Гостиничного комплекса «Украина»

Показатель Базисный год Отчетный год Отклонение
Рентабельность: Реализованных услуг Затрат Активов Основных фондов Оборотных средств Фонда зарплаты Совокупных ресурсов Собственного капитала   18,4 20,7 15,8 30.3 38,5 66,8 10,0 13,5   11,3 26,9 22,4 31,1 55,6 79,8 12,6 18,6   - 7,1 + 6.2 +6,6 +0,8 +17,1 +13,0 +2,6 +5,1  

Рентабельность реализованных услуг является одним из самых распространенных показателей, рассчитывается как отношение прибыли от реализации к объему реализации услуг гостиничного комплекса и показывает прибыльность реализации данного набора услуг. Снижение рентабельности реализации услуг гостиничного комплекса с 18,4 до 11,3% обусловлено опережающим ростом объема реализации услуг по сравнению с ростом прибыли от реализации: по сравнению с прошлым годом объем реализации услуг возрос в 2,6 раза, а балансовая прибыль – в 1,6 раза. На рентабельность реализации услуг комплекса влияют прибыль от реализации и объем реализации услуг. Проанализируем их влияние с помощью метода цепной подстановки. За счет изменения суммы прибыли от реализации рентабельность увеличилась на 11,0 (154,7 / 526,2 * 100 – 97,0 / 526,2 * 100), а за счет изменения объема реализации снизилась на 18,1 (154,7 / 1369,7 * 100 – 154,7 / 526,2 * 100).

Рентабельность затрат определяется как отношение балансовой прибыли к издержкам и показывает эффективность текущих затрат. По сравнению с прошлым годом этот показатель возрос на 6,2% и составил 26,9%. Это свидетельствует об эффективной деятельности гостиничного комплекса. Об этом также можно сделать вывод, анализируя показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Так, рентабельность основных фондов возросла на 0,8%, оборотных средств – на 17,1%, активов – на 6,6%. Следовательно, капитал гостиничного комплекса, в том числе основной и оборотный, собственный, используется эффективно.

Наиболее полно состав затрат туристской фирмы и порядок их учета, определен в приказе Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью.

Если давать обобщенную характеристику, то следует отметить, что туристским организациям в качестве типовой рекомендуется группировка затрат по отношению к производственному процессу на производственные, то есть связанные с производством туристского продукта, и коммерческие, к которым относятся затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта.

В свою очередь производственные затраты туристской организации делятся на:

— затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта. К ним относятся затраты на приобретение прав на услуги по размещению и проживанию; по транспортному обслуживанию (перевозке); по питанию; по экскурсионному обслуживанию; по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний; по визовому обслуживанию (а также затраты, связанные с оформлением турпоездки); по услугам культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера; по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки; по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими, на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта;

— затраты, связанные с деятельностью производственного персонала.

Под производственным персоналом понимаются работники, непосредственно занятые производством туристского продукта, как состоящие в штате, так и выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера. К этой категории затрат относятся затраты на оплату труда производственного персонала; отчисления на социальные нужды; затраты, связанные со служебными разъездами производственного персонала;

— затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта. К указанным подразделениям относятся гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т.п.;

— накладные расходы. К ним относятся: затраты, связанные с организацией производства туристского продукта (оплата труда работников управления с отчислениями на социальные нужды; командировочные расходы, включая расходы по оформлению за-граничных паспортов и других выездных документов сотрудникам туристской организации; затраты на аренду, содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного назначения, в том числе затраты на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание; затраты на пожарную и сторожевую охрану зданий, сооружений и другого имущества; затраты на транспортное обслуживание работников туристской организации; затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и оргтехники, включая затраты на их ремонт и техническое обслуживание; амортизацию всех видов имущества; затраты, связанные с освоением новых туров (стажировка сотрудников по иностранному языку в странах выезда туристов и странах, откуда приезжают туристы); оплату услуг связи (телефонной, факсимильной, пейджинговой, мобильной, телеграфной, почтовой и др.; затраты на приобретение специальных бланков (сток-билетов, бланков турпутевок, ваучеров, бланков учета и отчетности), канцелярских принадлежностей; оплату услуг банков; оплату процентов по кредитам; оплату ин-формационных, аудиторских и консультативных услуг; затраты по подготовке и переподготовке кадров; платежи по обязательному страхованию и добровольному страхованию имущества туристской организации, а также гражданской и профессиональной ответственности туристской организации (не более 1-го процента выручки от реализации туристского продукта); отчисления на создание разрешенных законодательством резервов; представительские расходы; отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, относимые на себестоимость; прочие затраты, связанные с производством туристского продукта, в частности, затраты, связанные с технологическими потерями, возникающими из-за невостребованности туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей производства туристского продукта, в частности, услуг по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного

организатора чартерных программ; по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс, и другие.

В свою очередь, коммерческие затраты включают затраты, связанные с деятельностью точек реализации (турагентств) в качестве подразделений туристской организации, как выделенных на отдельный баланс, так и необособленных. При этом состав коммерческих расходов в большей части дублирует состав перечисленных выше накладных расходов туристской организации по туроператорской деятельности, только в этом случае эти накладные расходы по своему содержанию относятся к деятельности точек реализации (турагентств). Исключение составляет, во-первых, категория прочих затрат, которой нет в составе затрат турагента, и, во-вторых, категория затрат на рекламу, которой нет в составе на-кладных затрат туроператора.

Затраты на рекламу (целенаправленное информационное воздействие на потребителя для продвижения туристских продуктов на рынке сбыта) включают затраты на: разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);.разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров; рекламные мероприятия, такие как через средства массовой информации (объявление в печати, передачи на радио и телевидении); световую и иную наружную рекламу; приобретение, копирование, дублирование и демонстрация рек-ламных кино- и видеофильмов; изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; хранение, экспедирование и таможенное оформление рекламных материалов; проведение иных рекламных мероприятий; на организацию и участие в выставках, направленных на продвижение туристского продукта.

Наши рекомендации