Обязанности студента-практиканта
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Государственный образовательный стандарт по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» и направлению 080300 «Коммерция» предусматривает прохождение студентами учебной и производственной практик.
В результате прохождения практики студенты имеют возможность:
– закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения в университете;
– приобрести и закрепить профессиональные навыки в сфере коммерческой деятельности;
– сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности;
– продемонстрировать свои профессиональные качества, личностные черты характера в целях приглашения на работу в будущем;
– собрать материал для написания и защиты курсовых работ.
Целью производственной практики является закрепление, приобретение навыков самостоятельной практической работы в области коммерции.
Задачи практики:
- изучение сферы деятельности предприятия, его организационно-правовой формы;
- изучение конкретного опыта и практики ведения и организации коммерческой деятельности;
- развитие практических навыков анализа хозяйственной деятельности организации;
- развитие навыков проведения прикладной научно-исследовательской работы в пределах задания практики;
- развитие навыков сбора, обработки и анализа информации в профессиональной среде с целью написания отчета по производственной практике.
Производственная практика является обязательной составной частью учебного процесса, в ходе которой студент должен:
- систематизировать и закрепить теоретически знания по специальным дисциплинам;
- освоить механизмы и методы организации взаимодействия предприятия с субъектами внешней рыночной среды;
- изучить методы ситуационного анализа, анализа коммерческой деятельности и принятия решений в условиях неопределенности;
- дать рекомендации по совершенствованию механизма организации коммерческой деятельности предприятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Место и сроки проведения практики
Местом прохождения производственной практики могут быть коммерческие организации различных форм собственности, занятые производством и продажей различных видов товаров и услуг.
Производственная практика в соответствии с требованиями ГОС проводится на предприятиях, соответствующих профилю подготовки специалиста, располагающих квалифицированными кадрами для руководства практикой, а также соответствующей материально-технической и информационной базой.
Место практики выбирается студентом, исходя из представляемого кафедрой перечня или из собственных возможностей при наличии письменного согласия руководителя предприятия на проведение практики с указанием названия предприятия, его адреса, телефона для осуществления контроля со стороны кафедры.
Выбор места прохождения производственной практики согласуется с руководителем практики от кафедры. Студенты должны быть ориентированы на прохождение практики на местах специалистов в подразделениях, занятых различными процессами ведения коммерческой деятельности.
Сроки и порядок проведения производственной практики определяются утвержденным учебным планом и графиком учебного процесса, а ее содержание – настоящей программой. Продолжительность производственной практики представлена в табл. 1.
Таблица 1
Продолжительность производственной практики
Курс обучения | Специальность, направление | Продолжительность практики, недель | |
с отрывом от учебы | без отрыва от учебы | ||
Третий | 080301 Коммерция (торговое дело) | ||
080300 Коммерция |
Руководство практикой
Для организации практики распоряжением заведующего кафедрой «Экономика торговли» для каждой академической студенческой группы из числа преподавателей кафедры назначается руководитель практики от университета.
Обязанности руководителя практики от университета.
1. Оформить представление в приказ ректора.
2. Оформить для студентов направления на предприятия.
3. Провести организационное собрание, на котором осветить следующие вопросы:
а) организационные:
- сроки проведения практики;
- порядок получения направления;
- порядок и сроки сдачи отчетов по практике.
б) методические:
- цель и задачи производственной практики;
- распределение студентов по предприятиям;
- содержание индивидуальных заданий;
- права и обязанности практиканта;
- техника безопасности;
- порядок ведения дневника практики;
- требования к отчету по практике.
4. Осуществлять контроль за прохождением студентами практики.
5. Проводить индивидуальные консультации для студентов-практикантов.
6. Решать организационные вопросы, возникающие в процессе прохождения практики.
7. Организовать работу комиссии по защите отчетов по производственной практике, которая помимо личной беседы со студентом принимает во внимание отзывы руководителей от предприятия.
8. Предоставить заведующему кафедрой письменный отчет о результатах практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
Для обеспечения прохождения практики студента руководством организации из числа наиболее квалифицированных сотрудников назначается руководитель практики от организации.
Обязанности руководителя практики от организации.
1. Провести обязательный инструктаж по охране труда и технике безопасности.
2. Создать необходимые предпосылки и условия для сбора материала студентом-практикантом и выполнения им заданий.
3. Содействовать проведению студентом научно-исследовательской работы по вопросам коммерции и предпринимательства.
4. Контролировать соблюдение практикантом правил внутреннего трудового распорядка организации.
