Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления.

Функции и задачи региональной экономики.

Основной набор функций по подготовке, принятию и реали­зации решений характеризуется: прогнозированием и планиро­ванием, организацией, контролем, учетом, стимулированием и координированием процесса(ов) решения.

Весь методический арсенал управления региональной экономикой направлен на решение стратегических и тактических задач.

В общем виде эти задачи можно сформулировать следующим образом:

- выработка региональной политики, способствующей росту благосостояния и защищенности людей от угроз;

- разработка региональной стратегии и тактики развития;

- обеспечение оптимальной схемы развития и размещения производительных сил и использования факторов производства;

- повышение эффективности комплексного развития регионов с учетом специализации, кооперирования и концентрации.

Направления региональной экономики.

Основные направления развития региональной науки:

- локальное или «размещенческое» направление, ставящее своей задачей отыскать оптимальные места размещения предприятий в регионах;

- собственно региональное направление, при котором стремятся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства анализируемого центра или региона;

- комплексное направление, пытающееся связать единой теорией и современными методами локационные и региональные проблемы.

Из изложенного выше следует, что дисциплина «Региональная экономика и управление» изучает экономику страны в целом, но с учетом межрегиональных связей, развития экономики каждого отдельно взятого региона в его таксонометрической зависимости, региональную структуру, политику, объективные предпосылки экономического развития( географическое положение, природный, ресурсный, демографический и производственный потенциал), размещение производительных сил, градостроительство, финансово-бюджетную систему, механизм функционирования и управления, инновационную и инвестиционную стратегии, социальное развитие в условиях рационального природопользования и сохранения окружающей среды.

Регион как объект исследования и управления.

Содержание категории «регион». Слово «регион» латинского происхождения (от корня region), в переводе означает страна, край, область.

Само это понятие включает в себя несколько составляющих.

1. Физико-географическая структура региона.

2. Экономическая составляющая.

3. Политико-административное деление территории региона и его политико-административная структура.

4. Этническая структура региона.

5. Социокультурная составляющая.

6. Правовая сфера.

7. Политическая сфера.

Для региона характерны следующие основополагающие черты:

- целостность региона.

- комплексность хозяйства региона.

- региональная специализация.

- управляемость региона.

- экономическая самостоятельность региона.

Типы регионов. По признакам масштабности и периодичности решения проблем различается типология тактического и стратегического характера.

Тактическая типология может быть использована для разработки практических мероприятий на ближайшие годы, включая механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций, стабилизации экономики, социальной сферы и т.д.

Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития.

Возможно использование смешанной типологии – тактическо-стратегической. Регионы могут выделяться по другим признакам в зависимости от целей типологии.

Тема 3. Территориальная организация общества.

Тема 5. Развитие и размещение производительных сил в регионах.

Теория размещения производительных сил.

Тема 6 . Основы градостроительной деятельности в регионах.

Зонирование территорий или градостроительное зонирование

Планировка территорий

Планировка территории представляет собой процесс дальней­шего выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов и т.д.), установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Основная часть проекта планировки включает в себя:

1) чертежи, на которых отображаются красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;

2) положения о размещении объектов, о характеристиках пла­нируемого развития территории.

Материалы по обоснованию проекта планировки включают материалы в графической форме и пояснительную записку.

Материалы по обоснованию проекта планировки в графической форме содержат:

• схему расположения элемента планировочной структуры;

• схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;

• схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта;

• схему границ территорий объектов культурного наследия;

• схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

Пояснительная записка содержит описание и обоснование по­ложений, касающихся определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности и иных вопросов планировки террито­рий.

Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территорий, включающего в себя чертежи межевания территории. В составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа осуществляется подготовка градостроитель­ных планов земельных участков.

В составе градостроительного плана земельного участка ука­зываются:

1. Границы земельного участка;

2. Границы зон действия публичных сервитутов;

3. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещений зданий, строений, сооружений;

4. Информация о градостроительном регламенте;

5.Информация о разрешенном использовании земельного участка (если на него не устанавливается градостроительный регламент);

6. Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7. Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Тема 8. Планирование регионального развития.

