Туристический бизнес в Казахстане
В Казахстане как и в других странах СНГ, туризм как самостоятельная отрасль существует недавно. До 1991 года на территории Республики действовали всего три организации «Спутник», «Интурист» и «Интурбюро». Первая негосударственная фирма была зарегистрирована в 1991 году и положила начало формированию обширной сферы услуг этого профиля. В настоящее время рынок туристических услуг Казахстана весьма разнообразен. За период с 1992-1995 годы разработан и принят целый ряд нормативно-правовых документов, определяющих законодательно-правовую базу туризма. Среди них закон «О туризме» принятый 3 июня 1992 года, концепция отрасли, а также Национальная программа развития индустрии туризма, где определены основные направления деятельности, рассчитан прогнозируемый туристический поток и связанные с ним объемы капитальных вложений в развитие материально-технической базы отрасли. Утверждено Положение о лицензировании туристической деятельности.
По данным статистических органов на сегодняшний день в республике зарегистрировано 435 туристических агентств, из которых 202 находятся в г. Алматы 35 – в Караганде. Ниже приведена информация о развитии туризма в РК за пять лет.
Таблица 1.
Туристско- экскурсионная деятельность в Казахстане
За 1994 – 1998 г. г.
Большой популярностью в Казахстане пользуется «челночный бизнес». Утверждать, что это туризм в классическом его понимании нельзя. Однако в г. Алматы около 80% агентств в числе прочих услуг занимается обслуживанием шоп-туризма.
По оценкам независимых экспертов около 150000 граждан Казахстана занимается «челночным бизнесом». На рынке Казахстана действует 4 крупных фирмы – чартеродержателя – «Ясаул», «Квадратур», «Жана-Арка», «Гиацинт», основной сферой деятельности которых является предоставление услуг «челнокам». Они имеют разветвленную сеть филиалов по всей республике используют собственные или взятые в лизинг самолеты, тесно сотрудничают с иностранными компаниями и некоторыми отечественными агентствами. Вместе с тем на рынке присутствуют своеобразные «фирмы-поставщики», выступающие в роли посредников между туристами и чартеродержателями. Фирма-поставщик получает право на бесплатного руководителя группы и комиссионные с каждого клиента. Другая часть туристических агентств, имеющая прямые договоры с гостиницами, выпускает у чартеродержателя только авиабилеты и право на перевоз груза. Наиболее привлекательными для шоп-туристов Казахстана являются Польша, Германия, Греция, некоторые страны Азии. Окупаемость поездок «челноков», привозящих товары из ОАЭ, Турция, Польша, Корея примерно одинаковая. Наиболее высокая окупаемость поездок в Китай, из-за дешевизны товаров.
Большой популярностью среди казахстанцев пользуется так называемый автомобильный туризм. За подержанными машинами предпочитают ездить в Германию, а за новыми в ОАЭ.
Сохраняют свою популярность традиционные формы курортного, зрелищного туризма. Большая часть наших соотечественников стремится попасть на берег моря. Сегодня без особых проблем можно попасть в любую точку планеты. Выбор места во многом зависит от финансовых возможностей потребителей.
Казахстанские фирмы могут предложить достаточно дорогие индивидуальные туры. Это могут быть: дорогостоящая рыбалка на Маврикий или охота на слонов в Танзании. Распространенный во всем мире медицинский туризм еще не получил у нас достаточного развития. Зато наши соотечественники с большим удовольствием покупают экскурсионные туры во Францию, Италию и Грецию.
Наибольшая часть туристических агентств Казахстана специализируется на предоставлении услуг по бронированию гостиниц, авиа-билетов и формированию виз. Их услугами пользуются в основном работники представительств иностранных компаний, выезжающих в деловые поездки.
Большой интерес представляет деятельность фирм, специализирующихся на так называемом принимающем туризме («Хан-Тенгри», «Жетысу-трэвел» и др.) их не так много, но они предлагают достаточно широкий спектр услуг иностранным путешественникам. Одна из таких туристических фирм ТОО «Жибек-жолы», имеет развитые связи с туристическими фирмами Германии, Швеции, Бельгии. В сезон 1997 г. фирма обслужила 900 иностранных туристов, предлагая 5 видов горных туров, ориентированных на Казахстанскую часть Шелкового пути.
В 1995 году по данным органов статистики общий объем поступлений от реализации туристических услуг в республике составил – 146,7 млн. дол. США, а в 1996 г. – 167,5 млн. долларов, в 1997 г. – 173,2 млн. долларов. Приведенные цифры свидетельствуют о некотором росте и7нтереса туристов к Казахстану.
