Тема 10. МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК

10.1. Контрольные вопросы

1. Чистая монополия, ее характерные черты.

2. Виды монополии: закрытая и открытая монополия, административная монополия, естественная монополия.

3. Определение цены и объёма производства на рынке монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

4. Монопольная власть и ее показатели(индексы Лернера и Херфиндаля– Хиршмана).

5. Экономические последствия монополии.

6. Антимонопольное законодательство и обеспечение выполнения антимонопольных законов.

7. Регулирование естественных монополий.

8. Экономическая сущность, условия образования и виды монопсонии.

9. Двусторонняя монополия.

10. Ценовая дискриминация, её виды и последствия.

10.2. Основные понятия

1. Экономическая монополия

2. Административная монополия

3. Природная монополия

4. Индекс Лернера

5. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

6. Антимонопольное законодательство

7. Монопсония

8. Ценовая дискриминация

10.3. Тестовые задания

1. Монопольный товар, т. е. товар, предлагаемый монополистом, как правило:

а) не имеет близких заменителей; б) не нужно рекламировать;

в) требует больших затрат в производство; г) нет правильных ответов.

2. Фирма обладает монопольной властью, если она:

а) устанавливает цену на уровне предельных издержек; б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;

в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек; г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.

3. Примером естественной монополии является:

а) компания IBM;

б) журнал «Вопросы экономики»; в) коммерческий банк «Укрсоцбанк»; г) городской метрополитен.

4. Какой рынок, скорее всего, будет монополией:

а) бензоколонка в сельской местности; б) рынок гвоздик;



в) рынок пшеницы; г) продавец «Сникерса».

5. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольно рынка:

а) один продавец или один покупатель; б) дифференциация продуктов; в) большие постоянные издержки;

г) цена равна предельным издержкам.

6. Оптимальным объемом выпуска для фирмы-монополиста является объем, при котором:

а) цена равна минимуму средних совокупных издержек; б) предельный доход равен средним совокупным издержкам; в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен средним переменным издержкам.

7. Монополист никогда не будет производить объем продукции,для которого EPD<1, поскольку в этом случае:

а) P>MC; б) MR>0; в) MC>MR; г) P<ATC.

8. Монополист, который стремится максимизировать прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, пока:

а) предельный доход превышает предельные издержки; б) снижаются предельные издержки; в) снижаются средние совокупные издержки; г) снижается спрос на его продукцию.

9. Как изменяется предельный доход монополии по мере роста объема продаж:

а) возрастает; б) сокращается медленнее, чем цена;

в) сокращается быстрее цены; г) остается неизменным.

10. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль;

в) выбирать такой объем выпуска, при котором MR=P;

г) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

11. Монополист может получить экономическую прибыль:

а) только в краткосрочном периоде; б) только в долгосрочном периоде; в) никогда;

г) и в долгосрочном, и в краткосрочном периоде.

12. Фирма-монополист:

а) никогда не получает убытки, поскольку имеет рыночную власть; б) может производить любой объем продукции и продавать ее по любой цене;

в) устанавливает на свою продукцию самую высокую цену из возможных4 г) с учетом кривой рыночного спроса определяет комбинацию объема выпуска и

цены, которая обеспечивает максимизацию прибыли.



13. В долгосрочном периоде монополист, в отличие от конкурентной фирмы:

а) не может изменить масштаб производства; б) не может выйти из отрасли;

в) не заинтересован в изменении размеров предприятия; г) защищен от конкуренции новых фирм, которые стремятся войти в отрасль.

14. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности,тоиндекс Херфиндаля-Хиршмана:

а) отрицателен; б) стремится к нулю;

в) стремится к единице; г) тоже стремится к бесконечности.

15. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана для отрасли высок,то это при прочих условиях означает, что индекс Лернера для фирм этой отрасли:

а) тоже высок; б) стремится к нулю;

в) стремится к единице; г) все предыдущее ошибочно.

16. Монопсонист, в отличие от конкурентного покупателя:

а) может купить любой объем продукции по любой цене; б) покупает товара меньше и по более низкой цене; в) покупает товара больше и по более высокой цене; г) покупает товара больше и по более низкой цене.

17. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; б) различия в оплате труда по национальности или по полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких
  потребительские товары;      
г) повышение цены на товар более высокого качества.  

18. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) сегментирует рынок;

б) максимизирует разницу между предельным доходом и предель
  издержками;            
в) монополизирует рынок;          
г) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени.      

19. Ценовая дискриминация имеет место в случае, когда единственный продавец на рынке:

а) продал апельсины респектабельному молодому человеку по6 грн. за кг, а скромно одетой бабушке – по 3 грн. за кг;

б) продает пшеничный хлеб дороже, чем ржаной; в) продает цейлонский чай по более высокой цене, чем грузинский;

г) продав апельсины по 5 грн. за кг, а яблоки – по 3 грн. за кг.

20. Монополия может продать 10 ед. товара по цене 100 грн. за единицу, но для продажи 11 единиц она должна снизить цену до 99,5 грн. Предельный доход от продажи 11-ой единицы составит:

а) 94,5 грн.; б) 99,5 грн.; в) 100 грн.;



г) 0,5 грн.

10.4. Задания «верно/неверно»

1. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

2. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна.

3. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.

4. Монополия всегда выбирает объем выпуска в рамках эластичного отрезка кривой спроса.

5. Монополия стремится установить цену так, чтобы предельный доход превышал предельные издержки.

6. Монополист будет производить и продавать дополнительный объем продукции,

если MR>MC.

7. В долгосрочном периоде монополист производит объем, который минимизирует долгосрочные средние издержки.

8. Любая ценовая дискриминация незаконна.

9. При ценовой дискриминации монополист устанавливает на сегменте с более эластичным спросом более высокую цену, чем на сегменте с менее эластичным спросом.

10. Монополист, который реализует политику ценовой дискриминации, может увеличить свою прибыль за счет захвата излишка потребителя.

10.5. Задачи

Задача 1.

Спрос на продукцию фирмы–монополиста задан уравнением: Р=40-Q. Функция издержек фирмы имеет вид: TC=50+Q2.

Определите:

1) объем производства, который позволяет монополии максимизировать прибыль;

2) величину экономической прибыли фирмы.

Задача 2.

Модель простой монополии описывается следующей системой уравнений: QD=5-P; TC=0,5+2Q; MC=10+Q.

Определите:

1) объем производства и цену, которые обеспечивают монополисту максимизацию экономической прибыли, а также величину экономической прибыли;

2) объем производства и цену, которые обеспечивают монополисту максимизацию

совокупного дохода; какой будет величина экономической прибыли в это случае?

Задача 3.

Модель чистой монополии описывается следующими равенствами:TR=100Q-Q2, MC=10+Q. Определите объем производства и цену продукции, если:

1) фирма функционирует как чистая монополия;

2) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции;

3) сравните полученные результаты и сделайте выводы о посл монополизации производства.

Задача 4.



Пусть функция издержек фирмы-монополиста равнаTC=Q2+60. Функция спроса на товар фирмы:QD=30-2P. Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть.

Задача 5.

В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более1% продаж. Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод относительно степени монополизации отрасли.

10.6. Тематика рефератов

1. Монопсония: проявления и роль в экономике Украины.

2. Ценовая дискриминация в экономике Украины.

3. Эволюция антитрестовского законодательства США.

4. Особенности антимонопольного законодательства в Украине.

5. Естественные монополии в экономике Украины.

Наши рекомендации