Планирование регионального развития.

Текущие счета

Использование Ресурсы Методика расчёта балансирующей статьи
Счёт производства
Промежуточное потребление Валовой выпуск (в рыночных ценах) ВВ (в рыночных ценах) = ПП - ВВП
Счёт образования доходов
Оплата труда Чистые налоги на производство   Валовой внутренний продукт – Оплата труда – Чистые налоги на производство (за вычетом субсидий) = Валовая прибыль : Валовые смешанные доходы
         
Счёт образования доходов
Переданные доходы от собственности   Валовая прибыль: валовые смешанные доходы Сальдо доходов от собственности + оплата труда + чистые налоги на производство и импорт = сальдо первичных доходов
  Полученные доходы от собственности; оплата труда, чистые налоги на производство.  
Счёт распределения вторичных расходов
Текущие трансферты переданные   Валовые первичные доходы + сальдо текущих трансфертов = Валовой располагаемый доход
  Текущие трансферты полученные
Счёт использования располагаемого дохода
Расходы на конечное потребление   Валовой располагаемый доход – Расходы на конечное потребление = Валовое сбережение
Счёт операций с капиталом
Валовое накопление основных и оборотных фондов; чистые покупки земли, нематериальных активов; чистые кредиты, чистое заимствование (-)   Валовое сбережение – Валовое накопление основных и оборотных фондов – Чистые покупки земли и нематериальных активов = Чистые кредиты (+) или чистое заимствование (-)
Финансовый счёт
Приобретение финансовых фондов Чистые кредиты (чистое заимствование); принятие финансовых боязательств  
       

Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности. В системе счетов отражается взаимосвязь между начальным формированием ресурсов, движением доходов, их использованием и конечным финансовым результатом деятельности.

Счет производства предназначен для описаний и анализа результатов производства. Выпуск, который регистрируется на правой стороне счета, представляет собой начальную точку в измерении результатов производства. Разница между выпуском и промежуточным потреблением называется добавленной стоимостью и представляет собой сумму первичных доходов, созданных в экономике в результате производства.

Счета доходов являются центральными в этой системе счетов, связывая результат производства с процессом капиталообразования и изменения финансовых активов и пассивов. Смысл деления счетов заключается в наличии трех основных этапов кругооборота доходов:

· образования

· распределения и перераспределения

· использования доходов на потребление и сбережение.

Задача первой группы счетов доходов (счет образования доходов, счета первичного и вторичного распределения доходов) заключается в выделении всех доходов, связанных с производством. Валовая добавленная стоимость представляет собой сумму доходов – оплату факторов производства, предоставленных в распоряжение внутренней экономики, плюс налоги на производство и продукты – доходы государства. В счете образования доходов эта сумма делится на три части:

· оплату труда наемных работников – трудовые доходы

· налоги на производство и сумму остальных факторных доходов, которые формируют прибыль

· для сектора домашних хозяйств – смешанный доход.

В счете распределения первичных доходов происходит выделение остальных факторных доходов – доходов от собственности. Сальдо первичных доходов, формирующееся как балансирующая статья этого счета и как основной итог этой первой группы счетов, представляет собой распределение валовой добавленной стоимости по инвестиционным секторам.

Свой вклад в сальдо первичных доходов добавляет сектор «Остальной мир». Счет перераспределения доходов показывает, как различные трансферты изменяют сальдо первичных доходов, перераспределяя доход в соответствии с текущей социально-экономической политикой государства.

В итоге получается располагаемый доход как максимальная сумма, которую можно было бы использовать, не изменяя своих прежних наличных денег и финансовых активов.

Вторая группа счетов в счетах доходов:

· счет использования располагаемого дохода

· счет перераспределения доходов в натуральной форме

· счет использования скорректированного располагаемого

· дохода) – это счета использования доходов, которые показывают, какая часть доходов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, пошла на потребление и сбережения.

У остальных секторов располагаемый доход равен сбережению. Потребление в счете использования характеризуется с позиции тех, кто контролирует расходы на него. И этим оно отличается от фактического потребления.

