Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: фиксирование цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.
Фиксирование ценосуществляется государством в случаях, когда:
1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен);
2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей.
В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором – излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 4.4.1.
Негативным следствием установления административной цены ниже равновесного уровня является возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Низкая официальная цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне QS2. Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение S1 и формированию цены чёрного рынка на уровне P*2, значительно превышающем равновесный уровень РЕ. В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.
Рис. 4.4.1. Фиксация цен
Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования – т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Рационирование – это ограничение государством объёма закупок на определённые товары. Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.
Косвенные налоги.Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин и т.д.) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 4.4.2). Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой предложения влево вверх и установлению новой точки равновесия (Е1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (РЕ1) и новое, уменьшенное равновесное количество (QЕ1). Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога», т. е. то, что реально достанется продавцу, составит только РS, что явно меньше, чем РЕ. Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т∙Q1). На графике они составят прямоугольник РSРЕ1Е1А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы.
Рис. 4.4.2. Изменение рыночного равновесия под влиянием
косвенного налога
Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации. Субсидия (subsidy) – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.Дотация – государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.
Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 4.4.3) из положения S в положение S1. В результате возникает новая точка равновесия (Е1) и соответствующие ей равновесная цена (РЕ1) и равновесный объём (QЕ1).
Рис. 4.4.3. - Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации
За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т. е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна:
РН = РЕ1 + Н.
Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров (QЕ1∙Н), что на графике соответствует площади прямоугольника РНAE1РE1.
По сравнению с прежней равновесной ценой РЕ производитель получит ценовую надбавку в размере (РН - РЕ). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции РНАЕРЕ. Потребители же заплатят за товары на (РЕ - РЕ1) меньше, чем прежняя равновесная цена (РЕ). Их выигрыш будет равен площади трапеции РЕЕЕ1РЕ1.
[1] Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс. Экспресс-курс / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – С. 95.
[2] Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – С. 77.