Сеньораж и инфляционный налог
При анализе такого явления, как инфляция, следует отметить ту роль, которую играет в развитии инфляционных процессов увеличение бюджетного дефицита. Как правило, в странах, накопивших большой бюджетный дефицит, наблюдаются высокие темпы инфляции. Это в первую очередь связано с инфляционным способом покрытия бюджетного дефицита как одним из вариантов его урегулирования. Несмотря на критику этого способа покрытия бюджетного дефицита со стороны многих экономистов, он остается весьма распространенным в практике экономической политики. С его помощью государство получает своеобразный доход, называемый сеньоражем.
Сеньораж (senioroge, SE) обычно определяют как доход, получаемый государством в результате печатания денег.
Название «сеньораж» происходит от слова «сеньор»: в эпоху Средневековья в европейских странах феодалы-сеньоры имели право чеканить монету на той территории, которая им принадлежала.
Как известно, издержки печатания денег ничтожно малы по сравнению со стоимостью товаров и услуг, которые можно приобрести на выпущенные банкноты. Таким образом, в руках государства оказывается рычаг пополнения доходной части бюджета, который в случае необходимости можно использовать достаточно легко.
Сеньораж — доход государства. Логично возникает вопрос: кто оплачивает сеньораж? Он оплачивается населением, поскольку оно вследствие инфляции, делающей население беднее, может приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, население платит инфляционный налог (inflation tax, IT), ставка которого равна темпу инфляции. Инфляционный налог рассчитывается по формуле
IT = С π + D (π - i),
где С — наличные деньги в обращении;
π — темп инфляции;
D — деньги на депозитах;
i — номинальная ставка процента по депозитам.
Например, наличность составляет 1000 у.е., депозиты — 3000 у.е., темп инфляции — 10%, номинальная ставка процента по депозитам — 12%. Тогда инфляционный налог равен
IT = 1000 у.е. х 0,1 + 3000 у.е. (0,1 - 0,12) = 100 у.е. - 60 у.е. = 40 у.е.
Таким образом, та часть средств, которая хранится в наличном виде, обесценивается в результате инфляции в полном объеме. Те же средства, которые находятся на депозитах, обесцениваются не так быстро, так как уплачиваемый процент может частично или полностью компенсировать инфляционные потери.
При определенных условиях (в ситуации умеренной инфляции) сеньораж равен инфляционному налогу: SE = IT.
Могут ли сеньораж и инфляционный налог не совпадать?
Может ли инфляционный налог быть больше сеньоража? Да, например, в условиях галопирующей и гиперинфляции, когда инфляционные тенденции развиваются быстрее темпов увеличения денежной массы за счет роста скорости обращения денег.
Может ли сеньораж быть больше инфляционного налога? Да, может в условиях дефляции. Однако можно привести и более интересный пример, связанный с валютными изменениями.
Рассмотрим ситуацию, в которой для простоты примем условие, что инфляция равна нулю. Если при этом в стране растет спрос на национальную валюту и все экономические агенты начинают избавляться от иностранной валюты, государство имеет возможность получать сеньораж, обменивая национальные денежные единицы на иностранные. Кто в этом случае платит инфляционный налог? Все те страны, чья валюта обесценивается по отношению к валюте рассматриваемой страны.
Таким образом, есть ситуации, когда сеньораж и инфляционный налог могут не совпадать.
15.3. Инфляция и безработица: кривая Филлипса
Один из наиболее известных способов исследования инфляции с помощью анализа роста заработной платы предложил английский экономист О. Филлипс. Он изучил статистические данные, касающиеся денежной зарплаты и безработицы в Великобритании более чем за сто лет, и обнаружил между ними четко прослеживаемую связь, которую описал в своей работе «Соотношение между безработицей и степенью изменения денежной заработной платы в Великобритании, 1862—1957», опубликованной в 1958 г. В этой работе было показано, что заработная плата имеет тенденцию к росту тогда, когда безработица относительно низка, и наоборот, заработная плата имеет тенденцию к снижению, когда безработица высокая. Это происходит в силу того, что в условиях высокой безработицы работники менее активно требуют повышения заработной платы, а наниматели менее охотно идут на уступки, в то время как в условиях низкой безработицы активность работников выше, а наниматели в большей степени склонны уступать их требованиям.
Полученные выводы были представлены графически (рис. 15.3). Кривая, которая получила название кривой Филлипса, отражает альтернативу между инфляцией и безработицей.
На графике видно, что понижение уровня безработицы от U0 до U1 приводит к росту уровня цен от Р0 до Р1
Следует отметить, что кривая Филлипса — это зеркальное отражение кривой совокупного предложения. По вертикальной оси и для построения кривой Филлипса, и для построения кривой совокупного предложения откладывают уровень цен, по горизонтальной же оси для построения кривой Филлипса — безработицу, а для построения кривой предложения — обратный показатель — занятость.
