Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация

Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация - student2.ru

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному, функциональному приз­накам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам.

1. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отрас­левой, методика которого учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической ос­новой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами; теорией анализа хозяйственной дея­тельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловле­на спецификой разных отраслей производства. Необходимость иссле­дования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен­ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут­ренней связи между ними вызывают необходимость разработ­ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры­вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в це­лом и отраслевого в частности. Владение общими теоретичес­кими знаниями по экономическому анализу является необхо­димым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас­левого анализа.

2. По признаку времени АХД, подразделяется на предва­рительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

2.1. Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

2.2. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности пред­приятия, диагностики его состояния.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сде­лать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он явля­ется основой, перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективно­го анализа. Если плановые показатели недостаточно обосно­ваны и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обо­снованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оператив­ный и итоговый (результативный).

2.2.1. Оперативный анализ про­водится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостаткии воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная эконо­мика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предпри­ятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

2.2.2. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий пери­од. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри­ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про­цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффектив­ности бизнеса.

Перспективный анализ в зависимости от длины времен­ного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а дол­госрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Вто­рой вид менее детализирован, чем первый, но его роль значи­тельно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.

3. По пространственному признаку можно выделить ана­лиз внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, ре­зервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

4. По функциональному признаку no той роли и зада­чам, которые он выполняет, выделяют финансовый, управ­ленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономи­ческий, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансо­вый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового со­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализ.

Экономико-статистический анализ.

Экономико-экологический анализ.

Маркетинговый анализ.

Инвестиционный анализ.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) иссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

В последние годы все более широкое применение находит ло­гистический анализ, с помощью которого исследуются товар­ные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков, С ее помощью предприятия по­лучают возможность снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах "точно вовремя". Логистика становится основным ключом к успеху, важным стра­тегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

5. По методике изучения объектов различают качест­венный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ— это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализоснован на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализпредставляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о рос­те остатков незавершенного производства. Если темпы рос­та товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет быстро и довольно точно уста­новить характер происходящих процессов, не производя глу­боких фундаментальных исследований, требующих дополни­тельного времени и средств.

Фундаментальный анализпредставляет собой углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария.

Маржинальный анализ— это метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализавыбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи, выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов.

6. По субъектам (пользователям анализа)различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществ­ляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний ана­лиз проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

7. По степени охвата изучаемых объектованализ де­лится на сплошной и выборочный. При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном— по результатам обследова­ния только части объектов, что позволяет ускорить аналити­ческий процесс и выработку управленческих решений по ре­зультатам анализа.

8. По содержанию программыанализ может быть комплекс­ным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определен­ный момент наибольший интерес, например, вопросы исполь­зования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

№2. Цели и задачи предприятия в рыночной экономике. Роль экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений, его место в процессе управления.

АХД как функция управления. Связь АХД с другими фун­кциями управления и его место среди них. Возрастание роли анализа в системе управления производством.

В настоящее время АХД занимает важное место среди эконо­мических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой.

Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация - student2.ru

Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

Планированиепредставляет очень важную функцию в си­стеме управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных ра­ботников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельно­сти каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Учет. Для управления производством нужно иметь полную и пра­вдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов. Поэтому одной из функций управле­ния производством является учет. Он обеспечивает по­стоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необхо­димых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Анализ. Однако для управления производством нужно иметь пред­ставление не только о ходе выполнения плана, результатах хо­зяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происхо­дящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономи­ческого анализа. Он является связующим звеном между уче­том и принятием управленческих решений. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние раз­ных факторов на величину результативных показателей; выяв­ляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, пер­спективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновы­ваются управленческие решения. Экономический анализ пред­шествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Следовательно, экономи­ческий анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обос­нования и оптимизации управленческих решений.

Как функция управления АХД тесно связан с планировани­ем и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль АХД в подготовке информации для планирования, оцен­ке качества и обоснованности плановых показателей, в про­верке и объективной оценке выполнения планов. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие про­изводства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изу­чаются тенденции развития экономики предприятия, выявляют­ся и учитываются дополнительные резервы производства.

АХД является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и за­канчивается анализом результатов деятельности предприятия. АХД позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

Большая роль отводится анализу в деле определения и испо­льзования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявле­нию и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т.д.

Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и уп­равленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством с каж­дым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятель­ствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эф­фективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости про­изводства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и переходом к рыночным от­ношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией пред­приятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Наши рекомендации