Основной поток туристов в республику в 1996 году наблюдался из Германии (23,9 %), России (19,4 %), Турции (12,6 %), США (11,6 %). В 1998 году туристы пребывали большей частью из тех те стран но изменилось их распределение. Наибольшей удельный вес в 1998 году пришелся на долю туристов из России (47,28 %), снизился поток туристов из Германии (11,2 %) и Турции (3,79 %).
Из России пребывают в основном «челноки». Доля непосредственного туризма в 1998 году составила примерно 53 % около 88,8 млн. долларов США. Большая часть туристов (44 %) посетила г. Алматы. Реальный размер поступлений от туризма на Казахстанском участке Великого Шелкового пути составляет 39,1 млн. долларов США в год.
Для анализа ситуации, сложившейся на рынке туристических услуг в г. Караганде было проведено специальное исследование. Все туристические фирмы были условно разделены на 2 группы. Анализ, показал что в Караганде сегодня работают туристические компании со стажем до 6 лет и совсем молодые фирмы со стажем одного года.
У фирм отнесенных к 1 группе наибольшим спросом пользуются элитные экскурсионные туры и туры для отдыха. Наиболее популярными являются страны Западной Европы и Азии, США и Канада. Клиенты этих фирм – это люди, совершающие деловые поездки. Фирмы 1 группы не занимаются шоп-турами. Эти агентства сотрудничают с крупнейшими авиакомпаниями «Трансаэро», «Сан», «Люфтганза».
Во второй группе фирм доля шоп-туристов колеблется от 60 до 100 %. Туры для отдыха и автомобильный туризм составляют 10-30% общего объема услуг: медицинский туризм, деловые поездки и элитные туры – менее 5%. В соответствии со спецификой деятельности наибольшей популярностью у клиентов этой группы фирм пользуются поездки в Турцию, ОАЭ, Китай, Германию и Польшу.
В г. Караганде работает туристический клуб. В 1998 году была организована туристическая ярмарка. Она была организована впервые, с целью изучения спроса на туристические услуги, Участие приняли фирмы Караганды, Балхаша, Южного Казахстана, представители домов отдыха и страховых компаний.
Доходы от туризма в Казахстане составляют всего 0,02% от национального дохода. Это очень немного и говорит о слабом использовании возможностей рынка. Между тем, Республика Казахстан имеет многовековые традиции, интересные памятники культуры и пр. Необходимо все эти возможности использовать.
Содержание туристического маркетинга.
4.2.1 Значение маркетинга в туристической деятельности.
Концепции маркетинга впервые была сформулирована в конце 50-х годов как ориентированная на нужды потребителя и получение прибыли, как философия бизнеса. В основе концепции маркетинга лежат 3 принципа:
- ориентация на потребителя;
- рентабельность, как основа существования фирмы;
- координация усилий всех служб и подразделений фирмы для достижения поставленных целей.
Развитие туристического рынка во многом определяется применением методов маркетинга, основанных на всестороннем изучении рынка и спроса. Применение концепции маркетинга на туристическом рынке вызвано необходимостью формирования рынка, самостоятельностью предприятий и участием в свободной конкурентной борьбе.
Однако результаты опросов работников туристических фирм Российской Федерации и Республики Казахстан свидетельствуют о том, что предприятия занимающиеся туристическим бизнесом на национальном рынке, на практике применяются лишь отдельные элементы маркетинга (низший уровень), в силу отсутствия квалифицированных кадров, представлений о возможной эффективности применения тех или иных элементов маркетинга.
Для устранения этого пробела нужна разработка методологии и методики туристического маркетинга, которая строится на исследованиях Всемирной туристической организации (ВТО) и состоит в следующем:
установление контактов;
создание и развитие предложений, нововведений, могущих обеспечить новые возможности для сбыта туристического продукта, соответствующего потребностям и запросам клиентов;
анализ результатов деятельности фирмы по продвижению туристических услуг на рынок, анализ соответствия объема деятельности возможностям рынка.
Цель туристического маркетинга может быть определена также как и в любой другой сфере предпринимательской деятельности приносящая прибыль работа по обслуживания и удовлетворению потребностей клиентов.