Поправка на перераспределение трансфертов в натуральном выражении позволяет выявить те расходы, которые производят секторы органов государственного управления и некоммерческих организаций в пользу индивидуальных домашних хозяйств. Эта поправка реализуется в счете перераспределения доходов в натуральной форме.

Фактическое потребление, в том числе индивидуальное и коллективное, фиксируется в счете использования скорректированного располагаемого дохода.

Счета накоплений

· счет операций с капиталом

· финансовый счет

· счет прочих изменений активов и пассивов

Счет операций с капиталом предназначен для того, чтобы показать источники финансирования капитальных затрат и их использование на различные виды капитальных затрат.

Основной источник финансирования – сбережения, которые переходят с предыдущего счета и для экономики в целом являются капиталовложениями. Они представляют собой валовое накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств.

Финансовый счет показывает, как на чистые кредиты или чистые долги влияют приобретение или ликвидация финансовых активов. В этом случае нет балансирующей статьи. Чистое приобретение финансовых активов должно быть равно чистому принятию финансовых обязательств.

Использование Ресурсы
8. Монетарное золото и СПЗ 1. Чистое кредитование / Чистое заимствование
9. Депозиты и наличные деньги 2. Депозиты и наличные деньги
10. Ценные бумаги (кроме акций) 3. Ценные бумаги (кроме акций)
11. Акции 4. Акции
12. Займы и кредиты 5. Займы и кредиты
13. Технические резервы страховых компаний 6. Технические резервы страховых компаний
14. Прочая кредиторская или дебиторская задолженность 7. Прочая кредиторская или дебиторская задолженность
Всего использовано Итого ресурсов

Счет прочих изменений активов и пассивов предназначен для характеристики изменения стоимости активов и пассивов по причинам экстраординарного характера.

Использование Ресурсы
2. Изменение стоимости пассивов по причинам экстраординарного характера 1. Изменение стоимости активов по причинам экстраординарного характера
Всего использовано Итого ресурсов

Баланс активов и пассивов

Полную систему счетов дополняют балансы активов и пассивов для каждого из секторов, показывающие их активы, пассивы и чистую стоимость собственного капитала в начале и конце периода. Чистая стоимость собственного капитала – это балансирующая статья этого счета. Если сложить чистую стоимость собственного капитала всех секторов экономики, то можно получить национальное богатство.

Активы Пассивы
1. Нефинансовые активы 3. Финансовые обязательства
2. Финансовые активы 4. Чистая стоимость собственного капитала (1+2-3)
Итого Итого

3.2 Счета для отраслей экономики.

Помимо секторных счетов в СНС предусмотрены счета для отраслей экономики. Для каждой отрасли составляют только два счета:

· счет производства

· счет образования доходов (по аналогичной схеме).

3.3 Счета для отдельных экономических операций.

Группа счетов для наиболее важных экономических операций представлена счетом товаров и услуг и счетом сектора «Остальной мир».

Своеобразной сводной таблицей является счет товаров и услуг , все статьи которого взяты из других счетов. Он характеризует общий объем ресурсов, складывающихся из валового выпуска продуктов и услуг и импорта, их использование на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт.

Ресурсы Использование
1. Выпуск 4. Промежуточное потребление
2. Импорт 5. Конечное потребление
3. Чистые налоги на продукты 6. Валовое накопление
  7. Экспорт
Итого ресурсов Всего использовано

3.4 Счета для экономики в целом.

Одним из наиболее важных направлений экономического анализа на основе данных СНС является изучение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры. Темпы экономического роста, анализируемые на основе данных о динамике объема ВВП в постоянных ценах, зависят от изменений экономического потенциала страны вследствие наращивания инвестиций. Колебания экономической конъюнктуры обычно рассматриваются как изменения объема ВВП в краткосрочной перспективе вследствие изменений уровня использования существующих основных фондов. Показатели темпов экономического роста используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период и оценки эффективности проводимой экономической политики.

4. Система балансовых таблиц «затраты-выпуск».

