Формирование партийно-политической системы и образование ФРГ
8 мая 1945 г. война для Германии закончилась, но трагедия герм-го народа продолжалась: свыше 13 млн погибших, искалеченных и попавших в плен, разрушенная экономика, угроза голода. Германское общество охватило чувство подавленности, многие ожидали мести со стороны победителей. В такой обстановке необходимо было налаживать новую послевоенную жизнь.
На Крымской (Ялтинской) в нач. 1945 г. и Потсдамской (июль— август 1945 г.) конференциях ответственность за судьбу послевоенной Германии взяли на себя страны-победительницы. Каждая из них обязалась в своей зоне оккупации обеспечить проведение денацификации (искоренения идей нацизма и наказания фашистских военных преступников), демократизации и демилитаризации. Однако очень скоро выяснилось, что каждая издержав понимает поставленные задачи по-своему.
Сов-е рук-во - задачи могут быть решены с помощью левых сил Германии, способных провести антикапит-е преобразования. Поэтому оно поддерживало восстановление Коммун-й партии Германии, а потом ее объединение с социал-демократами сов-й зоны оккупации. В =» возникла Социалист-я единая партия Германии (СЕПГ). В англ-й и амер-й зонах усиливалось влияние Христ.-демокр. союза (ХДС) и Христ.-социального союза (ХСС). Образование этих новых партий отражало естественное усиление интереса широких масс населения к религии. создатели этих партий рассчитывали, что возрождение христ-х принципов в полит-й жизни поможет примирению Германии с Западом. либеральная партия - Свободная демокр-я партия (СвДП).
???восстановления экономики и обеспечения населения самым необходимым. Но решать их в условиях раздела страны на четыре зоны было сложно. Для создания единой экономики англ-е и амер-е власти в 12.1946 г. объединили свои зоны. В 1948 г. +фр-ю зону = «Тризония». Она получала помощь по плану Маршалла.
Летом в зап-х зонах проведена денежная реформа, направленная на замену обесцененных марок новыми, и отменен контроль гос-ва над ценами. развитие рыночной экономики в Германии. Сов-я администрация в своей зоне не могла этого допустить. Был запрещен ввоз в сов-ю зону как старых, так и новых денежных знаков, что затрудняло товарообмен. = экон-ю блокаду. Тогда администрация западных зон наладила снабжение западных секторов Берлина по воздушному мосту. Эти события привели к резкому обострению отношений м/у СССР и зап. странами.
17.ФРГ в 1949 – 1955 годы.
Фактически состоявшийся раскол Германии оставалось оформить только юридически. в 1949 г. 23.05. обнародована конституция нового западногерманского гос-ва. (ФРГ). 7.10.1949 г. (ГДР).
Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ федерацией отдельных земель со своими правит-ми. Общегос-ми (федеральными) органами власти стали двухпалатный парламент, президент и прав-во во главе с канцлером. Устанавливалось, чтоодна из палатпарламента — бундестаг — избирается, вторая — бундесрат — назначается правительствами земель. Канцлер избирается бундестагом и обладает по конституции большими полномочиями. Как и всякая демокр-я конституция, конституция ФРГ провозглашала личные и полит-е права граждан. Статья 23-я предусматривала возможность распространения конституции на немецкие земли, не входившие тогда в состав ФРГ.
На первых выборах в бундестаг, - в 1949 г., победу одержал блок партий ХДС/ХСС во главе с К. Аденауэром. Сформированное им прав-во обосновалось в городе Бонне.
Принятый в ФРГ вариант экон-го развития - «соц-й рыночной экономики». отличие наряду с действием рыночных механизмов в экономике гос-во оставляет за собой активную роль в соц-й области: разрабатывает и проводит в жизнь законы о труде и пенсионном обеспечении, участвует в строительстве жилья и развитии образования. Прав-во ФРГ отказалось от национализации произ-ва, как это было сделано в Великобритании и Франции. В гос-й сектор перешла собственность бывшего фашистского рейха.
Предоставление свободы частному капиталу уже на рубеже 1940—1950-х гг. привело к резкому росту капиталовложений в производство, что стало главной причиной германского «экон-го чуда», т. е. ускоренного развития страны. Другими причинами: помощь, полученная по плану Маршалла, сосредоточенность в Западной Германии основных запасов сырья (железная руда, каменный уголь), а также высокая квалификация рабочих кадров. Их число постоянно пополнялось за счет перебежчиков из ГДР, - социалист-я экономика. Недовольство части граждан ГДР сущ-м режимом привело к восстанию в 06.1953 г., подавленному с помощью войск. производство восстанавливалось на современной технической основе. не знала военных расходов, за исключением расходов на содержание оккупац-х войск. немцы умеют работать много и хорошо.
