Глава 3. пути снижения уровня безработицы
3.1. Государственная политика борьбы с безработицей
Борьба с безработицей представляет собой комплекс мер, которые приводят к снижению уровня безработицы. Власти каждой страны определяют методы борьбы с безработицей. Для того, чтобы эффективно применить эти методы требуется определить нужные факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Только факторно-ориентированная политика влияния на рынок труда может принести определенные результаты. Снижение безработицы - это очень сложная задача, по причине того, что существует множество её типов. Поэтому очень сложно и часто совсем невозможно разработать единый способ борьбы с безработицей и государству приходится использовать разные методы для того, чтобы решить эту проблему.
Рассмотренные ниже меры применяются к рыночной экономике, но некоторые из них могут применяться и к командной экономике.
Для снижения безработицы государство применяет разные методы, которые связанны с разработкой способов переподготовки безработных, их социальной поддержки, поддержки в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Эти методы можно поделить на активные и пассивные.
Далее рассмотрим более подробнее данные методы:
1) активные методы
Эти методы направлены на создание новых рабочих мест, организацию системы образования, производственного и технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; создание рабочих мест для молодежи, регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
2) пассивные методы
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования включает выплаты пособий по безработице с учетом прежних заработков; материальную помощь, направленную на обеспечение безработному прожиточного минимума. [25, c.72]
При рассмотрении вопроса государственного регулирования безработицы, следует определить виды политики, которые прямо воздействуют на уровень безработицы в стране. На основании данного критерия определим такие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая политика и политика в сфере занятости населения. (Рис.3.1.)
Рис.3.1. Виды государственной политики в области безработицы.
Такие виды политики государства тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют то влияние, которое они осуществляют на уровень занятости населения.
Обращаясь к методам снижения безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к классификации, указанной выше.
Макроэкономическая политика:
- создание условий для роста спроса на товары.
Занятость на рынке возрастет, а безработица снизится в том случае, когда товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников, так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации, что сложилась на рынках товаров и услуг. К способам увеличения спроса можно отнести следующие:
1) стимулирование роста экспорта;
2) льготное налогообложение;
3) поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий;
4) льготное кредитование и т.п. [22, c.76]
Социальная политика:
- выплата пособия по безработице;
- бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях;
- предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.
Политика в сфере занятости населения:
- применение гибких форм занятости в не-государственном секторах экономики;
- реализация программ поддержки молодых работников;
- развитие самозанятости населения.
Самозанятость населения можно определить как специфическую форму экономической деятельности. Сущность ее заключается в следующем: гражданин находит сам для себя источник доходов, который обеспечивает его достойное существование;
- предоставление рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связанны с работой в интересах общества;
- организация подготовки и переподготовки кадров;
- создание и поддержка нетрадиционных форм занятости;
- обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;
- предоставление информационной помощи безработным;
- содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда. [29, c.69]
Далее рассмотрим более подробно возможность снижения безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время, в основном, государственные биржи труда выполняют функции бирж труда. Это так называемые государственные службы занятости населения, которые подчиненные министерствам труда. К задачам государственных служб занятости можно отнести следующие:
- предоставление посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, которые желают переменить работу;
- изучение спроса и предложения рабочей силы;
- предоставление информации о профессиях, которые требуются;
- профориентация молодежи.
Государственные биржи труда ведут учет всех безработных и осуществляют выплату пособий по безработице. При отказе от работы, предложенной биржей труда, безработному такие пособия не предоставляются.
В Российской Федерации создана Государственная служба занятости для реализации государственной политики в области занятости населения и для обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.
В законодательстве предусматривается обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из принципов, который определяет правила поведения гражданина и государства на рынке труда, а именно: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству. В Государственной службе занятости человека регистрируют как лицо, которое ищет работу. С этого момента у государства возникает обязанность на протяжении 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если после окончания периода предложений о работе нет, то человек приобретает статус безработного и начинает получать пособие со стороны государства.
Государственная служба занятости - это структура специальных государственных органов. Они призваны обеспечить координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, решение вопросов занятости населения, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги, которые предоставляются службой занятости - бесплатные.
К функциям службы занятости относятся следующие:
- прогнозирование и анализ спроса и предложения на рабочую силу, информирование о состоянии рынка труда население и работодателей;
- учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются с вопросами о трудоустройстве;
- комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью;
- предоставление консультаций лицам, которые обращаются в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы, требованиях, которые предъявляются к профессиям и работникам;
- помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- для граждан, что потеряли работу и заработок, подходящей будет та работа, которая соответствует их профессиональной подготовке, учитывает возраст, трудовой стаж и опыт работы, транспортную доступность нового рабочего места;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях;
- повышение уровня профессиональной подготовки занятого населения, который на сегодня достаточно низок. При значительном количестве уволенных работников с предприятий требуется организовать курсы ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе;
- предоставление услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. По этой причине нужно разработать новую концепцию развития системы профориентации. Предоставление профориентационных услуг должно осуществляться не только для учащейся молодежи, но и для работающих граждан, которые хотят сменить профессию;
- регистрация безработных, а также оказание им помощи в пределах своей компетенции;
- на сегодня в законодательстве определен статус безработного. Он является незанятым человеком вынуждено, по отношению к нему государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть со стороны государства ему не была предоставлена работа. Но при этом не всякий незанятый человек, что желает работать, получает статус безработного и может рассчитывать на предоставление ему социальной помощи или поддержки со стороны государства. Для этого нужно соблюдать два следующие условия:
1) гражданин должен быть трудоспособного возраста и иметь способность к систематической работе по определенной профессии. Если нет профессии, то в таком случае он должен принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке;
2) нужна готовность гражданина трудиться (желание и обязанность принять предложение о подходящей работе);
- оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых нуждается в получении новой профессии;
- выдача гражданам пособия по безработице и приостановление выплат этих пособий;
- разработка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, которые привлекаются в России на основе межправительственных соглашений и лицензий;
- разработка региональных и республиканских программ занятости, включая при этом финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции, которые выполняет Государственная служба занятости, значительно расширились по сравнению с функциями, что действовали ранее в системе трудоустройства населения. [20, c.82]