Взаимосвязи между отраслями (секторами) экономики описываются системой линейных уравнений, выражающих балансы между совокупными затратами и агрегированным выпуском каждого продукта или услуги в течение определенного промежутка времени, где

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru

где Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru - валовая продукция Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru - й отрасли;

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru - конечная продукция Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru - й отрасли;

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru - коэффициент прямых материальных затрат (показывает количество продукции отрасли Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru , потраченное на производство одной единицы продукции отрасли Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru , он определяется технологией в отрасли Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru );

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru - промежуточное потребление.

В матричной форме: X=AX+Y,

где A – матрица коэффициентов прямых затрат;

X – вектор объемов производства;

Y – вектор конечной продукции.

Когда известен вектор конечной продукции, система имеет решение относительно X. Определяются объемы производства, а соответственно, и межотраслевые пропорции, при соблюдении которых должны получиться заданные величины конечных продуктов:
Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru

Основное уравнение межотраслевого баланса, где B – матрица коэффициентов полных затрат.

Межотраслевой стоимостной баланс выполняет следующие функции:

} является принципиально новой статистической формой отчетности экономической деятельности страны;

} выполняет роль аналитического инструмента экономической деятельности на всех уровнях;

} является основой прогнозирования экономической динамики, способствуя достижению стабильности и предсказуемости развития экономики.

4.1 Виды межотраслевых балансов.

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru

Тема 1. Предмет, методы и задачи региональной экономики и управления. - student2.ru

О правах ребенка.

Еще в ноябре 1959 г. была принята Конвенция ООН, провоз­гласившая Декларацию прав ребенка с целью обеспечения детям счастливого детства. При этом она призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следу­ющими принципами.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Де­кларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений по признаку расы, цвета кожи, пола, язы­ка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприят­ные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здо­ровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспече­ния. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и после­родовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, пси­хическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случа­ев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям пре­доставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствова­ло бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способнос­ти и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руко­водящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр ж развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуе­мые образованием; общество и органы публичной власти дол>а прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлен ; указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кт: первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае недола - г.поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может по­ощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дис­криминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимани - терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В России в 1993 г. создана международная Комиссия при Пра­вительстве РФ по координации работ, связанных с выполнение и Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации, ос обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. Правительством утверждены также порядок разработ­ки, структура и порядок распространения ежегодного государственного доклада о положении детей в РФ.

Социальная защита молодежи

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежи;, и детских объединений»1 определяет гарантии, общие принципа содержание и меры поддержки молодежных и детских объедине­ний на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Подгосударственной поддержкой понимается совокупно: мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направ­ленной на социальное становление, развитие и самореализации»: детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охрану и защиты их прав.

В государственной поддержке соблюдаются следующие при­нципы:

1) приоритет общих гуманистических и патриотических цен­ностей в деятельности объединений;

2) равенство прав на поддержку;

3) содействие физическим и юридическим лицам в осущест­влении негосударственной поддержки объединений.

Федеральные органы исполнительной власти при разработке мер господдержки объединений учитывают их предложения.

Молодежные и детские объединения имеют право:

1) готовить доклады Президенту РФ и Правительству РФ о по­ложении детей и молодежи, участвовать в обсуждении докладов по вопросам, касающимся положения детей и молодежи, вносить предложения по реализации государственной молодежной поли­тики;

2) вносить предложения субъектам права законодательной ини­циативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

3) участвовать в подготовке федеральных программ.

Представители молодежных и детских объединений, их коор­динационных советов имеют право участвовать в заседаниях феде­ральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Тема 12. Экология региона.

Экологическая политика.

Стратегические направления государственной политики в области экологии и экологической безопасности заключены в экологической доктрине Российской Федерации, разработанной Министерством природных ресурсов (МПР) России с участием ор­ганов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов1.