=» к к. 1950-х гг. ФРГ вышла на 2 место в зап-м мире по уровню пром-го произ-ва. Лишь в к. 1960-х гг. ее обогнала Япония.
В 1 годы после своего образования ФРГ не была равноправной в отношениях с др. странами. США, Великобритания и Франция разместили на ее территории свои войска и имели право вмешиваться в ее внутр-ю и внешнюю политику. Поэтому прав-во ФРГ важнейшей задачей считало тесное сотрудничество с зап-ми странами и участие в «строительстве Европы». В 1954—1955 гг. ФРГ добилась принятия ее в НАТО, после чего ей было разрешено создать свои вооруженные силы до 500 тыс. человек. укрепляло м/унар-е положение страны. =» социалист-е страны Европы в мае 1955 г. подписали в Варшаве договор о сотрудничестве и коллективной безопасности, в который вошла и ГДР.
18.ФРГ в годы полит. господства ХДС/ХСС (1956 – 1966 гг.).
вступление ФРГ в НАТО привело к ускоренной милитаризации страны. Ее вооруженные силы оснащались современным оружием. Но милитаризация лишь создавала иллюзию укрепления безопасности, что подтвердилось во время берлинского кризиса 1961 г. Он назревал давно, а его основной причиной бегство части населения из ГДР в зап-е секторы Берлина.
Зап-е политики опасались, что СССР и ГДР могут попытаться силой присоединить Зап-й Берлин. Чтобы помешать такому развитию событий, командование войск НАТО не исключало возможности атомной бомбардировки одного из сов-х военных объектов в ГДР. Но это означало бы развязывание ядерной войны. 13 августа 1961 г. власти ГДР установили строгий контроль на границе с Зап. Берлином, =соорудили стену, наглухо разделившую город на две части. Она стала символом раскола Германии и «ХВ» м/у Востоком и Западом.
Берлинский кризис показал, что немецкий народ стал заложником политики противоборства двух систем — капитализма и социализма, Запада и СССР. В стране усилилось антивоенное движение
и все настойчивее звучали требования пересмотра отношений с социалист-ми странами, т. е. «восточной политики».
Необходимость пересмотра внешней политики усиливалась в связи с тем, что в сознательную жизнь вступало поколение, не знавшее войны и больше не хотевшее видеть на востоке Европы своих противников. Политика противоборства с ГДР и др. социал-ми странами в условиях гонки ядерных вооружений казалась этому поколению опасной и неразумной. Выражая интересы знач-й части населения, Социал-демокр-я партия Германии (СДПГ)предложила идею «новой восточной политики». направлена на признание сущ-х границ и сотрудничество с восточноевроп-ми странами, включая ГДЕ В 1969 г. СДПГ в союзе с СвДГ! победила на выборах в бундестаг, а ее лидер В. Брандт возглавил прав-во.
Прав-во В. Брандта в1970 г. подписало договор с СССР, в котором оба государства признали нерушимость сущ-х в Европе границ и обязались решать все свои споры мирными средствами. +с Польшей и Чехословакией. Договор с Чехословакией признавал незаконным и недействительным Мюнхенское соглашение 1938 г. В 1972 г. был заключен Договор об основах отношений м/у ФРГ и ГДР, в котором признавался факт существования в Европе двух германских государств. Большинство населения поддержало «новую восточную политику».
ФРГ в 70-е годы ХХ в.
В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федеральным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913-1992) -. изменения во внутреннем развитии. Увеличились соц-е льготы для значительной части населения. Возникли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение “зеленых”. Получили распространение и левацкие организации - анархисты, маои-сты, неотроцкисты.
изменения в международной деят-ти ФРГ. Прав-во В.Брандта разработало и реализовало “новую восточную политику”. Были признаны послевоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные договоры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были установлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное признание немецких государств открыло им путь в ООН.
С сер. 1970-х гг. в стране стали нарастать экон-е трудности, с которыми СДПГ с ее методами гос-го вмешательства в производство и распределение продукции не смогла справиться. Часть ее избирателей перешла на сторону возникшего в это время движения «зеленых», т. е. защитников окружающей среды. В 1982 г. к власти пришел блок ХДС/ХСС — СвДП, а его лидер Г. Коль стал канцлером и приступил к формированию прав-ва.
