Принципы и методы региональной экономики и управления

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом зависит от соблю­дения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами ры­ночной экономики. В литературе отмечается, что новая система управления должна ориентироваться на общие теоретические принципы, представлен­ные на рис. 1.2.

Принципы и методы региональной экономики и управления - student2.ru

Для эффективности регионального управления современные ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализа­ция, партнерство, субсидиарность, мобильность иадаптивность, выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от централь­ных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свобо­ду субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему при­нятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень.

Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ре­сурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансо­вых ресурсов. Основная цель этого перераспределения заключается в обе­спечении минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способ­ность системы регионального управления гибко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформа­цию функциональной и организационной структур регионального управле­ния, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняю­щимся рыночным условиям.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграни­чения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществля­ется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъ­екта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон уста­навливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Методы управления в соответствии с ГОСТОМ разделяются на органи­зационно - распорядительные (административные), экономические и соци­ально-психологические.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управле­ния взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптималь­ной пропорции.

Некоторые ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что для решения проблем экономического развития регионов необходимо осуществить переход от чисто административных методов управления к экономическим, рыночным и демократическим формам воздействия на хо­зяйственные процессы. Регионы приобретают статус реальных субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую полити­ку развития территории.

Под региональным развитием понимается прогрессивное изменение со­циально-экономической структуры региона, которое обеспечивает экономное использование ресурсов и максимальное удовлетворение производственных

потребностей территории. При данном подходе происходят существенные перемены в основных методах управления и показателях его оценки.

Экономические методы предполагают использование денежно-стои­мостных инструментов в производстве, распределении и обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Экономические методы наряду с организацион­ными необходимы для обеспечения соответствия между совокупным пла­тежеспособным спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Также особого внимания требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства, ускорению формирования малых и сред­них предприятий, а также крупных корпораций в тяжелой промышленности и отраслях, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение со­циальных нужд.

Необходимо устранение диспропорций в снабжении материально-техни­ческими ресурсами базовых отраслей, соблюдение эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и других секторов экономики. Такие задачи, как показывает практика, успешно решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с го­сударственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в сочетании с организационно-распорядительными, могут способствовать эффективности проведения земельной реформы, перестройки хозяйственной системы, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста производства и улучшения жизни необходимо рациональное сочетание ры­ночного регулирования на микроуровне с государственным воздействием на макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это может проявляться в политике цен, во внешнеэкономической деятельности и др.

Следует отметить, что методы регионального управления также обуслов­лены системой рыночного хозяйства региона. Современные ученые придер­живаются традиционной точки зрения относительно содержания методов управления. Например, А.Л. Гапоненко и А.Н. Панкрухин [14] считают, что под методами регионального управления понимается совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. При этом в практике регионального управления используется два вида методов: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Первые - в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -по всем другим объектам.

1.4. Функции регионального управления

Процесс управления представляет собой совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из важнейших функ­ций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого систему показателей.

В современных условиях происходит трансформация функции плани­рования в форме перехода от директивного планирования к индикативному. Директивный план, подготавливаемый Госпланом, был в основном произ­водственно-техническим, а не экономическим, т. к. характер производства в основном отображал механизм распределения ресурсов. Индикативное пла­нирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, его основной метод воздействия на ход функционирования ры­ночной экономики. Это планирование представляет собой процесс форми­рования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, которые характеризуют динамику, структуру и эф­фективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индика­тивный план не имеет директивного характера, он содержит ограниченное число обязательных заданий и является в значительной мере направляющим и прогнозным инструментом.

Традиционная функция управления - организация в новых условиях хозяйствования также подвергается изменениям, которые выражаются в со­кращении и оптимизации размеров хозяйствующих субъектов. Расширяется практика применения матричной и сетевой структур управления. Сетевая организация становится все более распространенной во всех отраслях хо­зяйства. Сущность сетевой организации заключается в осуществлении ком­плексных сделок на основе подписания контрактов с промышленными ком­паниями, транспортными агентствами, торгово-посредническими фирмами, предприятиями розничной торговли, объединенными в сеть.

А. И. Гаврилов [12] предлагает функции регионального управления, представляющие собой конкретные формы воздействия на все процессы в

регионе, дифференцировать по назначению и содержанию. Эта дифферен­циация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального управления как инструмента рыночной экономики.

При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование, стимулирование. Степень реализации этих функций в регио­нальном управлении различна и определяется их генезисом.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учи­тывая, что главной целью социально ориентированной рыночной эконо­мики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона обо­снования основных направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной соб­ственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредо­ванного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться. Это происходит потому, что объем и полнота реали­зации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собствен­ностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъек­ту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перехода экономики на новые условия хозяйствования осо­бое место в региональном управлении отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия. В многоукладном хо­зяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной, муниципальной, коллективной и т. п.

Методы непосредственного воздействия регионального управления пра­вомерны по отношению к объектам региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия и прежде всего стимулирования деятельности субъектов хозяй­ствования.

Основная сущность функции стимулирования заключается в целена­правленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функ­ционирующие на территории региона. Например, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства для строительства какого-либо объекта общерегионального значения. Но в то же время она может заключить договор с этим предприятием, в соответствии с которым последнее обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а ад­министрация создаст предприятию определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (в части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользо­вания и т. п.).

Наши рекомендации