Особенности современного российского федерализма
Особенности современного российского федерализма. Современная Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации (89), отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.
Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.
Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие. Утверждавшиеся все больше во второй половине 20-х — начале 30-х гг. командно-административные методы управления, сверхцентрализация и тоталитарный режим постепенно свели на нет даже те ограниченные элементы реального федерализма, которые успели зародиться в первый послеоктябрьский период. Тоталитаризм оказался абсолютно несовместимым с подлинным федерализмом и свел его к квазифедерализму, к фактическому унитаризму, прикрываемому декларативными конституционными нормами и лозунгами о федерализме, суверенитете союзных республик и праве их свободного выхода из СССР, самоуправленческих правах автономий, праве народов на самоопределение и свободном их развитии. Длительное развитие российского «федерализма» в условиях тоталитаризма и сегодня накладывает свой негативный отпечаток на процесс становления демократического федерализма в современной России. По существу, этот процесс берет свое начало лишь с Декларации о суверенитете РФ (1990) и особенно с Федеративного договора (1992) и Конституции РФ 1993 г. Несмотря на многое сделанное с тех пор, еще несравнимо большее предстоит сделать, включая принятие конституционных и иных федеральных законов по вопросам федерализма. Еще больше необходимо сделать в области практической реализации устоев и норм подлинного федерализма в различных сферах государственной и общественной жизни.
Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная федерация на базе автономии, что само по себе серьезно суживало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению, например, с субъектами союзного государства — СССР, усиливало проявление суперцентралистских тенденций и сближало такой федерализм с унитаризмом. Без учета этого фактора трудно понять многое из того, что происходит сегодня в России с процессом становления подлинного федерализма. Лишь после Федеративного договора РФ стала превращаться, на наш взгляд, из конституционной в конституционно-договорную федерацию, что нашло, в частности, свое дальнейшее проявление в заключении за последние пять лет около полусотни договоров о конкретном разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами ее субъектов.
Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дельнейшего развития опирается прежде всего на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональности структуры и состава ее населения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм выступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократическая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких условиях является действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.
Факторы регионального развития. |
Факторы экономического развития. Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов. 1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО. 2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций. 3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе. Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих: - производственно-ресурсный потенциал региона; - структуру регионального рынка; - кадровый потенциал региона; - региональный бюджет; - стратегию развития региона. Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами: - внешними поставщиками товаров и услуг; - внешними потребителями; - регионами-конкурентами; - финансовыми организациями; - транспортными предприятиями. Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния: - общеэкономические; - общеполитические; - научно-технические; - природно-экологические; - демографические. Влияние факторов на развитие регионов России. Перспективы регионов России в первую очередь обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. В «новой экономической географии» (П. Кругман и др.) выделены две группы таких факторов. 1. Факторы «первой природы»: - обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральными, земельными и др.); - выгодное географическое положение (в том числе приграничное положение на путях глобальной торговли), снижающее транспортные издержки и облегчающее трансляцию инноваций. 2. Факторы «второй природы»: - агломерационный эффект и высокая плотность населения, дающие экономию на масштабе; - развитая инфраструктура, сокращающая экономическое расстояние; этот фактор для России особенно важен из-за протяженности ее территории; - человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения); - институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространения инноваций и др. Все эти факторы воздействуют на развитие регионов и городов России, хотя в разных сочетаниях и в разной степени. Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего – обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы). Факторы «второй природы», как и фактор географического положения, в большинстве случаев работают как барьеры развития. Россия отличается: - малочисленностью городов, особенно крупных с населением более 200 тыс. чел. (90 из 1090 российских городов), поэтому агломерационный эффект проявляется слабо, за исключением крупнейшей агломерации федеральной столицы; - неразвитой инфраструктурой и удаленностью от транспортных путей большей части территории страны; масштабы экономической периферии огромны даже в более плотно заселенной Европейской части (более 40% территории по данным Т. Нефедовой); - снижением качества человеческого капитала и депопуляцией, - плохими институтами, модернизации которых препятствует не только проводимая российскими властями политика, но и унаследованные особенности развития (path dependence). Все факторы и барьеры носят долговременный характер, поэтому пространственое развитие очень инерционно. Быстрых изменений, в том числе заметного ослабления барьерной функции факторов «второй природы» и, тем более, сокращения масштабов периферийности, к 2020 г. не произойдет. Влияние базовых факторов и барьеров на пространственное развитие следует учитывать в первую очередь при разработке прогнозов. Второй основой для прогноза являются сложившиеся неравенства и тренды, поскольку пространственное развитие очень инерционно. И только третьим компонентом может быть прогноз политики властей, причем совсем не обязательно региональной. В России до сих пор не сформировалась приоритеты региональной политики, плохо работают ее инструменты, поэтому основное воздействие на развитие регионов оказывают меры не региональной, а экономической и социальной политики. |
9 Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.[1]
Одна из центральных проблем науки - обеспечение населения необходимыми ПР сейчас и в будущем, анализ и оценкупроизводит география и экономика (наука)
Классификация
По происхождению:
· Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)
· Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
· Ресурсы промышленного производства
· Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
· Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)
· Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
По виду исчерпаемости:
· Исчерпаемые
· Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)
· Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)
· Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)
· Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)
По степени заменимости:
· Незаменимые
· Заменимые
По критерию использования:
· Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)
· Потенциально-перспективные
· Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)
10 В зависимости от характера залегания и размещения природные условия и ресурсы могут ускорять или замедлять развитие производительных сил страны. Доступность и легкость освоения ресурсов способствует быстрому росту производства материальных благ. И наоборот, большая трудоемкость освоения природных ресурсов или их значительное удаление от хозяйственных центров затрудняет развитие производительных сил, снижает эффективность производства.
Природные условия и ресурсы являются одним из важнейших факторов экономического развития. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и другой растительности, животного мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят темпы производства и благосостояние людей. Степень доступности природных ресурсов влияет на производительность труда; она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы, чем меньше, следовательно, издержки, необходимые для производства конечного продукта. Ведь одинаковые затраты труда приносят неравнозначные результаты в зависимости от качественных особенностей ресурсов: плодородия почв, теплотворной способности углей, содержания полезного вещества в рудах разных месторождений и т.п. На уровень производительности оказывают существенное влияние и природные условия хозяйственного освоения естественных ресурсов. Затраты труда будут различными при разных способах добычи полезных ископаемых, связанных с характером их залегания (открытая или шахтная добыча, мощность пластов и т.п.), при обработке земель в связи с различиями в рельефе, почвенном покрове и т.д.
Распределение природных ресурсов по территории отличается, как правило, чрезвычайно большой неравномерностью, что в значительной степени определяет территориальное разделение труда и хозяйственную специализацию тех или иных регионов.
Часто природно-ресурсный фактор служит основой формирования хозяйственной структуры территории, определяет территориальную организацию производительных сил. Например, развитие и размещение отраслей, непосредственно связанных с использованием природных ресурсов (добывающая промышленность, гидроэнергетика, лесозаготовки, земледелие), обусловлено географией этих ресурсов.
Влияние природных ресурсов на специализацию хозяйства регионов проявляется в двух формах. В одном случае отрасли природопользования непосредственно определяют специализацию, поставляя свою продукцию в различные регионы страны или на экспорт. Среди стран СНГ такая форма характерна для регионов первоначального освоения, где отрасли природопользования играют пионерную роль (например, Западно-Сибирский, Северный экономические районы России).
Вторая форма влияния проявляется, когда отраслями специализации регионов выступают вторичные производства, формирующиеся на базе переработки местных природных ресурсов. Она свойственна территориям со зрелой эко-номической структурой, или староосвоенным регионам (Ураль-ский в России, Донецко-Приднепровский в Украине и т.п.).
Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий (мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда выступали в деятельности людей важнейшим средством решения социально-экономических задач. Более того, природные ресурсы – это естественная база развития экономики страны, поэтому весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных ресурсов. Это позволит выявить ресурсообеспеченность территории и определить практические меры по обеспечению ее недостающими ресурсами на перспективу, что будет способствовать совершенствованию межрайонных производственных связей. С этих позиций важным является установление природно-ресурсного потенциала территории.
