Особенности оценки эффективности работы гостиничного комплекса
Актуальность проблемы повышения эффективности гостиничных комплексов на данном этапе развития гостиничного бизнеса является очевидной. В связи с постоянно возрастающей конкуренцией между гостиницами и гостиничными сетями, неизбежным является необходимость повышения производительности работы гостиничных комплексов, внедрения инновационных методов и технологий в деятельность гостиниц и их управление, повышение качества обслуживания клиентов, повышение профессионализма сотрудников и т.п.
Рисунок 2 – Структура показателей эффективности гостиничного комплекса
Для оценки эффективности работы гостиничного комплекса одних финансово-экономических показателей, приведенных в предыдущем разделе данной работы, недостаточно, необходимо использовать показатели, применяемые для оценки организационно-управленческой и материально-технической деятельности. Организационно-управленческие показатели включают маркетинговые, кадровые, управленческие, социальные показатели работы гостиничного комплекса. При этом также используются абсолютные и относительные показатели. Все группы показателей могут быть объединены в интегральный показатель.
С этой целью используются методы факторного анализа, множественной регрессии с учетом различных весовых коэффициентов.
В общем случае оценка эффективности работы гостиничного комплекса оценивается по степени достижения своих целей при использовании ограниченных, имеющихся в гостинице ресурсов. Структура гостиничного комплекса и его деятельность, организационные изменения должны оцениваются по эффективности выполнения основных или производных целей. Наряду с этим целесообразно ввести понятие производительности, означающей максимизацию поставленных целей при минимальной затрате ресурсов.
Эффективность и производительность взаимосвязаны, но вместе с тем существуют и определенные отличия. Возможны случаи эффективной, но непроизводительной деятельности.
Эффективность, как показатель результативности, предполагает соизмерение затрат с результатом. В качестве последнего рассматривается прибыль как конечный результат деятельности, а в качестве затрат — основные производственные фонды и оборотные средства. Однако результат имеет многообразные проявления. Например, согласно Д. Скотт Синку можно рассматривать результаты как действенность; экономичность; качество; прибыльность; производительность; качество трудовой жизни; внедрение новшеств.
При этом под действенностью понимается степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения «необходимой» работы. Для оценки действенности используются три критерия:
• качество – соответствие услуг определенным требованиям и показателям качества;
• количество – необходимый объем услуг для потребителей;
• временные показатели — своевременность выполнения услуг.
Конечный результат базируется на показателях, характеризующих несколько областей деятельности, например, система сбалансированных показателей, может включать четыре основных аспекта:
• финансовые и экономические показатели работы гостиницы;
• показатели работы с потребителем (клиентами, гостями);
• показатели управления и внутренней производственной деятельности;
• показатели работы персонала, квалификации персонала (обучение и развитие).
Работа гостиниц может быть оценена набором параметров, относящихся к двум категориям:
входные – те ресурсы, которые гостиница использует в своей деятельности; выходные – результаты деятельности гостиницы. Входные параметры гостиничного комплекса при анализе конкурентоспособности:
• Размер площади номерного фонда
• Стоимость номерного фонда
• Численность персонала
• Материально-технические затраты
• Затраты на рекламу (пресса, радио, телевидение, Интернет)
• Затраты на бронирование
• Широта ассортимента дополнительных услуг (количество позиций)
• Стоимость дополнительных услуг
• Стиль и оформление гостиничного комплекса (цветовое оформление зала, музыка, свет, униформа персонала)
• Внешний вид прилегающей территории
• Наличие охраняемой стоянки
• Мероприятия по привлечению посетителей
• Размер «района захвата» (учитывая туристические объекты, исторические, конкурентов и т.п.)
Выходные показатели — результаты работы гостиничного комплекса:
Гостиничному бизнесу свойственны сезонность спроса и привязанность к определенной территории, поскольку при снижении спроса гостиница не может реализовывать свои услуги в другое время и в другом месте. Так, например, курортные гостиницы получают прибыль в течение 4–5 месяцев в году, в остальное время их целью является минимизация убытков. Противоположная ситуация наблюдается в гостиницах крупных городов, где в летнее время снижают цены на 20-30% для привлечения клиентов. Зависимость результатов хозяйственной деятельности гостиницы от колебаний спроса велика, потому что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит постоянным затратам – амортизации основных фондов, заработной плате, значительным эксплуатационным расходам.
Все это позволит гостиничным комплексам достичь конкурентного преимущества. Внедрение инновационных технологий требует привлечения инвестиций, что в свою очередь предполагает получение точных оценок финансово-экономического положения гостиниц и минимизации рисков.
К показателям, отражающим эффективное функционирование гостиниц, относятся следующие.
1.Единовременная вместимость определяется умножением количества номеров каждой категории на число мест в каждом из них.
2.Общее количество место-дней в гостинице определяется умножением показателя единовременной вместимости на число календарных дней года. Полученное количество характеризует максимальную пропускную способность гостиницы при полном использовании всех гостиничных мест за период. На практике максимальная загрузка гостиниц невозможна из-за простоев, связанных с ремонтом, реконструкцией, временным отсутствием или снижением спроса.
3.Число место-дней простоев номеров определяется умножением вместимости номеров, подлежащих ремонту, на число дней, отведенных на ремонт.
4.Пропускная способность гостиницы определяется как разность между максимальной пропускной способностью гостиницы и количеством место-дней пребывания в простое.
5.Коэффициент вместимости гостиницы представляет собой отношение пропускной способности к максимальной пропускной способности.
6.Среднее время проживания рассчитывается как отношение числа оплаченных место-дней к общему числу гостей.
7.Средняя стоимость гостиничного места определяется как отношение выручки гостиницы к среднему времени проживания одного гостя.