Концепция маркетинга туристических услуг включает:
изучение и прогнозирование рынка (клиенты, конкуренты);
разработку методов продвижения турпродукта на рынок;
определение эффективной ценовой политики;
разработку коммуникационной политики;
разработку плана маркетинга;
контроль маркетинговой деятельности.
Специфика маркетинга туристических услуг определяется особенностями рынка и характерными чертами самих услуг. Одним из ключевых понятий маркетинга туристического рынка (как и в прочем любого другого) является целевой рынок.
Изучение целевого рынка необходимо начинать с изучения внешней среды.
Внешняя среда распадается на макро и микросреду.
Микросреда включает совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на предприятие. К ним относятся: само предприятие, поставщики, посредники, конкуренты, банки и средства массовой информации.
Рис. 20 Макро и микросреда.
Факторы микро среды неподконтрольны фирме, поэтому анализ сводится к наблюдениям за их изменениями. Фирмы используют материалы анализа для корректировки стратегии, тактики и планов в соответствии с изменившейся ситуацией.
Исследования туристического рынка требуют много усилий со стороны фирмы и в полном объеме доступны не всем.
Исследования рынка включают:
определение общих характеристик и тенденций изменения рынка;
изучение конкуренции;
изучение характеристик потребностей;
определение системы сбыта и продвижения продукции;
анализ тенденций развития внешней среды, влияющих на показатели туристической фирмы.
В результате этих исследований вырисовывается конъюнктура рынка – состояние рынка, обусловленное взаимодействием экономических, социально – политических, природных и др. факторов. Ее характеризует соотношение спроса и предложения, уровень цен, конкуренции, степень государственного вмешательства, сезонность и пр.
Знание конъюнктуры позволяет сделать грамотный прогноз рынка, дать объективную оценку сильных и слабых сторон туристической фирмы. Конъюнктура туристического рынка в значительной степени определяется особенностями туристического спроса, проявляющимися в быстром изменении потребления при изменении доходов, цен, качества, политических, экономических и др. факторов.
Туристический спрос является категорией массовой и социальной. Он определяется на основе потребностей неоднородных групп людей. Объем оказываемых отдельной турфирмой услуг ограничен количественно и качественно, поэтому нереально пытаться удовлетворить общий рыночной спрос. Необходимо ориентироваться на целевой рынок. Для выделения целевого рынка проводит сегментация рынка.
Сегментация рынка – это выделение групп потребителей, примерно одинаково реагирующих на структуру и качество предлагаемых услуг. Целью сегментации является определение сегментов рынка, на которые будут направлены усилия фирмы, вместо того, чтобы распылять их по всему рынка. Сегмент рынка должен отвечать следующим требованиям:
быть достаточно емким;
быть перспективным;
не быть объектом коммерческой деятельности конкурентов;
быть правильным;
существовать в течение достаточно длительного времени.
Существует множество способов деления рынка на сегменты. На первом этапе сегментации туристического рынка проводилась главным образом по географическому признаку. В современном маркетинге используется широкая структура признаков сегментации:
Социально – демографические – возраст, пол, семейное положение, размер семьи, социальное положение, образование, профессия, доход семьи, постоянное место жительства;
Поведение во время путешествия – цели и причины путешествия, используемый транспорт, расстояние путешествия, дополнительные путешествия и др.;
Мотивация и процесс принятия решения о путешествии.
Большинство туристических организаций сегодня редко используют сегментацию, хотя выгоды от сегментирования очевидны. Достаточно легко можно проводить сегментацию, основываясь на 3-х факторах: мотив поездки, принадлежность к группе, транзит или конечный пункт назначения.
Сегментацию можно проводить в соответствии с целями путешествия.
Бизнес-поездка. Аналитики «Пан Американ» заявляют, что число бизнес – туров изменяется в зависимости от маршрута. Около 70% гостей, проживающих в отелях Шератон по всему миру, приехали с целью деловых контактов. Сложно увидеть границу между отдыхом и бизнесом: сделка в Европе может закончится экскурсией или ужином в дорогом ресторане.
Путешествия ради удовольствия. Удовольствие полученное от посещения новых мест, зависит от условий, в которых до этого жил человек, от его жизненных потребностей. Люди могут получать удовольствие от хорошего самочувствия, избавления от скуки и т. Д.
Путешествие как потакание своим желаниям. Многие путешествуют, чтобы возвысить в своих собственных глазах.
Путешествие ради посещения спортивных зрелищ. Миллионы туристов посещают разнообразные спортивные мероприятия. Например: футбол.
