Основные этапы создания системы качества
1 этап | Принятие высшим руководством решения о создании СК согласно концепции и требованиям стандартов серии ИСО 9000 |
2 этап | Формирование рабочей комиссии и назначение ее руководителя |
3 этап | Создание необходимого уровня осведомленности сотрудников предприятия по вопросам качества: ознакомление и изучение стандартов серии ИСО 9000 |
4 этап | Оценка фактического состояния предприятия и планирование деятельности по внедрению СК |
5 этап | Документальное оформление системы |
6 этап | Оперативное внедрение |
7 этап | Организация внутреннего аудита СК |
8 этап | Сертификация системы менеджмента качества |
Рассмотрим детально каждый из этапов.
2 этап.Приказом руководителя создается рабочая группа разработки и внедрения системы управления на основе качества, в чьи обязанности входит выполнение требований следующих параграфов пункта 5.1 стандарта ИСО 9001:
ü доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
ü разработка политики в области качества;
ü обеспечение разработки целей в области качества;
ü проведение анализа со стороны руководства;
ü обеспечение необходимыми ресурсами.
В группу входят представители каждого из подразделений предприятия.
3 этап.Первый шаг в практической реализации создания СМК – обучение руководителей структурных подразделений, в ходе которого постепенно должна вырисовываться структура будущей СМК.
Руководство должно своим личным примером, имея знания по философии ИСО 9000, показывать, что недостаточное или неполное убеждение всего персонала в определяющем значении качества означает в конечном счете крах проекта.
4 этап.Оценка фактического состояния предприятия и планирование деятельности по внедрению СК.
Планирование деятельности по внедрению СК.
Высшее руководство должно установить в стратегических и оперативных планах цели, стоящие перед организацией в области качества. По возможности, эти цели должны быть сформулированы не только для всей организации, но и для отдельных его подразделений. Эти цели должны относиться к основным направлениям деятельности организации, быть измеримыми и учитываться в схеме анализа, направлены на обеспечение непрерывного совершенствования.
Планирование качества должно начинаться с процессов, входящих в систему менеджмента качества. Для стандартных процедур планирование качества может осуществляться с использованием существующих методик. Вместе с тем, новые виды деятельности, контракты или проекты могут потребовать составления специальных планов качества.
Планы качества могут быть такими же краткими, как и контрольные листы или операционные карты, и содержать ссылки на другие составные части системы.
5 этап. Документальное оформление системы.
На этом этапе оформляются и рассылаются документы по политике в области качества, намечаются и определяются организационные обязанности, составляется и рассылается проект «Руководства по качеству», разрабатываются методики и рабочие инструкции.
6 этап.Оперативное внедрение СК.
Данный этап частично совпадает с документальным оформлением системы. На этом этапе принимаются меры к тому, чтобы персонал был полностью задействован в процессе внедрения, составляется список используемых документов и там, где это необходимо, «отшлифовываются» и исправляются документы. Это означает, что на данном этапе устанавливается, как в действительности будет функционировать система, все ли исполнители придерживаются определенных требований и действуют в соответствии с предписанными процедурами и правилами, насколько проделанная работа отвечает поставленным при разработке проекта целям, как действующая система качества способствует вскрытию потенциалов улучшения качества.
Для уточнения взаимодействия различных должностных лиц организации при выполнении работ в области качества целесообразно разрабатывать соответствующие структурные схемы.
7 этап. Организация внутреннего аудита системы качества.
Согласно ИСО 9000, аудит –систематическая и объективная деятельность для выявления степени выполнения требований, относящихся к согласованному предмету проверки, выполненная одним или более лицами, независимыми от того, что проверяется.
Аудит качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и пригодность поставленным целям.
8 этап. Сертификация системы менеджмента качества, которая включает в себя организацию работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации:
1 этап – предварительная оценка СК;
2 этап – проверка и оценка СК и организации;
3 этап – инспекционный контроль сертифицированной СК.
Предсертификационный этап начинается с регистрации заявки от предприятия, претендующего на сертификацию СК в Регистре систем качества Госстандарта России.