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (минеральных, водных, лесных, земельных и др.) и зависит от целого ряда факторов. Важнейшими из них являются: численность имеющихся в регионе природных ресурсов (чем больше ряд естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Количественная оценка природно-ресурсного потенциала территории возможна только в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. В литературе встречаются три возможных направления соизмеримости качественно различных природных ресурсов: с помощью балльной системы, стоимостных показателей и абсолютных энергетических показателей. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала, позволяющая сопоставить ценность природных ресурсов с другими производственными ресурсами. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала территории количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемами запасов, площадями, продуктивностью и т. п.).
Природно-ресурсный потенциал — важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, проведенной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потенциале СССР составляла 1,2%, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны – 0,9%. Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более благоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.
Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширять сырьевую и топливно-энергетическую базу страны. Изученность недр Беларуси на предыдущих этапах развития была недостаточной, а недостающие виды сырья и материалов можно было получить централизованным путем из других регионов СССР. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, поэтому необходимо уделить особое внимание проблеме расширения и укрепления собственной минерально-сырьевой базы.
Важное значение в достижении большей сырьевой независимости Республики Беларусь приобретает политика ресурсосбережения. Совершенствование технологий, снижение материало - и энергоемкости производства позволяют снизить потребление сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на 20—25%. Однако достижение такого уровня возможно только в течение 15—20 лет, что обусловлено серьезными организационно-правовыми и экономическими причинами (отсутствием необходимых законодательных актов, комплексных государственных программ ресурсосбережения, а также необходимых финансовых и материальных ресурсов).
11 Социально-экономическое развитие страны основывается на делении всей территории на районы различного ранга. Наиболее крупной формой территориальной организации хозяйства в нашей стране являются макрорегионы.
Макрорегионы– это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов; исторических факторов хозяйственного освоения и регионального распределения населения. В настоящее время в России для макроэкономических исследований выделяют два макрорегиона – Европейский и Восточный.
Европейский макрорегион включает в свой состав 8 крупных экономических районов, расположенных на Европейской части страны (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский). На его долю приходится примерно 25% территории страны, и при этом в нем сконцентрировано более 78% населения. Европейский макрорегион отличается относительно высокой степенью хозяйственной освоенности территории, мощным потенциалом обрабатывающей промышленности, развитой инфраструктурой, здесь производится более 70% товарной продукции промышленности, более 75% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем экономика данной зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.
Восточный макрорегион состоит из 3 крупных экономических районов, расположенных в азиатской части страны (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). На 75% территории проживает менее 22% населения страны. Но несмотря на это, Восточный макрорегион играет существенную роль в экономике России, обеспечивая ее сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т. д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется. В результате этот макрорегион отличается слабой заселенностью, преимущественным развитием добывающих отраслей хозяйства, слаборазвитой инфраструктурой.
Границы макрорегионов принимаются несколько условно, потому что в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. В связи с этим при необходимости выделяют также Северный макрорегион.
Северный макрорегион – это арктические районы европейской и восточной зоны, которые резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по степени освоенности и уровню социально-экономического развития. Это территория прежде всего с экстремальными условиями для жизнедеятельности человека (мерзлота, низкие температуры, полярная ночь и др.).
Следующий уровень территориальной организации хозяйства представляют Макрорайоны (крупные экономические районы). Они являются основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны. Территория России делится на 11 крупных экономических районов (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный).
Экономический район выделяется ярко выраженной специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных и социально-экономических предпосылок, относительно законченной системой воспроизводственного процесса, устойчивыми внутренними и внешними связями.
В свою очередь, крупные экономические районы состоят из Мезорайонов, которые представляют собой субъекты РФ. Субъекты РФ – это административно-территориальные образования, имеющие орган государственной власти, собственный бюджет и собственность. Согласно Конституции РФ на территории страны существуют 89 субъектов шести типов: 21 республика; 6 краев; 49 областей, 10 автономных округов; 1 автономная область и 2 города федерального значения.