ФРГ в 80-е годы ХХ в.
С сер. 1970-х гг. в стране стали нарастать экон-е трудности, с которыми СДПГ с ее методами гос-го вмешательства в производство и распределение продукции не смогла справиться. Часть ее избирателей перешла на сторону возникшего в это время движения «зеленых», т. е. защитников окружающей среды. В 1982 г. к власти пришел блок ХДС/ХСС — СвДП, а его лидер Г. Коль стал канцлером и приступил к формированию прав-ва.
Г. Коль оказался очень энергичным политиком и хорошим тактиком, что позволило ему оставаться канцлером в течение 16 лет. Его кабинет вернулся к политике соц-й рыночной экономики. Путем снижения подоходного налога ему удалось оживить экон-е развитие и сократить безработицу. Во внутриполит-м развитии прав-во учитывало прежде всего нарастание антивоенных настроений и усилившееся влияние национализма, вызванного во многом расколом страны. Ан- тивоенные настроения проявились в росте популярности партии «зеленых», выступающей за ядерное разоружение, и в проведении массовых кампаний п/в размещения в Европе амер-х ракет средней дальности. Прав-во Коля решилось на вывод ракет. Это стало возможным благодаря улучшению ме/ународной обстановки во 2 пол. 1980-х гг.
В такой м\унар-й ситуации решался и вопрос о единстве Г-и. Успехи, которых достигла зап. экономика, делали западный образ жизни все более привлекательным для населения стран Вост. Европы. В это же время сов-е рук-во отказалось от жесткого контроля над восточноевроп-ми странами. = находившаяся у власти в ГДР СЕПГ во главе с Э. Хонеккером лишилась поддержки со стороны СССР. выявилась ее неспособность обеспечить населению в восточной части Германии тот же уровень жизни, что и в западной. Рабочий в ГДР в ср-м зарабатывал в 2,5—3 р. меньше, чем в ФРГ.
В таких условиях немцы из ГДР продолжали «голосовать ногами» п/в социализма: они убегали в соседнюю ФРГ, Которую считали частью общей родины. В самой ГДР начались массовые антиправит-е выступления. Для их подавления были использованы полиция и войска. Но массовые волнения продолжались. Э. Хонеккер был вынужден уйти в отставку.9 ноября 1989 г. Берлинская стена перестала разделять две части Германии. позже стена была демонтирована. В марте 1990 г. состоялись свободные выборы в парламент ГДР, на которых победили партии, выступавшие за объединение Германии.
Под давлением событий в ГДР 4 державы — победительницы во 2МВ согласились без промедления признать объединение Германии. В мае 1990 г. м/у ФРГ и ГДР подписан договор, который способствовал экон-му объединению двух стран. Он предусматривал введение западногерм-й марки в качестве валюты на тер-и ГДР, «разгосударствление» собственности путем выпуска и продажи акций и др. - подписан Договор об объединении двух гос-в на основе распространения конституции ФРГ на тер-ю ГДР. 3октября 1990 г. он вступил в силу
21.Объединение Германии. Соц.-экон. развитие ФРГ в 1900 – 2006 гг.
В таких условиях немцы из ГДР продолжали «голосовать ногами» п/в социализма: они убегали в соседнюю ФРГ, Которую считали частью общей родины. В самой ГДР начались массовые антиправит-е выступления. Для их подавления использованы полиция и войска. Но массовые волнения продолжались. Э. Хонеккер был вынужден уйти в отставку.9 ноября 1989 г. Берлинская стена перестала разделять две части Германии. позже стена была демонтирована. В марте 1990 г. состоялись свободные выборы в парламент ГДР, на которых победили партии, выступавшие за объединение Германии.
Под давлением событий в ГДР 4 державы — победительницы во 2МВ согласились без промедления признать объединение Германии. В мае 1990 г. м/у ФРГ и ГДР подписан договор, который способствовал экон-му объединению двух стран. Он предусматривал введение западногерм-й марки в качестве валюты на тер-и ГДР, «разгосударствление» собственности путем выпуска и продажи акций и др. - подписан Договор об объединении двух гос-в на основе распространения конституции ФРГ на тер-ю ГДР. 3октября 1990 г. он вступил в силу.