Необходимость принятия этой доктрины вызвана деградацией природной среды как на мировом уровне, так и на уровне РФ и определением целей, направлений, задач и принципов проведения единой государственной политики в области экологии на долго­срочный период.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

1. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

2. Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

3. Деградация основных компонентов биосферы, включая сокра­щение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции (следствие всего этого — не­возможность существования человеческой цивилизации);

4. Возможные изменения климата и истощение озонного слоя земли;

5. Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

6. Недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регули­рования процессов глобализации для устойчивого развития чело­веческой цивилизации;

7. Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Рос­сии относятся:

1. Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению при­родных ресурсов и деградации природной среды;

2. Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

3. Резкое ослабление управленческих и прежде всего контроль­ных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

4. Высокая доля теневой экономики в использовании природ­ных ресурсов;

5. Низкий технологический и организационный уровень эко­номики, высокая степень изношенности основных фондов;

6. Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

7. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчи­вого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого необходимо:

• сохранение и восстановление природных систем, их био­логического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

• обеспечение рационального природопользования и равно­правного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

• обеспечение благоприятного сочетания окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здо­ровья населения.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:

1.Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющей.

2. Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих фун­кций биосферы;

3. Справедливое распределение доходов от использования при­родных ресурсов и доступа к ним;

4. Предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологи­ческих последствий;

5. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воз­действием на природные системы, если их последствия непред­сказуемы для окружающей среды;

6. Природопользование на платной основе и возмещение на­селению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

7. Открытость экологической информации;

8. Участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основные принципы охраны окружающей среды заложены в Законе «Об охране окружающей среды»1 и используются в планах и программах социально-экономического развития страны и ее регионов. В настоящее время разграничены полномочия и ответ­ственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с использованием и охраной объ­ектов окружающей среды.

К объектам охраны окружающей среды относятся:

• земля, ее недра, почвы;

• поверхностные и подземные воды;

• леса и иная растительность;

• животный мир и микроорганизмы, генетический фонд;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

• природные ландшафты, заповедники, заказники, нацио­нальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животного мира и места их обитания.

Действующее законодательство предусматривает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

Права граждан на благоприятную окружающую среду склады­ваются из следующих элементов (рис. 14.1):

Полномочий общественных объединений
Гарантий государства
Полномочия граждан

Рис. 14.1. Полномочия, обеспечивающие права граждан на благоприятную окружающую среду

Полномочия гражданзаключаются в том, что они могут создавать общественные объединения; создавать фонды; вступать в разного рода общества; вносить членские взносы; участвовать в собраниях, митингах, шествиях, петициях, референдумах по вопросам охра­ны окружающей среды; требовать от государственных органов управления предоставления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мер; требовать в административном или судебном порядке отмены решений ор­ганов управления на виды деятельности, приносящие вред ок­ружающей среде или ее загрязнение; требовать привлечения к ответственности виновных в оказании отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе подавать иски о возмещении причиненного вреда.

Полномочия общественных объединенийзаключаются в возмож­ности разрабатывать мероприятия, программы, и за счет привле­ченных и собственных средств выполнять эти программы; воз­главлять мероприятия, проводимые гражданами в области охраны окружающей среды.

Гарантии государствапроявляются в издании законов, оказании управляющих воздействий по выполнению законодательных и иных нормативных актов по охране окружающей среды.

Системно права гражданобеспечиваются:

• планированием и нормированием качества окружающей среды;

• мерами по предотвращению экологически вредной деятель­ности;

• оздоровлением окружающей природной среды;

• предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катас­троф, стихийных бедствий;

• социальным и государственным страхованием;

• образованием государственных и общественных фондов помощи;

• организацией качественного медицинского обслуживания населения;

• предоставлением каждому возможности для проживания в условиях, благоприятных для жизни;

• возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загряз­нения окружающей среды.

Этому в значительной степени содействуют законодательство об охране окружающей среды и концепция перехода Российской Фе­дерации к устойчивому развитию1, когда основными направлени­ями перехода России к устойчивому развитию были объявлены:

• создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствования действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

• разработка системы стимулирования хозяйственной деятель­ности и установление пределов ответственности за ее эконо­мические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жиз­ни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных

Наши рекомендации