5. Проверить отчет студента о практике и подготовить отзыв по итогам практики, который содержит производственную характеристику на студента-практиканта и оценку работы студента.
6. Дать предложения заведующему кафедрой по совершенствованию организации производственной практики студентов, обучающихся по специальности «Коммерция (торговое дело)» и направлению 080300 «Коммерция».
Обязанности студента-практиканта
При прохождении практики студенты имеют право:
- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
- пользоваться библиотекой организации и, с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений, информационными фондами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов организации по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
- с разрешения руководителя практики от организации и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике.
При прохождении практики студент обязан:
- подчиняться правилам внутреннего распорядка организации;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- полностью выполнить задание, предусмотренное программой производственной практики;
- регулярно, согласно расписанию консультаций, отчитываться перед руководителем практики от университета о проделанной работе;
- в течение всего периода практики вести дневник практики, в котором ежедневно записывается место, время и характер выполненной работы;
- по окончании срока практики представить руководителю практики от университета материалы, свидетельствующие о выполнении задания по практике: письменный отчет о производственной практике, дневник практики и отзыв предприятия с оценкой.
К студенту, не выполнившему программу производственной практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из ВУЗа. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка организации по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от организации он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из ВУЗа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В ходе прохождения практики студент должен продемонстрировать навыки использования на практике знаний, полученных в рамках изучения специальных и общепрофессиональных дисциплин.
В процессе прохождения практики студент должен освоить и изложить в отчете материал по следующим основным разделам:
1) нормативные документы, регламентирующие коммерческую деятельность организации, маркетинговую деятельность, в т.ч. касающиеся регистрации, лицензирования, сертификации и стандартизации, соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда и т.д.;
2) анализ функционирования организации в целом и ее подразделений, более детально – службы, где студент проходит практику (наименование организации, основные реквизиты, местонахождение, цели деятельности организации, численность работающих, характеристика основных направлений деятельности организации; организационно-правовая форма организации; организационная структура управления организацией; характеристика ассортимента товаров (услуг); характеристика маркетинговой и сбытовой деятельности организации);
3) изучение и анализ основных этапов договорной работы;
4) изучение содержания работ по закупке товаров: выявление и анализ источников закупки товаров, определение спроса покупателей, участие в формировании и предоставлении заказов поставщикам или заключении с ними договоров, осуществление контроля за поставками и ведение претензионной работы, стимулирование сбыта;
5) управление товарными запасами: анализ информации о состоянии товарных запасов, её использование для правильного определения объема закупок;
6) организация доставки товаров от поставщика (или отгрузки товарополучателю) и изучение транспортно-экспедиционных операций на этапах отправления и приемки товаров, при доставке их автомобильным и железнодорожным транспортом;
7) изучение организационной структуры склада и функций его работников, комплексов операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения и подготовкой к отпуску покупателям; изучение организационно-экономических принципов хранения;
8) изучение и анализ операций: приемка товаров на складе (в магазине), проверка товаров по количеству и качеству, оформление приемно-сдаточных документов, регистрация принятых товаров;
9) изучение принципов хранения товаров на предприятии: планирование складской площади, размещение товаров, обеспечение их безопасности, организация учета и отпуска товаров со склада, применение подъемно-транспортного оборудования;
10) изучение организации работ по продажам товаров методами, существующими на предприятии и способствующим увеличению товарооборота и прибыли;
11) изучение экономических, технологических и социальных показателей, характеризующих продажи товаров, работу по их стимулированию.
12) выработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой работы подразделения (предприятия в целом).
При прохождении практики в организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, дополнительно должны быть изучены:
– документы, регламентирующие деятельность;
– договорная работа предприятия с зарубежными контрагентами (по международным торговым контрактам);
– формы взаиморасчетов;
– порядок открытия и ведения операций по валютному счету и др.
В области ценообразования студентами дополнительно должны быть изучены:
– законодательные акты, регулирующие процесс ценообразования на предприятии;
– внутренние нормативные документы в области ценообразования;
– структурные элементы цены продукции (услуг), реализуемой предприятием: определить состав элементов, их удельный вес, порядок включения в цену продукции.
– динамика цен на продукцию предприятия и определены базисные и цепные индексы цен;
– стратегия и основные тактические приемы ценообразования.
– точка безубыточности по одному или нескольким товарам.