Последний уровень территориальной структуры хозяйства представлен Микрорайонами (низовыми административными районами). Они являются составными частями субъектов РФ, имеют свои органы власти и управления, бюджет, собственность и являются основой местного самоуправления. Они не входят в вертикаль государственной власти. В соответствии с административно-территориальным делением (на 1 января 2001 г.) в РФ насчитывалось 1865 районов, 1097 городов, 1864 поселка городского типа, 24409 сельских администраций. Они представляют собой первичные территориальные звенья управления.
В силу исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с различными аномалиями. В региональной экономике такие территории принято называть проблемными регионами.
Проблемный регион (территория) – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал.
Основными типами проблемных регионов являются: староосвоенные, слабоосвоенные, депрессивные, районы «пионерного» освоения, приграничные территории, районы экологического бедствия, промышленнно-городские агломерации.
Староосвоенные территории (старопромышленные, cтароземледельческие) представляют собой районы с устаревшей структурой хозяйства. На территориях данного типа возникают противоречия между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью. В результате велика угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности.
Слабо освоенные территории – это районы, освоение которых осуществляется уже достаточно длительное время, но в силу ряда причин они хронически отстают от среднероссийского уровня и имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.
Депрессивные районы характеризуются состоянием экономического упадка. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (падение спроса на основную продукцию, снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов и т. п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества.
Районы «пионерного» освоения представляют собой территории, на которых освоение началось относительно недавно. Они требуют больших инвестиций, высоких темпов промышленного и жилищно-социального строительства, привлечения значительных трудовых ресурсов, как правило, с других территорий.
Приграничные районы – это территории, которые испытывают существенное влияние государственной границы и выполняют барьерную, фильтрующую, контактную функции. В результате распада СССР, ряд территорий приобрели ранее не свойственный им статус приграничной территории, что создает массу проблем, решить которые самостоятельно они не в состоянии.
Районы экологического бедствия – это территории, которые испытывают последствия различных техногенных катастроф. Сложная экологическая обстановка в таких регионах оказывает негативное воздействие на развитие экономики, на качество и уровень жизни населения.
Промышленно-городские агломерации характеризуются высокой концентрацией промышленности и населения, а также сильной техногенной нагрузкой на окружающую среду.
Таким образом, проблемный регион – это категория государственной региональной политики, ибо такие территории представляют прямую угрозу безопасности страны.
12 Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.[1]
Одна из центральных проблем науки - обеспечение населения необходимыми ПР сейчас и в будущем, анализ и оценкупроизводит география и экономика (наука)
Классификация
По происхождению:
· Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)
· Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
· Ресурсы промышленного производства
· Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
· Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)
· Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
По виду исчерпаемости:
· Исчерпаемые
· Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы)
· Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира)
· Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)
· Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)
По степени заменимости:
· Незаменимые
· Заменимые
По критерию использования:
· Производственные (промышленные, сельскохозяйственные)
· Потенциально-перспективные
· Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)
Населе́ние (народонаселение) в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходевоспроизводства. Население как объект изучения: научные дисциплины
Совокупность знаний о населении характеризуется системой понятий, категорий, законов. Население, его развитие и другие характеристики изучается науками о населении, к которым в первую очередь относятся:
· демографическая статистика или статистика населения — занимается сбором эмпирических (первичных) данных о населении.
· демография, которую также частно называют «наукой о населении» или «наукой о воспроизводстве населения» — занимается анализом этих данных, интерпретацией (объяснением), построением как математических, так дескриптивных (описательных) моделей и теорий, как о динамике населения в целом, так и об отдельных его составляющих и аспектах.
· экономическая наука — в содружестве с экономической демографией чаще изучает «трудовой потенциал населения»
· география — изучает распределение населения на территории и отдельные аспекты его перемещения (миграции)
· этнография, а также этнология — совместно с этнодемографией изучают этнический состав (структуру) населения
· социология — на стыке с социальной демографией изучают социальную структуру (либо структуры) населения
· медицина, а также такие её разделы как коммунальная и социальная гигиена — изучают состояние здоровья населения