Накануне исчезновения с полит-й карты Европы двух разобщенных герм-х гос-в СССР, США, Великобритания и Франция подписали с ними Договор об окончательном урегулировании в отношении Г-и. Он подтверждал неприкосновенность границ объединенной Г-и с ее соседями, проведение ею миролюбивой политики, сохранение ее членства в НАТО. В соответствии с договором сокращены герм-е войска и с тер-и Г-и выведены сов-е. Столицей объединенной Германии стал город Берлин.
Объединение двух гос-в не могло привести к немедленному и гармоничному объединению двух экономик, двух разных образов жизни и мышления людей. Отсталая организация и технология произ-ва в бывшей ГДР не могла обеспечить такой же производ-ти труда, как в З.Г-и. Поэтому усилия прав-ва ФРГ направлены на технологическое обновление хоз-ва вост-х земель и включение их в единую экономику. Чтобы привлечь необходимые для этого капиталы, для западных немцев был введен спец-й «налог солидарности». Притоку капиталов способствовало также разгосударствление собственности бывшей ГДР. Благодаря этим мерам экон-й рост в вост-х землях в 1990-е гг. превышал 10 % в год.
Такие стремительные полит-е и экон-е перемены вызвали изменения в структуре населения и настроениях различных его групп. Сразу после объединения в бывшей ГДР в связи с ростом производ-ти труда и сокращением армии выросла безработица (до 15 % от общего числа работающих). Чтобы получить работу, многим пришлось переучиваться, др. — сменить место жительства. Не все приняли эти перемены. Поэтому в В.Г-и сохранялось влияние левой партии — Партии демокра-го социализма (ГЩС), а в других областях восстановили свои позиции СДПГ и партия «зеленых».
Хотя мало кто в Г-и сомневался в = значении объединения, тем не менее в адрес Г. Коля звучали упреки в том, что он недостаточно занимался проблемами объединеннойстраны. В =» на очередныхвыборах в бундестаг (1998 и 2002 гг.) победа досталась социал-демократам. В сформированное их лидером Г. Шредером прав-во входили и представители партии «зеленых». Однако это прав-во не смогло справиться с экон-ми трудностями, возникшими в последние годы, и особенно с проблемой безработицы. Осенью 2005 г. были проведены досрочные выборы в бундестаг, но они не выявили перевеса, какой-либо партии. Было сформировано прав-тво «большой коалиции» с участием как ХДС/ХСС, так и социал-демократов. Его впервые в истории Г-и возглавила женщина, лидер ХДС А. Меркель.
22.Италия в 1944 – 1947 гг.
Италия была одной из стран, потерпевших поражение во 2МВ. Однако в отличие от Германии знач-я часть итал-го народа на заключи-м этапе войны приняла активное участие в освобождении своей родины от фашизма. В к. апреля 1945 г. на севере Италии началось восстание, которое привело к освобождению. влиятельной силой - Итальянская компартия (ИКП). Она сотрудничала с Ит-й социалист-й партией и другими антифаш-ми силами. Тер-я страны оккупирована англо-американскими войсками.
Созданная в 1944 г. Христ.-демокр-я партия (ХДП) также принимала участие в антифаш-й борьбе. Партия выражала интересы широких слоев катол-го населения, но особой поддержкой пользовалась среди крест-ва Юга. Она призывала отказаться от классовой борьбы, проповедовала христ-е нравственные ценности, высказывалась за демокр-е реформы.
После 1945 г. все фаш-е организации в стране запрещены. Большинство итальянцев ожидали демокр-х преобразований. Но часть населения воспринимала поражение в войне как нац-е унижение. =» неофашизм, т. е. нового фашизма. Итальянское социальное движение (ИСД).возглавили Дж. Альмиранте, а затем А. Микелини. Программа ИСД содержала положения об установлении фашистской корпоративной системы, о социальной защите граждан, об антимарксизме, об активной «имперской» внешней политике.
В мае 1946 г. король Виктор Эммануил III предпринял маневр — отрекся от престола в пользу сына принца Умберто II, «майским королем». создано коалиционное прав-во, в состав которого вошли представители христ-х демократов, коммунистов и социалистов. Прав-во провело референдум по вопросу о форме гос-го правления. На нем большинство итальянцев высказалось за республику. провозглашена в 1946 г. В соответствии с конституцией 1947 г.высшими органами власти стали двухпалатный парламент и президент как глава гос-ва. выборы в Учредительное собрание, лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Провозглашалось, что частная собственность неприкосновенна и может быть ограничена только законом. Конституция впервые установила = гражд-х прав мужчин и женщин. «гос-во и катол-я церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере», их отношения базируются на Латеранских договорах 1929 г. (согласно которым церковь сохраняет влияние на область семейного законодательства и школьного образования). В апреле 1948 г. выборы в парламент, победу ХДП.