Рис.21Сегментация туристического рынка
Путешествие как потакание своим желаниям. Многие путешествуют, чтобы возвысить в своих собственных глазах.
Путешествие ради посещения спортивных зрелищ. Миллионы туристов посещают разнообразные спортивные мероприятия. Например: футбол.
Путешествие ради покупок. Для многих людей поездки для посещения магазинов являются частым явлением.
Путешествие ради поправки здоровья. Многие ездят на курорты ради того, чтобы поправить здоровье или ради престижа.
Путешествие ради посвящения. Многие американские университеты имеют обширные связи с европейскими коллегами и представляют своим студентам возможность участвовать в обменных программах.
Путешествие ради азарта. Так Лас Вегас привлекает 14 миллионов посетителей в год.
Можно положится в основу сегментации также предпочтения и склонности туристов. Например: исследование Французского туристического рынка разделили его следующим образом:
Сегмент «солнце и море»
Сегмент «природа и покой»
Сегмент «турист»
Сегмент «дикая и незагрязненная природа»
Сегмент «изучение языка» и т.д.
4.2.2 Туристический продукт и цели его развития.
В 1978 году Мак Карти предложил свою концепцию 4-х П: продукт, цена, продвижение и распределение. Позднее появились исследования утверждающие, что для сферы услуг нужно добавить еще 3 П: люди, Физические признаки и процесс. Исследование считали 4 П не могут быть исчерпывающими для индустрии туризма, т.к. в концепции не учитывается человеческий фактор.
Основное место среди 4-х П занимает продукт. Под туристическим продуктом понимается совокупность предметов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристического путешествия.
Туристический продукт можно представить графически в виде комплекса туристических услуг.
Рис. 22 Туристический продукт
Потребитель туристического продукта может приобрести тур у туристической фирмы, разработавшей его или у фирмы-посредника. Отдельные виды туристических услуг могут быть куплены клиентом непосредственно у поставщика этой услуги: авиакомпании, гостиницы, рестораны и т.д.
Рис. 23 Поставщики услуг.
Об определении туристического продукта не существует единой точки зрения. Дело в том, что туристический продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнообразных элементов. В большинстве своем туристический продукт – это результат усилий многих предприятий или туристических ассоциаций. Так сам по себе – это еще не туризм. Туристический маркетинг нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Туристический продукт отличается жесткостью и отсутствием возможности создавать запасы: даже если можно было бы прогнозировать спрос, то все равно сам продукт может быть произведен одновременно с его потреблением. Наконец, туристические организации не могут справиться в одиночку с задачами по обслуживанию клиентов. Они вынуждены обращаться к посредничеству многочисленных специализированных фирм-поставщиков услуг.
Существует множество классификаций туристического продукта, имеющих отличительные особенности. Например:
природные факторы
факторы, связанные с особенностями жизни местного населения: язык, менталитет, гостеприимство
наличие единой инфраструктуры (транспорт, коммуникации)
туристическое оборудование
Одна из наиболее полных классификаций дана Всемирной организацией по туризму:
природные богатства
энергетические богатства
человеческий фактор, рассматриваемый с точки зрения демографических данных и склонности населения к туристическим услугам
политические, юридические, административные аспекты
социальные аспекты (наличие оплачиваемого отпуска, сферы услуг и образования)
различные блага и услуги
Экономическая и финансовая деятельность.
Положение любого товара или услуги на рынке может быть реальным и оценочным. Реальным оно является в том случае, когда ретроспективный анализ доли на рынке, сегментов ранка позволяет фирме установить фактическое положение услуги на рынке на предшествовавших этапах деятельности. Оценочное положение является результатом представлений фирмы о ее позициях на рынке. Это положение может расходиться с мнением потребителей по данному вопросу. В такой ситуации у фирмы могут возникнуть проблемы с клиентами.
Изучение деятельности конкурентов, сильных и слабых сторон турпредприятия, а также мнений клиентов об услугах позволяет определить положение туристической фирмы на рынке и использовать собранную информацию в рекламной деятельности.
Каждый туристический продукт на рынке живет определенное время, затем вытесняется с рынка другим, более совершенным продуктом. С этим явлением связывается понятие жизненного цикла туристического продукта Жизненный цикл продукта время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается показателями объема продаж и прибыли во время и состоит из стадий: внедрения на рынок, роста, зрелости и спада.
Для стадии внедрения туристического продукта на рынок характерен незначительный объем продаж, отсутствие прибыли и большие затраты на маркетинг.
