-правовыми актами, отмеченными в Законе Украины «Об оценке имущества, имущественных прав, и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12 июля в 2001 г. Данным Законом определяются случаи оценки имущества с обязательным привлечением профессиональных оценщиков. Методическая регуляция оценки имущества в таких случаях осуществляется согласно соответствующим нормативно-правовым актам по оценке имущества: положений (национальных стандартов) оценки имущества, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, методик и других нормативно- правовых актов, которые разрабатываются с учетом требований положений (национальных стандартов) и утверждаются Кабинетом Министров Украины или Фондом государственного имущества Украины.
Профессиональными субъектами оценочной деятельности являются: субъекты хозяйствования — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Проведение оценки имущества профессиональными субъектами| оценочной деятельности является| обязательными| в случае:
- создание предприятий (хозяйственных обществ|товарищества|) на базе государственного| имущества или имущества, которое есть в коммунальной собственности;
- реорганизации, банкротства, ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ|товарищества|), с государственной долей|долей| имущества (долей|долей| коммунального имущества);
- выделение или определение доли|доли| имущества в общем имуществе, где| есть государственная доля|доля| (доля|доля| коммунального имущества);
- определение стоимости взносов|вклада| участников и основателей|учредителя| хозяйственного| общества|товарищества|, если в|до| отмеченное общество|товарищество| вносится имущество хозяйственных обществ|товарищества| с государственной доле|долей| (долей|долей| коммунального имущества), а также в случае выхода (исключение) участника или основателя|учредителя| из состава такого общества|товарищества|;
- приватизации и другого отчуждения в случаях, установленных законом|, аренды, обмена, страхования государственного имущества, имущества, которое есть в коммунальной собственности, а также возвращения|возврата| этого имущества, на основании решения суда;
- переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета;
- налогообложение имущества по закону;
- определение убытков или размера возмещения в случаях, установленных| законом;
- в других случаях по решению суда или в связи с необходимостью защиты общественных интересов.
Проведение независимой оценки имущества является обязательным в случае залога государственного и коммунального имущества, отчуждения государственного и коммунального| имущества, способами, которые не предусматривают конкуренцию покупателей в процессе продажи, или в случае продажи одному покупателю, определения убытков или размера возмещения, во время решения споров и в других случаях, определенных законодательством или при согласии сторон.
Действующим законодательством установлены ограничения относительно проведения оценки имущества. Не допускаются к проведению оценки имущества субъектами оценочной деятельности — субъектами ведения хозяйства в таких случаях:
- проведение субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования| оценки имущества, которое принадлежит ему или оценщикам, которые работают| в его составе|складе|, на праве собственности или на которое|какое| отмеченные лица|личность| имеют имущественные права;
- проведение оценки имущества физической лица-заказчика или руководителя| юридического лица, которое|какое| является заказчиком оценки, оценщиком, который|какой| имеет семейные|родственные| связи с отмеченными лицами|личностью|, или субъектом оценочной деятельности| — субъектом хозяйствования, руководство которого|какого| имеет вышеуказанные| связи;
- проведение оценки имущества своих основателей (участников). Во время оценки имущества, которое осуществляется органами государственной власти в том числе Фондом государственного имущества Украины, и органами местного самоуправления, устанавливаются такие ограничения:
- не может предусматриваться исключительное право ее проведения органами государственной власти и органами местного самоуправления или оценщиками|, которые|какие| работают|трудятся| в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- не могут предусматриваться никакие|какие-нибудь| формы исключительного права на проведение оценки имущества субъектами оценочной деятельности, какие образованы| отмеченными органами государственной власти и органами местного самоуправления|.
Результаты оценки имущества, проведенной с нарушениями отмеченных ограничений, признаются недействительными и подлежат обязательной отмене.
Оценка имущества в случае ее обязательного проведения, выполненная|исполнил| субъектами, которые|какие| не являются субъектами оценочной деятельности, признается недействительной|.
Оценка имущества проводится на основании договора между субъектом оценочной| деятельности — субъектом хозяйствования и заказчиком оценки или на основании постановления суда о назначении соответствующей экспертизы относительно|касательно| оценки имущества.
Договор на проведение оценки имущества заключается в письменной форме| и может быть двусторонним|двухсторонним| или многосторонним. Во время заключения многостороннего договора, кроме заказчика оценки, стороной договора| может выступать лицо-плательщик, если оплату услуг субъекта| оценочной| деятельности осуществляет|свершает| другое лицо|личность|, а не заказчик. В этом случае на плательщика как сторону договора распространяются|ширят| ограничения, отмеченные в статье 8 данного Закона.
Заказчиками оценки имущества могут быть лица|личность|, которым|каким| имущество принадлежит на законных основаниях, а также те, которые|какие| заказывают оценку имущества по поручению| указанных лиц|личности|. Заказчики оценки должны обеспечить доступ субъекта оценочной деятельности к|до| имуществу, которое подлежит оценке на законных основаниях, получение им необходимой и достоверной информации об отмеченном имуществе для проведения его оценки.
Существенными условиями договора на проведение оценки имущества является: обозначение| имущества, которое подлежит оценке; цель, с которой|какой| проводится оценка; вид стоимости имущества, которое подлежит определению; дата оценки; срок выполнения работ по|с| оценки имущества; размер и порядок оплаты работ; права и обязанности|долг| сторон договора; условия обеспечения конфиденциальности результатов оценки, информации, использованной во время ее выполнения; ответственность сторон за невыполнение|неисполнение| или неподобающее выполнение условий договора; порядок| решения споров, которые|какие| могут возникнуть во время проведения оценки и принятия заказчиком ее результатов. Законодательством или при согласии сторон договора в нем могут быть предусмотрены другие существенные условия.
Документом, который содержит выводы о стоимости имущества и подтверждает| выполненные|исполнил| процедуры по|с| оценки имущества субъектом оценочной деятельности|, — субъектом хозяйствования в соответствии с|соответственно| условиями договора является отчет об оценке имущества. Отчет подписывается оценщиками, которые|какие| непосредственно проводили| оценку имущества, и скрепляется печатью и подписью руководителя субъекта оценочной деятельности. Требования к содержанию отчета об оценке имущества, порядка его оформления и рецензирования, устанавливаются положениями| (национальными стандартами) оценки имущества. Содержание отчета об оценке имущества должно содержать разделы, которые раскрывают содержание проведенных процедур| и использованной нормативно правовой базы по|с| оценки имущества.