Тема 10. МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК
10.1. Контрольные вопросы
1. Чистая монополия, ее характерные черты.
2. Виды монополии: закрытая и открытая монополия, административная монополия, естественная монополия.
3. Определение цены и объёма производства на рынке монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4. Монопольная власть и ее показатели(индексы Лернера и Херфиндаля– Хиршмана).
5. Экономические последствия монополии.
6. Антимонопольное законодательство и обеспечение выполнения антимонопольных законов.
7. Регулирование естественных монополий.
8. Экономическая сущность, условия образования и виды монопсонии.
9. Двусторонняя монополия.
10. Ценовая дискриминация, её виды и последствия.
10.2. Основные понятия
1. Экономическая монополия
2. Административная монополия
3. Природная монополия
4. Индекс Лернера
5. Индекс Херфиндаля-Хиршмана
6. Антимонопольное законодательство
7. Монопсония
8. Ценовая дискриминация
10.3. Тестовые задания
1. Монопольный товар, т. е. товар, предлагаемый монополистом, как правило:
а) не имеет близких заменителей; б) не нужно рекламировать;
в) требует больших затрат в производство; г) нет правильных ответов.
2. Фирма обладает монопольной властью, если она:
а) устанавливает цену на уровне предельных издержек; б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;
в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек; г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.
3. Примером естественной монополии является:
а) компания IBM;
б) журнал «Вопросы экономики»; в) коммерческий банк «Укрсоцбанк»; г) городской метрополитен.
4. Какой рынок, скорее всего, будет монополией:
а) бензоколонка в сельской местности; б) рынок гвоздик;
в) рынок пшеницы; г) продавец «Сникерса».
5. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольно рынка:
а) один продавец или один покупатель; б) дифференциация продуктов; в) большие постоянные издержки;
г) цена равна предельным издержкам.
6. Оптимальным объемом выпуска для фирмы-монополиста является объем, при котором:
а) цена равна минимуму средних совокупных издержек; б) предельный доход равен средним совокупным издержкам; в) предельный доход равен предельным издержкам;
г) предельный доход равен средним переменным издержкам.
7. Монополист никогда не будет производить объем продукции,для которого EPD<1, поскольку в этом случае:
а) P>MC; б) MR>0; в) MC>MR; г) P<ATC.
8. Монополист, который стремится максимизировать прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, пока:
а) предельный доход превышает предельные издержки; б) снижаются предельные издержки; в) снижаются средние совокупные издержки; г) снижается спрос на его продукцию.
9. Как изменяется предельный доход монополии по мере роста объема продаж:
а) возрастает; б) сокращается медленнее, чем цена;
в) сокращается быстрее цены; г) остается неизменным.
10. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:
а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль;
в) выбирать такой объем выпуска, при котором MR=P;
г) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.
11. Монополист может получить экономическую прибыль:
а) только в краткосрочном периоде; б) только в долгосрочном периоде; в) никогда;
г) и в долгосрочном, и в краткосрочном периоде.
12. Фирма-монополист:
а) никогда не получает убытки, поскольку имеет рыночную власть; б) может производить любой объем продукции и продавать ее по любой цене;
в) устанавливает на свою продукцию самую высокую цену из возможных4 г) с учетом кривой рыночного спроса определяет комбинацию объема выпуска и
цены, которая обеспечивает максимизацию прибыли.
13. В долгосрочном периоде монополист, в отличие от конкурентной фирмы:
а) не может изменить масштаб производства; б) не может выйти из отрасли;
в) не заинтересован в изменении размеров предприятия; г) защищен от конкуренции новых фирм, которые стремятся войти в отрасль.
14. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности,тоиндекс Херфиндаля-Хиршмана:
а) отрицателен; б) стремится к нулю;
в) стремится к единице; г) тоже стремится к бесконечности.
15. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана для отрасли высок,то это при прочих условиях означает, что индекс Лернера для фирм этой отрасли:
а) тоже высок; б) стремится к нулю;
в) стремится к единице; г) все предыдущее ошибочно.