Стадия роста характеризуется признанием турпродукта определенными сегментами потребителей, некоторым снижением затрат фирмы на маркетинг, получением прибыли за счет увеличения объема продаж.
На стадии зрелости реализация турпродукта достигает своего «пика» и больше не растет. Конкуренция усиливается, для поддержания сложившегося высокого уровня продаж нужны большие расходы на маркетинг: рекламу, стимулирование сбыта и пр.
Спад жизненного цикла турпродукта проявляется в резком снижении интереса потребителей к продукту, в следствии чего снижается объем продаж и прибыли.
Рис. 24 Жизненный цикл туристического продукта.
Для того чтобы максимально продлить жизненный цикл турпродукта турфирма может использовать следующие подходы:
повышение качества турпродукта;
выпуск модернизированного турпродукта;
проникновение в новые сегменты рынка;
использование новых каналов распределения;
переориентация рекламы;
своевременное снижение цены для привлечения дополнительных клиентов.
Туристическая фирма, прибегающая к использованию этих стратегических приемов, укрепит свое конкурентное положение на рынке.
Таким образом, разработка туристического продукта в рамках его жизненного цикла является необходимым условием успешной маркетинговой деятельности фирмы.
Большинство туристических компаний продает разнообразные продукты. Для каждой компании желательно, чтобы ее турпродукты находились на разных стадиях жизненного цикла. В этом случае, когда реализация одного туристического продукта перестает приносить прибыль, продажа другого помогает компенсировать потери фирмы.
4.3.Ценообразование туристического продукта
Ценообразование в индустрии туризма – это комплексная мера обусловленная разнообразием продукта, высоким уровнем конкуренции в индустрии является сложностью точной оценки будущего спроса (эта составляющая в индустрии туризма наиболее сложной).
Политика ценообразования в индустрии туризма определяется разными факторами, поэтому диапазон выбора применяемых методов широк.
Приведем некоторые из них:
«Затраты плюс » - это метод ценообразования, который заключается в добавлении к затратам определенного процента с целью получения прибыли и покрытия затрат. Этот метод относительно прост, однако имеет недостатки, особенно в сфере гостиничного бизнеса из-за высоких постоянных затрат. Он не учитывает спрос, а также цены, предлагаемые на рынке конкурентами.
«Норма рентабельности» это метод связан с финансовым анализом и определяет насколько эффективно туристическая фирма действует для успешного возвращения вложенных инвестиций. В отличие от предыдущего метода, который базируется на затратах, этот метод исходит из уровня прибыли. В то же время, он не учитывает многие факторы, в первую очередь рыночные.
«Обратное ценообразование» - это метод ценообразования, основанный на рыночной цене продукта и запланированной прибыли. С помощью этого метода компании пытаются достигнуть последнего снижения затратных компонентов продукта, одновременно регулируя качество и разнообразие услуг.
Однако для того, чтобы не терять клиентов, компании часто проводят тщательное исследование потребностей туристов, принимая в расчет конкуренцию на рынке.
«Дискриминационное ценообразование» этот метод называется также гибким ценообразованием учитывает рыночный спрос, предлагает изменения цен в зависимости от времени, места, вида продуктов или объема продаж. Примером дискриминации по времени может служить, практика при которой гостиницы и транспортные компании часто снижают цены перед пиковым сезоном, чтобы привлечь клиентов и тем самым покрыть затраты, связанные с поддержанием уровня обслуживания. Цены дискриминируются по месту (например: стоимость одинаковых номеров в гостинице в зависимости от вида из окна). Пример дискриминации по объему – это скидка при предоставлении гостиничных номеров туроператорам при условии, что они должны поддерживать обещанный уровень обслуживания туристов.
В противном случае скидки отменяются. Этот метод существенно ориентирован на рынок.
Ценообразование «проникновение на рынок » практикуют компании, которые хотят внедрить на рынок и с этой целью устанавливают цены ниже рыночных. Метод обычно используется при установлении отношений с новыми туристскими центрами, в надежде на привлечение их к сотрудничеству. Метод обеспечивает достаточный доход за счет масштабов операций.
Политика «снятие сливок » используется когда на рынке отмечается снижение предложения и спрос не зависит от повышения цены.
Первым этапом формирования цены турппрдукта является определение стоимости обслуживания туристов. Окончательно уточняются все детали: дата приезда и отъезда, перечень и последовательность посещения городов, вид транспорта, количество дней пребывания в каждом городе, перечень экскурсий.