23.Италия в 1947 – 1953 гг.
В соответствии с конституцией 1947 г.высшими органами власти стали двухпалатный парламент и президент как глава гос-ва. выборы в Учредительное собрание, лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Провозглашалось, что частная собственность неприкосновенна и может быть ограничена только законом. Конституция впервые установила = гражд-х прав мужчин и женщин. «гос-во и катол-я церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере», их отношения базируются на Латеранских договорах 1929 г. (согласно которым церковь сохраняет влияние на область семейного законодательства и школьного образования). В апреле 1948 г. выборы в парламент, победу ХДП.
в феврале 1947 г. в Париже мирного договора союзников с Италией. = в Италии распускались фашистские организации, определялись границы, подтверждалось наказание военных преступников, выводились оккупац-е войска, запрещалось размещение военных баз на итальянской территории, определялись репарации
Экономика И. постепенно выходила из послевоенного кризиса. Как и в др. странах, для этого был использован «отложенный» спрос населения, перевод капиталов из военных отраслей в гражданские, госу-я поддержка малоэффективных, но важных для всей страны отраслей. В 1948 г. - плану Маршалла. В 1957 г. вступила в ЕЭС, облегчило сбыт ее продукции на европ-х рынках.
проблема Юга. Здесь проживало 35 % населения страны. Большая его часть занималась с/х, отсталым. Поэтому доход на душу населения был почти в 2 р. ниже, чем на Севере. Это сдерживало развитие экономики всей страны, ограничивая ее внутр-й рынок.
Чтобы преодолеть отсталость и бедность Юга, прав-во предприняло ряд мер. В нач. 1950-х гг. началось осущ-е аграрной реформы. В соответствии с ней гос-во выкупало часть крупной земельной собственности и продавало в рассрочку крестьянам, которым на эти цели выдавались кредиты. Увеличились гос-е капиталовложения в экономику Юга, что привело к увеличению в ней доли пром-ти и сферы услуг. Постепенно юг страны превратился в аграрно-индустр-й район.
Выравнивание уровня развития Юга и Севера имело + стороны: укреплялось экон-е единство страны, промыш-ть Севера получала с Юга дешевую рабочую силу, высвобождавшуюся в связи с модернизацией с/х. Но этот процесс привел и к серьезным соци-м и полит-м осложнениям. модернизация сопровождалась ростом безработицы. На Юге она была в 2 р выше, чем на Севере. В поисках работы южане устремлялись на Север, не могли найти. В стране разворачивалась НТР, что привело к сокращению потребности в неквалифицированных рабочих. В таких условиях выходцы с Юга, нередко неграмотные, на Севере чувствовали себя отверженными. Часто они попадали в поле зрения мафии — тайной террор-й организации, заним-ся преступным бизнесом (наркобизнес, игорные дома и пр.).
24.Италия в 1953 – 1962 гг.
Сталкиваясь с постоянным противодействием сильной левой оппозиции в парламенте и оказавшись не в состоянии провести через него серию антидемократических законов чрезвычайного хар-ра, ХДП ввиду предстоявших в 1953 г. новых выборов выдвинула проект избир-й реформы. - переход от распределения мандатов пропорционально числу собранных каждой партией голосов к такой системе, при которой 50% голосов плюс хотя бы еще один голос давали собравшей их партии или блоку партий право на 2/3 парламентских мест.
Проект этого закона, окрещенного в Италии «мошенническим» и напоминавшего фашистский избир-й закон 1923 г., вызвал возмущение демокр-й общественности. Несмотря на кампанию протеста, ХДП удалось добиться одобрения «мошеннического закона» парламентом. Однако левые партии призывали продолжать борьбу п/в него: оставалась еще возможность помешать ему вступить в действие, если на выборах ХДП и ее союзники «не дотянут» до желанного процента голосов. цель достигнута - на выборах 7 июня 1953 г. за ХДП - 40,08%, а за весь правительственный блок (ХДП, либералы, республиканцы и социал-демократы) - 49,24% избирателей.