При прохождении практики в службе маркетинга предприятия студенту необходимо выполнить следующее:
– изучить документы, регламентирующие деятельность службы маркетинга;
– выполнить анализ организационной структуры службы маркетинга;
– выполнить маркетинговый анализ деятельности предприятия:
– дать характеристику дальнего окружения фирмы (макросреды предприятия); сделать общий анализ внутренних факторов маркетинга (товар, цена, место продажи, продвижение товара);
– провести SWOT-анализ фирмы (выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы для него во внешней среде);
– выполнить позиционирование одного из товаров фирмы; дать общую оценку конкурентного окружения фирмы.
– разработать план маркетинга предприятия (можно по одному товару): сформулировать миссию фирмы (если она имеется, то дать ей критическую оценку);
– сделать прогноз продаж на ближайшую перспективу (год, полгода);
– сформулировать цель предприятия по данному (выбранному) товару (или товарной группе); обосновать стратегию достижения цели предприятия; составить план конкретных действий.
При прохождении практики на оптовом (розничном) торговом предприятии для приобретения навыков самостоятельной работы в качестве коммерсанта студент должен ознакомиться с организацией оптовой (розничной) торговли и особенностями коммерческой деятельности предприятия, кратко отразить в отчете следующие вопросы:
– вид, тип, специализация предприятия;
– характеристика торговой сети предприятия;
– организационная структура предприятия (характеристика, анализ, функции коммерческой службы);
– организация коммерческой работы на предприятии (организация хозяйственных связей с поставщиками и покупателями товаров; коммерческая работа по оптовым закупкам и продаже товаров; организация торговли на аукционах; организация экспортно-импортных операций);
– управление торгово-технологическим процессом и организация труда на складах (методы оптовой продажи товаров; технологические операции по приемке товаров от транспортных организаций; проведение экспертизы качества товаров; документооборот по отпуску товаров);
– формирование ассортимента на торговом предприятии (факторы, влияющие на формирование ассортимента; ассортиментный профиль; разработка ассортиментных перечней; расчет коэффициентов полноты, глубины, и стабильности ассортимента на данном торговом предприятии);
– организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживание покупателей (применяемые методы продажи товаров; дополнительные услуги, оказываемые покупателям; внемагазинные формы торгового обслуживания);
– управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине; уровень оказываемых услуг.
При прохождении практики в государственных контролирующих органах студенту необходимо:
– ознакомиться с организацией проверок торговых предприятий государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственным комитетом РФ по антимонопольной политике, органами государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; Министерства торговли, администраций;
– изучить документальное оформление результатов проверки;
– проанализировать выявленные нарушения правил торговли.
При прохождении практики в таможенных органах студент должен:
– собрать статистический материал о состоянии внешней торговли;
– дать оценку состоянию внешнеэкономической деятельности, определить товарооборот по экспорту, товарооборот по импорту и общий товарооборот в разрезе классификационных групп стран;
– изучить основных торговых партнеров стран ближнего и дальнего зарубежья, с которыми поддерживаются торговые отношения;
– раскрыть таможенно-тарифный и нетарифный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;
– показать сущность таможенных платежей, их значение, основные функции;
– раскрыть сущность и назначение таможенной стоимости товара;
– показать основное назначение и сущность валютного контроля;
– раскрыть основные принципы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу России.
При прохождении практики в предприятиях по оказанию услуг населению студенты должны ознакомиться с организацией и особенностями коммерческой деятельности данных предприятий, изучить и кратко отразить в отчете следующие вопросы:
– виды оказываемых услуг;
– основные показатели, характеризующие результаты работы;
– общая характеристика документооборота;
– соблюдением условий лицензирования, сертификации, стандартизации;
– особенности бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения;
– основные потребители предприятия;
– фирмы-конкуренты;
– особенности производственно-сбытовой, рекламной деятельности предприятия сферы услуг;
– ценовая политика предприятия.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к профессиональной деятельности.
Структура отчета должна быть следующей:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение;
– основная часть;
– заключение;
– библиографический список;
– приложения.
К отчету должен быть приложен отзыв с оценкой, подписанный руководителем практики от организации и заверенный печатью, а также дневник практики.
Во введении формулируются цель и задачи прохождения производственной практики, раскрывается структура работы, объект и предмет исследования.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам программы производственной практики.
В заключении приводятся краткое описание проделанной работы, общие выводы и предложения по совершенствованию коммерческой работы подразделения или организации в целом.
В приложение нужно помещать вспомогательный материал, который при включении в разделы работы загромождает текст (таблицы, схемы, документация). Все приложения должны быть пронумерованы, снабжены единообразными подписями и описаны в отчете (с какой целью прилагаются, как используются на практике).