16. Монопсонист, в отличие от конкурентного покупателя:
а) может купить любой объем продукции по любой цене; б) покупает товара меньше и по более низкой цене; в) покупает товара больше и по более высокой цене; г) покупает товара больше и по более низкой цене.
17. Ценовая дискриминация – это:
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; б) различия в оплате труда по национальности или по полу;
в) | эксплуатация | трудящихся | путем | установления | высоких |
потребительские товары; | |||||
г) | повышение цены на товар более высокого качества. |
18. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) сегментирует рынок;
б) | максимизирует | разницу | между | предельным | доходом | и | предель |
издержками; | |||||||
в) | монополизирует рынок; | ||||||
г) | осуществляет ценовую дискриминацию первой степени. |
19. Ценовая дискриминация имеет место в случае, когда единственный продавец на рынке:
а) продал апельсины респектабельному молодому человеку по6 грн. за кг, а скромно одетой бабушке – по 3 грн. за кг;
б) продает пшеничный хлеб дороже, чем ржаной; в) продает цейлонский чай по более высокой цене, чем грузинский;
г) продав апельсины по 5 грн. за кг, а яблоки – по 3 грн. за кг.
20. Монополия может продать 10 ед. товара по цене 100 грн. за единицу, но для продажи 11 единиц она должна снизить цену до 99,5 грн. Предельный доход от продажи 11-ой единицы составит:
а) 94,5 грн.; б) 99,5 грн.; в) 100 грн.;
г) 0,5 грн.
10.4. Задания «верно/неверно»
1. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.
2. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна.
3. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.
4. Монополия всегда выбирает объем выпуска в рамках эластичного отрезка кривой спроса.
5. Монополия стремится установить цену так, чтобы предельный доход превышал предельные издержки.
6. Монополист будет производить и продавать дополнительный объем продукции,
если MR>MC.
7. В долгосрочном периоде монополист производит объем, который минимизирует долгосрочные средние издержки.
8. Любая ценовая дискриминация незаконна.
9. При ценовой дискриминации монополист устанавливает на сегменте с более эластичным спросом более высокую цену, чем на сегменте с менее эластичным спросом.
10. Монополист, который реализует политику ценовой дискриминации, может увеличить свою прибыль за счет захвата излишка потребителя.
10.5. Задачи
Задача 1.
Спрос на продукцию фирмы–монополиста задан уравнением: Р=40-Q. Функция издержек фирмы имеет вид: TC=50+Q2.
Определите:
1) объем производства, который позволяет монополии максимизировать прибыль;
2) величину экономической прибыли фирмы.
Задача 2.
Модель простой монополии описывается следующей системой уравнений: QD=5-P; TC=0,5+2Q; MC=10+Q.
Определите:
1) объем производства и цену, которые обеспечивают монополисту максимизацию экономической прибыли, а также величину экономической прибыли;
2) объем производства и цену, которые обеспечивают монополисту максимизацию
совокупного дохода; какой будет величина экономической прибыли в это случае?
Задача 3.
Модель чистой монополии описывается следующими равенствами:TR=100Q-Q2, MC=10+Q. Определите объем производства и цену продукции, если:
1) фирма функционирует как чистая монополия;
2) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции;
3) сравните полученные результаты и сделайте выводы о посл монополизации производства.
Задача 4.
Пусть функция издержек фирмы-монополиста равнаTC=Q2+60. Функция спроса на товар фирмы:QD=30-2P. Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть.
Задача 5.
В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более1% продаж. Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод относительно степени монополизации отрасли.
10.6. Тематика рефератов
1. Монопсония: проявления и роль в экономике Украины.
2. Ценовая дискриминация в экономике Украины.
3. Эволюция антитрестовского законодательства США.
4. Особенности антимонопольного законодательства в Украине.
5. Естественные монополии в экономике Украины.