В августе 1953 г. правительство (однопартийное) сформировал Дж. Пелла - один из вдохновителей экон-й политики прав-ва Де Гаспери, в основе - курс на развитие чисто рыночной, не регулируемой гос-м вмешательством экономики. Прав-во Пеллы рассматривалось как переходное. Оно прос-ло до нач. 1954 г.
С созданием в феврале 1954 г. Прав-ва М.Шельбы (при Де Гаспери он был министром внутр. дел) образовалась коалиция ХДП с либералами и социал-демократами, - центристской. -отказ как от сотрудничества с крайне правыми партиями (монархистами и неофашистами), так и от дальнейшего расширения правит-го блока влево. (до начала 1960 г.) у власти сменилось пять прав-в, опиравшихся на центристский блок в парламенте. В двух из них участвовали все три партии этого блока, в одном - ХДП и ИСДП, два были однопартийными.
На ее съезде в 1954 г. утратило решающие позиции консервативное крыло, выступавшее за продолжение политики Де Гаспери. Активизировались левые, предлагавшие дифференцировать отношение к ИКП и ИСП и привлечь социалистов к участию в коалиции. Их лидер Дж.Гронки в 1955 г. избран президентом республики. Но ведущую роль в ХДП стало играть стремившееся уравновесить обе эти крайности течение во главе с А.Фанфани, с 1954 по 1959 г. Полит-м секретарем партии.
внешней политики центр-е прав-ва 50-х годов продолжали начатый при Де Гаспери курс на включение Италии в процесс европейской интеграции. Ит. вошла в созданный в 1955 г. как региональная структура НАТО Западноевропейский союз,. по ее инициативе предприняты 1 шаги к созданию таможенного союза 6 стран З.Европы (Общего рынка), оформленному Римскими соглашениями 1957 г.
С нач. 50-х годов И. вступила в период быстрого индустр-го развития, уступая лишь Японии. За 1950-1963 гг. общий объем ее пром-го произ-ва вырос втрое. -отрасли химической промышленности (переработка нефти и газа и производство синтетического волокна, производство пластмасс) и точное машиностроение. превратилась в высокоразвитую в промышленном отношении страну.
- благодаря крупным капиталовложениям в ключевые отрасли производства, позволившим коренным образом обновить их. активно использовались и рычаги гос-го вмешательства. Сохранился и кредитовании пром-ти. С открытием в И. запасов нефти учреждена гос-я компания ЭНИ (Национальное управление жидкого топлива).
- стимулировался ее участием в экон-й интеграции стран З. Европы.
Интенсивное развитие пром-ти вызвало массовую, миграцию в город сел. населения, особенно из южных областей. Правительственная аграрная реформа не привела к созданию на Юге сколько-нибудь знач-го слоя жизнеспособных крестьянских хозяйств, хотя в 50-е годы именно на эти цели шла львиная доля государственных ассигнований по линии специально учрежденной Кассы Юга.
25.Италия в 1962 – 1972 гг.
В 01.1962 г.съезд ХДП за проведение левоцентристской политики, а в 02. Сформировано первое левоцентристское прав-во во гл. с А.Фанфани (ХДП, респебликанцы и социал-демократы) ИСП + с к. 1963 г. До 1968. Во гл. левоцентристских прав-в – ХДП А.Моро.
Прав-во левого центра осущ. ряд реформ. В 1962 г. национализирована— электроэнергет-я пром-ть. В =» «Нац-е объединение электроэнергетической пром-ти». Крупные частные компании, чья собственность подлежала национализации, получили от гос-ва солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средства в дру. отрасли. В 1965 г. вводилось обязательное для госсектора программирование, с 1967 г. начал действовать нац-й 5-летний план. При этом директивы гос-х планов не обязательными для частного сектора. Реформа системы образования распространяла конституционный принцип о бесплатном и обязательном обучении учащихся на учеников неполной средней школы в возрасте до 14 лет. рабочие добились повышения зарплаты, ликвидировались зональные различия в уровне зарплаты, вводилась 40-час. Раб. неделя в пром-ти, расширялись права профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение.
левый центр столкнулся с ухудшением экон-й ситуации 1974—1975 гг. мир. Экон. кризиса. Особую остроту приобрело несоответствие структуры и механизма воспроизводства и распределения нац-го дохода, увеличились трудности снабжения экономики из-за роста мировых цен на сырье и топливо. Усиление активности профсоюзов и рост стачечной борьбы изменили соц.-экон. обстановку в стране.