Экономическая альтернатива инфляции и безработицы подтверждалась на практике до начала 1970-х гг. Однако затем началось одновременное сосуществование инфляции и безработицы — отрицательное явление, получившее название стагфляции: одновременные стагнация в производстве и инфляция в денежной сфере. По сути дела, стагфляция — это другое название уже рассмотренной в данной главе инфляции предложения, или инфляции издержек. Явление стагфляции графически можно проиллюстрировать двояко: либо правосторонним смещением кривой Филлипса (рис. 15.4, а), либо левосторонним смещением кривой совокупного предложения (рис. 15.4 а, б).
Перечислим основные причины стагфляции в США в начале 1970-х гг.:
♦ повышение странами ОПЕК цен на нефть;
♦ понижение курса доллара, т.е. рост стоимости импорта;
♦ либерализация цен после 1974 г.;
♦ дефицит в сельскохозяйственной области;
♦ нарастание инфляции и, как следствие, — инфляционных ожиданий.
Аналогичные причины могут вызывать стагфляцию в других странах, провоцируя рост цен и падение темпов роста производства.
Учитывая возможность проявления стагфляции, можно поставить под сомнение «непогрешимость» кривой Филлипса. Действительно ли существует обратная связь между инфляцией и безработицей?
При ответе на этот вопрос следует учитывать, о каком периоде времени идет речь — краткосрочном или долгосрочном.
В краткосрочном периоде кривая Филлипса отражает те закономерности, которые были рассмотрены, т.е. на ней может быть верно проиллюстрирована альтернатива между инфляцией и безработицей.
Так, если правительство ставит задачу сократить безработицу, эта задача может быть решена в краткосрочном периоде, но за счет осуществления стимулирующей политики, в том числе кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции (рис. 15.5) происходит перемещение из точки А1 в точку В1.
Однако в долгосрочном периоде действует следующая цепочка событий, заставляющих иначе посмотреть на кривую Филлипса:
♦ после того как цены выросли в результате инфляции, рабочие начинают осознавать, что их реальные доходы падают;
♦ рабочие требуют увеличить заработную плату и продолжают выдвигать эти требования до тех пор, пока номинальная заработная плата не достигнет такого уровня, что реальная заработная плата восстановится до исходного уровня;
♦ как только реальная заработная плата вернется к своему доинфляционному уровню, наниматели, для которых заработная плата — это издержки, сокращают наем до исходного уровня (перемещение из точки В1 в точку A2); происходит переход на новую краткосрочную кривую Филлипса;
♦ теперь правительство, стремясь все-таки понизить уровень безработицы, опять проводит стимулирующую политику, и вся ситуация вновь повторяется.
Итак, безработица всегда возвращается к исходному уровню, обозначенному на графике Un, т.е. к естественному уровню безработицы. А кривая Филлипса в долгосрочном периоде приобретает вертикальный характер подобно тому, как и кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде становится вертикальной линией.
Описывая, как происходит возврат безработицы к исходному уровню, мы тем самым описали теорию адаптивных ожиданий, согласно которой люди способны, приняв во внимание происшедшие события, попытаться каким-то образом приспособиться к ним. Так, испытав на себе последствия инфляции, они начинают адаптироваться — требуют роста заработной платы.
В результате в долгосрочном периоде отсутствует альтернатива между инфляцией и безработицей, а все попытки правительства понизить безработицу приводят лишь к «скольжению» кривой Филлипса вверх.
Есть более радикальный подход, который описывают сторонники теории рациональных ожиданий (ТРО): согласно этой теории работники способны не просто адаптироваться к наступившим событиям, но и предугадывать их на основе своего прошлого и настоящего опыта и делать правильные выводы. Они заранее страхуются, т.е. осуществляют какие-либо действия, которые помогут им преодолеть неблагоприятные последствия проводимых правительством мероприятий.
В уже рассмотренном случае работники не будут ждать, когда вырастут цены, а сразу, как только правительство объявит о борьбе с безработицей, осознают, что будет инфляция, тут же проиндексируют себе заработную плату, причем в полной мере, а наниматели не станут увеличивать число принимаемых на работу лиц, поскольку они также осознают все происходящие события.
Графически это изображается так (см. рис. 15.5): из точки А1 перемещение происходит сразу в точку A2, а затем из точки A2 в точку A3. Экономически это означает, что политика правительства из-за рациональных ожиданий экономических субъектов оказывается абсолютно неэффективной. Сторонники теории рациональных ожиданий полагают, что правительство должно ограничиться выработкой «правил игры» для экономических субъектов. Что касается целенаправленных мероприятий, правительство может осуществлять только один вид экономической политики — «политику сюрпризов».