Основной услугой включаемой в пакет, является размещение туристов в гостинице. При формировании маршрута необходимо четко определить продолжительность пребывания туристов в стране, т.е. количество ночевок в гостинице. Огромное влияние на цену, предлагаемую гостиницей, оказывает ее классность и месторасположения.
Следующим важным вопросом при формировании цены тура является вид заказанного питания. При организации обслуживания туристов в ресторанах могут применяться следующие условия:
полный пансион (3-х разовое питание);
полупансион (2-х разовое питание);
только завтрак.
В стоимость тура могут быть включены встречи (проводы).
Для перевозки туристов и их багажа в гостиницу (трансфер) могут использоваться заказные автобусы, легковой транспорт и др. Трансфер как правило включается в стоимость услуг. Итак, все вышеперечисленные составляющие входят в стоимость пакета услуг, предоставляемые партнером туроператора. Цена этого пакета является важнейшей составной частью цены всего тура, которая объявляется на рынке. При установлении цен на турпродукт фирма руководствуется внутренними факторами (цели фирмы, издержки) и внешними (тип рынка, уровень конкуренции, экономическая ситуация и пр.).
На политику ценообразования в туризме оказывают влияние:
затраты
конкурентоспособность цен
эластичность спроса (т.е. цены, которые покупатель готов заплатить)
цели туристических организаций.
Для ценообразования в туризме большое значение имеет эластичность спроса, которая показывает количественную реакцию клиентов на изменение цен. Если увеличение цены приводит к относительно слабому падению спроса, то в этом случае спрос является не эластичным. Если такое же увеличение цены приводит к значительному падению спроса, тогда наблюдается эластичный спрос. Ценовая эластичность спроса активно используется туристическими фирмами при разработке ценовых стратегий.
4.4.Сбыт туристического продукта
В индустрии туризма компании используют разные методы привлечения потенциальных покупателей в зависимости от сферы деятельности. Например, там имеются повышенный спрос, комплексный продукт и определенная доля финансового риска, активно применяют системы предварительного резервирования. Вместе с тем, есть предприятия, где практически всегда имеется лишнее предложение, не требуется предварительного резервирования и в пиковые периоды практикуется продажа в порядке очереди.
В индустрии туризма перед сбытом ставится задача стимулирования и облегчения акта совершенствования покупки. Как и в других секторах экономики в туризме существуют традиционные каналы распределения (производство – опт - розница) и более «молодые» (прямой сбыт или продажа по каталогам). Могут существовать и др. каналы, например: продажа тура через агента, социальные комитеты на предприятиях.
Различают три основных типа реализации:
эксклюзивная
интенсивная
селективная.
Методы продвижения туристического продукта.
Для успешного продвижения туристического продукта необходима связь с клиентами и торговыми посредниками. Цель этой связи в оказании влияния на целевую группу потребителей. Для этого используется система маркетинговых коммуникаций, которая включает следующие компоненты коммуникатора, информацию коммуникационную систему, достигнутый результат.
Главными методами продвижения туристического продукта являются: реклама продаж, установление связей с общественностью (рис. 25)
Рис.25 Продвижение туристического продукта
Ведущее значение в системе коммуникационных связей играет реклама. У фирм большие возможности в выборе средств рекламы (рис. 26)
Рис. 26 Классификация средств рекламы
Это: каталоги, реклама в СМИ, уличная реклама, реклама в местах продажи, брошюры, проспекты и т.д. Реклама выполняет целый ряд функций:
- информирование об ассортименте, цене, качество туристического продукта;
- побуждение к приобретению методом убеждения в преимуществах рекламируемого продукта;
- формирование доверия клиента к товару, к туристической организации.
К методам поддержки продаж (рис. 27) можно отнести использование печатных материалов (брошюр, проспектов, писем-продаж, афиш) и специальных предложений (скидки, конкурсы, лотереи, призы и сувениры).
Рис. 27 продвижение туристического продукта
К средствам «паблик рилейшнз» относятся: работа со СМИ, пресс-конференции, ярмарки, выставки, фильмы, спонсорство, благотворительная деятельность и пр. (рис. 28)
Рис 28 Стимулирование продаж
Основная литература: 9, 17, 19 (138-145), 28 (3-6, 33-36), 30 (20-29, 34-37)
Дополнительная литература:1, 2,5,10, 25
Тема 5. Содержание маркетинга в сфере досуга и развлечений.
1 Культурно – досуговый маркетинг.