Кризисные потрясения ставили прав-во и предприним-е круги перед необходимостью смены экон-й стратегии, вынуждали их заимствовать передовые методы модернизации у более развитых стран Запада. Элита итал-го бизнеса стремилась сохранить страну в числе семи развитых мировых держав. В то же время модель экстенсивного развития экономики Ит. еще не исчерпала полностью свой потенциал, поэтому с сер. 70-х гг. на повестку дня встала задача постепенного вытеснения экстенсивного пути новыми, высокотехнологичными процессами. Неравномерность экон-го развития негативно отражалась на трудовых отношениях и соц-й сфере.
Особенностью забастовочной борьбы во второй половине 60-х и 70-е гг. стал массовый характер действий при высокой активности трудящихся и втягивании в борьбу новых слоев, помимо рабочих, — студентов, служащих, чиновников, учителей, врачей, пенсионеров, занимавших ранее пассивную позицию. В 1974 г. конституционный суд Ит. был вынужден признать законность забастовок с соц.-полит. требованиями. Достижения забастовочной борьбы вызвали рост рядов профсоюзов и увеличение их влияния. С 1969 г. практика встреч и переговоров м/у профсоюзами и правит-м становится постоянной.
В 1970 г. левые силы добились успеха в принятии закона, разрешавшего развод, а в 1974 г. на референдуме по этому вопросу отстояли законность разводов, в то время как церковь считала брак нерасторжимым. Т. О., прав-во левого центра шло на сущ-е уступки, выполняя основные требования забастовщиков.
Парламент.выборы досрочно 1972 г. манархисты и неофашисты слились в единую неофашистскую партию Итальянское соц-е движение-Нац-е правые милы. Отказ от левоцентристской политики.
Италия в 70-е годы ХХ в.
Как и другие капит-е страны, Италия вступила в 70-е годы в условиях резко изменившейся экономической конъюнктуры. В 1974 г. ее также поразил глубокий экономический кризис. Почти полностью прекратился рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся.
Различные политические силы предлагали свои программы выхода из кризиса. Быстро росло влияние ИКП. На парламентских выборах 1976 г. она добилась самого крупного в своей истории успеха. 34,4% избирателей отдали свои голоса коммунистам. ИКП получила 227 мест из 630 в палате депутатов, только незначительно уступив христианским демократам. Однако под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допустить коммунистов в правительство.
Сложность и нестабильность политического положения таили в себе большие опасности. Создались благоприятные возможности для роста терроризма, как справа, так и слева. И неофашисты, и левацкие организации организовали массовый террор. С 1969 по 1981 г. от рук террористов в Италии погибли 186 человек. В 1978 г. жертвой террористов из “красных бригад” стал лидер христианских демократов Альдо Моро. Он был похищен в день, когда было подписано соглашение между ИКП и ХДП о поддержке коммунистами кабинета А.Моро, при условии, что правительство будет проводить согласованную обеими партиями программу. Полиция оказалась бессильной в поисках А.Моро, а в мае его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в центре Рима. ИКП вышла из парламентского большинства, и впоследствии ее влияние в политической жизни итальянского общества уменьшалось.
В полит-й жизни И. большую роль продолжал играть Ватикан — гос-во-город, возгл-й папой римским. Так, в разгар «ХВ» деятельность коммунистов и социалистов была осуждена Ватиканом. Однако в условиях дальнейшего развития страны влияние Ватикана в духовной и полит-й жизни стало уменьшаться. Изменялись и взгляды коммунистов по некоторым ключевым вопросам. В частности, они пришли к выводу о возможности мирного перехода к социализму, что позволило им в 1960-е гг. наладить сотрудничество с социалистами. = недовольство со стороны двух крайних флангов полит-х сил: тех, кто считал, что такой курс уводит в сторону от коммунизма, и неофашистов, утверждавших, что сотрудничество с социалистами открывает коммунистам дорогу к власти. Эти полит-е силы взяли на вооружение тактику террора. В =» пострадали сотни не повинных людей. Меры властей п/в преступников малоэффективными из-за коррумпированности (подкупа, взяточничества) гос-го аппарата.
