Тема 1. Язык и его основные функции

Цели. Систематизировать теоретические сведения о функциях языка; усовершенствовать навыки языкового разбора; способствовать развитию речи.

Ключевые слова: язык, функции языка, средство общения.

Задание. Проанализируйте таблицу.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

ФУНКЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОММУНИКАТИВНАЯ: а) информативная ( содержательная ) б) регулятивная ( контактоустанавливающая, фатическая ) Язык выступает как основное средство общения, коммуникации, т.е. передачи информации между людьми;   передача объективной информации, сведений;   передача субъективной информации, установление и регулирование взаимодействия между людьми
КОГНИТИВНАЯ ( познавательная ) Язык выступает как элемент мышления, при помощи которого формируется мысль
ФУНКЦИЯ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (аккумулятивная, отображающая) Язык выступает как форма отражения и хранения знаний о действительности
ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмотивная) Язык выступает как средство выражения чувств и эмоций человека, его внутреннего состояния
МЕТАЯЗЫКОВАЯ ( металингвистическая ) Язык выступает одновременно и как средство ( инструмент ), и как объект исследования и описания языка
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ( поэтическая ) Язык выступает как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное - безобразное

Задание. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль текста. Расставьте знаки препинания.

Функции языка в деятельности человечества различны.

Во-первых язык это средство связи между людьми, средство общения – коммуникации; во-вторых язык это форма мышления. Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия. Таким образом, слово как бы вытесняет предмет, как бы становится между сущностью предмета и нашим сознанием. (В. Шкловский.)

Задание. Составьте сообщение «Функции языка в деятельности человека».

Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012

Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики

СРСП №2Курс 1 Семестр 1

Тема 2. Коммуникативные качества речи. Правильность, точность выразительность, логичность, богатство речи.

Цели. Понятие о коммуникативных качествах речи; развитие умений устно и письменно излагать прослушанный или прочитанный текст; закрепление орфографических и пунктуационных навыков, навыков лингвистического разбора; привитие интереса к изучению русского языка.

Ключевые слова: речь, устная речь, письменная речь, коммуникативные качества речи.

Точность речи состоит прежде всего в умении употреблять слова в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями. К неточности в выборе слов и, следовательно, к речевым ошибкам ведет употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он понимает не вполне правильно.

…особенно часто неточность изложения бывает связана с неверным употреблением иноязычных слов и с недостаточным разграничением лексических значений однокоренных слов.

…при выборе слова надо учитывать и его сложившуюся в языке связь с другими словами. (Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко)

Задание.

1. Назовите средства языка, засоряющие речь отдельных людей.

2. Перечислите основные условия, порождающие точную речь.

3. Что вы думаете об условиях выразительности речи.

Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012

Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики

СРСП №3Курс 1 Семестр 1

Тема 3. Мировые языки.

Цели. Развитие умений устно и письменно излагать прослушанный или прочитанный текст; закрепление орфографических и пунктуационных навыков, навыков лингвистического разбора; привитие интереса к изучению русского языка.

Ключевые слова: Мировые языки, международные сферы, функция, авторитет, русский язык, современность

Задание. Работа с текстом.

Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные7.

Функции этих языков не ограничиваются жизнью внутри нации и охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные системы коммуникаций – от телеграфа и радиосвязи до авиа и космических сообщений.

На них общаются ученые разных стран, они принимаются как «рабочие языки» ООН и других международных организаций и съездов, а также как и «иностранные языки», т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира.

Состав мировых языков изменчив. В настоящее время в него входят английский, французский, испанский, арабский, китайский и русский языки.

Ведущее место принадлежит английскому языку, родному для 420 млн. человек4. Его изучают почти во всех странах – около 18 млн. человек ежедневно, и его международные функции общеизвестны.

Русский язык, родной для 250 млн. человек, издавна служил средством межнационального сотрудничества народов нашей страны и стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века4. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и современной художественной литературой и непревзойденными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира.

Принятие человечеством данного языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности.

Наши рекомендации