История и эволюция маркетинговой концепции

Основные подходы (концепции), на основе которых коммерческие организации ведут маркетинговую деятельность, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Концепции маркетинга

Состояние рынка Концепция Суть концепции
Спрос больше предложения Концепция совершенствования производства Необходимо сделать понравившийся потребителям продукт максимально для них доступным. Руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства, росте производительности труда и повышении эффективности системы распределения.
Концепция совершенствования товара Потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством. Производители направляют свои усилия на повышение качества товара, несмотря на белее высокие издержки, а следователь, и цены.
Спрос равен предложению Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбыта) Потребители не будут покупать товары организации в достаточных объемах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Спрос меньше предложения Концепция маркетинга (возникла в 50-е гг ХХ века) Залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами.
Концепция социально-этичного маркетинга (возникла в 70-е гг ХХ века) Задачей организации является удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

История возникновения и основные этапы развития маркетинга.

Ø Теория маркетинга зародилась в США на рубеже XIX и ХХ веков.

Ø Кризис 1929-1933 годов привел к активному развитию маркетинга.

Ø 50-е годы – теория маркетинга сомкнулась с теорией управления. На крупных предприятиях создаются отделы маркетинга («Дженерал Электрик», Макдональдс», «Проктор энд Гембел» и другие).

Ø Во второй половине ХХ века маркетинг получил широкое распространение в странах Западной Европы и Японии.

Ø 1976 г. – Создана Секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР.

Ø 80-е гг. – вводится курс маркетинга в ряде экономических вузов СССР.

История и эволюция маркетинговой концепции - student2.ru

Задания

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются друг от друга рынок товаров потребительского спроса и рынок товаров промышленного назначения?

2. Какие факторы постоянно воздействуют на поведение покупателей?

3. Перечислите основные функции рынка и их назначение.

4. Какие факторы относят к многочисленным характеристикам покупателя и как они влияют на его поведение?

5. Какие источники информации использует потенциальный покупатель?

Тесты:

Выберите правильный ответ:

1. Рынком покупателей называется:

а) рынок, на котором спрос на товары при фиксированной цене превышает спрос на него;

б) рынок, на котором предложение товара при фиксированной ценепревышает спрос на него;

в) рынок, который представляет совокупность существующих и потенциальных покупателей;

2. К субъектам рынка относятся:

а) домохозяйства;

б) предприниматели, индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации как участники сделок на рынке;

в) политические партии.

3. Рынок изучают в целях:

а) удачного вступления в конкурентную борьбу;

б) использования благоприятно складывающейся конъюнктуры;

в) раз работки тактики поведения фирмы, снижения рисков путем выборы таких рынков, которые будут способствовать достижению фирмой коммерческого успеха.

4. Под конъюнктурой рынка понимают:

а) сложившиеся на рынке традиции купли-продажи товаров;

б) современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка;

в) определение ёмкости рынка.

5. К показателям конъюнктуры рынка относятся:

а) маркетинговая стратегия выхода фирмы на новые рынки;

б) показатели материального производства;

в) конкуренты и их стратегии.

Задание.Распределите маркетинговые концепции в хронологической последовательности согласно периоду возникновения:

концепция классического маркетинга;

концепция совершенствования производства;

концепция социально-этичного маркетинга;

концепция совершенствования товара;

концепция интенсификации коммерческих усилий.

Наши рекомендации