Рост напряженности в стране, вызванный разгулом преступности, свидетельствовал о глубоком общественно-полит-м кризисе, в котором находилось итал-е общество. Со стороны правых сил активный полит-й террор проводили неофашисты во главе с «Наци-м фронтом» и партией Итал-е соц-е движение — Нац-е правые силы. С 2 стороны действовали крайне левые экстремисты. В 1978 г. члены террор-й левацкой организации «Красные бригады» похитили лидера ХДП А. Моро и убили его. =»: 18 млн итальянцев провели всеобщую забастовку п/в террора и насилия.
Итал-е общество напряженно искало пути выхода из полит-го кризиса. Рук-во ИКП еще в нач. 1970-х гг. пришло к выводу о необходимости обновления марксизма и сплочения народа для отпора реакции и левому экстремизму. Компартия исходила из того, что путь Ит-и к социализму лежит ч/з демократию, а не ч/з диктатуру пролетариата. Съезд ИКП в 1975 г. предложил политику «истор-го компромисса»— единства действий коммунистов, социалистов и католиков, т. е. нац-го единства. Т=поддержку со стороны итальянцев. Однако в нач. 1980-х гг. компартия вернулась к политике противостояния ХДП и стала быстро терять свое влияние. В 1991 г. на основе ИКП, заявившей о прекращении своей деят-ти, возникла новая организация, практически порвавшая с коммун-й идеологией, — Демокр-я партия левых сил (ДПЛС).
27.Италия в 1980 – 2007 гг.
С к. 70-х падает престиж христианских демократов. Некоторые правительства формировались на более широкой коалиционной основе. Во главе их находились социалисты или представители других политических партий. В 80-е годы у власти стояли уже пятипартийные правительства. Однако они не были устойчивыми, и частая их смена стала своеобразной традицией Италии. К 1993 г. насчитывалось 52 послевоенных правительства.
Глубокий кризис гос-х институтов Ит. связан также с деят-ю мафиозных структур. Слившись с коррумпированными элементами в государственных структурах, мафия в Италии стала внушительной силой. Она терроризирует население, использует шантаж, грабеж, убийства, вымогает деньги, обеспечивает неприкосновенность богачам, которые регулярно платят выкуп. Тех же, кто не идет с ней на сделку, мафия постоянно преследует или убивает.
В 1992 г. в Ит. разразился новый общ.-полит. скандал, связанный со взятками. Под следствием оказались крупные предприниматели, лидеры ХДП и ИСП, депутаты и сенаторы, несколько министров.
Весной 1993 г. в Ит. референдум, большинство за реформу избирательной системы. Выборы в парламент, проведенные по этой системе в 1994 г., принесли победу новой полит-й партии правых сил «Вперед, Италия!» во гл. с С. Берлускони. Приобрела влияние Демокр-я партия социалист-х и левых сил. В составе блока левых сил она неоднократно приходила к власти. В Италии начала складываться новая полит-я ситуация. Полит-я система страны стала постепенно изменяться в сторону двухпартийности. В 2001 г. Прав-во И. опять возглавил С. Берлускони. Весной 2006 г. к власти вновь пришел блок левых сил во главе с Р. Проди.
После преодоления кризисов 70-х-на. 80-х годов в экон-м развитии Ит. подъем. Качественно изменилась ее промышленная база. Наибольшие успехи достигнуты в традиц-х отраслях и в производстве потребит-х товаров. Серьезной проблемой для Ит. остается проблема преодоления отсталости юга. Несмотря на то, что за последние 40 лет в этот район направлено 100 трлн. лир, доход на душу населения на юге составлял в нач. 90-х годов лишь 56,1% соответствующего показателя на севере. прав-тво выделило на 90-е годы более 60 млрд. долларов. Современная Италия - высокоразвитое индустриальное гос-во. За последние годы ей удалось добиться значительных успехов в своем развитии. Заметно снизилась инфляция, сократилась безработица, быстро растет количество новых предприятий. Проводится конструктивная молодежная политика. Только в 1998 г. было создано 12 тыс. мелких и средних предприятий, значительную часть которых составляют молодежные фирмы. В то же время Италия отстает от мировых лидеров в производстве и экспорте наукоемкой продукции.
Вступив в XXI век, Ит. стремится сократить сущ-й технологический разрыв от ведущих стран мира, повысить конкурентность своей экономики. Уделяется большое внимание развитию новейших информац-х технологий, нетрадиционных секторов экономики - банковской деят-ти, туризма, индустрии спорта и здравоохранения.