Следует отметить, что и сторонники теории адаптивных ожиданий, и сторонники теории рациональных ожиданий в своих построениях исходят не просто из предпосылки о том, что экономические субъекты рациональны, но считают, что они могут в полной мере реализовывать свои рациональные ожидания.
Гипотеза естественного уровня безработицы (гипотеза М. Фридмена) развивается в русле классической школы. Кейнсианцы противопоставляют ей свою концепцию гистерезиса, которую мы рассматривали в гл. 14.
Гистерезис безработицы был характерен для экономики Великобритании в 1980-е гг. Борьба с инфляцией в период правления М. Тэтчер повысила показатель безработицы с 4 до 11%, однако в последовавшие за этим годы безработица не вернулась к своему исходному уровню.
Тем не менее, несмотря на такие противоречивые мнения относительно естественного уровня и кривой Филлипса, эта кривая широко используется в теоретических построениях и в практической сфере.
Последствия инфляции
Перечислить все последствия инфляции достаточно сложно, поэтому попытаемся рассмотреть лишь наиболее общие из них.
♦ Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате оплаты этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.
♦ В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения.
Эффект инфляционного налогообложения — получение государством полнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной лотовой группы в другую (подпадающую под более высокую налого ставку) в результате индексации.
Чтобы пояснить действие эффекта инфляционного налогообложения, приведем следующий пример. Предположим, что в стране действует прогрессивная система налогообложения. При этом все доходы от 10 до 15 тыс. у.е. облагаются — по ставке 10%, доходы от 15 до 20 тыс. у.е. по ставке 15%, а доходы от 20 тыс. у.е. — 20%. Есть три налогоплательщика с доходами 12, 16 и 25 тыс. у.е. соответственно. Тогда суммарный налог, который они уплачивают, равен
12 тыс. у.е. х 0,1 + 16 тыс. у.е. х 0,15 + 25 тыс. у.е х 0,2 = 1,2 тыс. у.е. + 2,4 тыс. у.е. + 5 тыс. у.е. = 8,6 тыс. у.е.
Если уровень цен вырос в 2 раза, и все население получило 100-процентную индексацию, номинальные доходы налогоплательщиков станут соответственно 24, 32 и 50 тыс. у.е., а суммарный налог, который они заплатят, станет равен:
(24 + 32 + 50) х 0,2 = 21,2.
Пример показывает, что уровень цен вырос в 2 раза, а уплачиваемый суммарный налог повысился приблизительно в 2,5 раза.
В нашем примере налогоплательщики получили 100-про- центную компенсацию. Однако вполне может сложиться ситуация, когда при частичной компенсации (т.е. при падении реальных доходов!) налогоплательщик формально переходит в группу, подпадающую под более высокую налоговую ставку, так как его номинальный доход вырос до уровня следующей налоговой группы.
♦ В условиях инфляции действует известный эффект Танзи—Оливеры.
Эффект Танзи—Оливеры заключается в обесценивании налоговых поступлений в бюджет в условиях высокой инфляции, если между декларированием и уплатой налогов проходит определенное время, в течение которого реальные поступления обесцениваются.
Чтобы преодолеть действие эффекта Танзи—Оливеры или хотя бы сгладить его, государство применяет индексацию налоговой шкалы, авансовые платежи или учащает налоговые платежи в бюджет.
♦ В условиях инфляции растет неопределенность при принятии инвестиционных решений. Поскольку рост издержек вследствие высокой инфляции предсказать трудно, экономические агенты начинают активно предпочитать спекуляцию реальному инвестированию, что отрицательно отражается на всей национальной экономике.
♦ Инфляция усиливает социальную дифференциацию: при росте цен на товары первой необходимости, составляющие основную долю в потреблении бедных слоев населения, резко сокращаются возможности потребления и быстрее обесцениваются их реальные доходы.
♦ Инфляция увеличивает трансакционные издержки, связанные с постоянной необходимостью пересмотра цен: приходится печатать новые каталоги, ценники и т.п., что связано как с дополнительными бухгалтерскими издержками, так и с дополнительными затратами сил и времени. Чтобы снизить подобные издержки, переходят на жетоны, карточки, цены устанавливают в условных единицах.
♦ Падает значение цены как информационного сигнала: цены под воздействием инфляционных процессов и инфляционных ожиданий населения перестают отражать реальные потребности в том или ином благе: люди запасаются впрок, хотя на самом деле их реальные текущие потребности гораздо ниже.
♦ Высокая инфляция ведет к обострению социально-политической обстановки, поскольку обесценение доходов населения вызывает совершенно очевидное недовольство и противодействие, в том числе в форме социальных выступлений.
Поскольку инфляция на протяжении всего XX в. является одной из основных макроэкономических проблем в развитых странах, актуальной становится проблема осуществления государством антиинфляционной политики.