Народнохозяйственное значение сельского хозяйства

Экономика АПК

Курс лекций для специальности 110500 – Садоводство - профиль «Ландшафтный дизайн и декоративное садоводство»

Екатеринбург 2014

Курс лекций Экономика АПК для специальности 110500 – Садоводство - профиль «Ландшафтный дизайн и декоративное садоводство»

// Сост. Исмагилов Р.Т.– Екатеринбург: УрГАУ, - 160 с. 2014 г. 6 п.л.

Утверждено на заседании кафедры экономики и организации предприятий: Протокол № 4 от 14.11.2014 года

Подпись /Некрасов К.В./

Одобрено методической комиссией факультета Агротехнологий и землеустройства:

_______________ доцент, к.с-х.н. Поспелова Л.В.

(подпись)

«______»______________2014 г.

© Уральский Государственный

аграрный университет, 2014

Содержание стр.

Лекция 1. Предмет и задачи курса “Экономика АПК” 3

Экономика размещения предприятий. Специализация и концентрация производства.

Лекция 2. Рыночная аграрная экономика. Материально-технические ресурсы АПК 35

Лекция 3. Земельные ресурсы и эффективность их использования 43

Лекция 4. Трудовые ресурсы и производительность труда 57

Лекция 5.Основные фонды и основные средства 67

Лекция 6. Оборотные фонды и оборотные средства 74

Лекция 7. Издержки производства и себестоимость продукции 81

Лекция 8. Цена и ценообразование. Прибыль и рентабельность. Экономическая эффективность производства. 97

Лекция 9. Капитальные вложения и инвестиции в АПК 112

Лекция 10. Государственное регулирование условий осуществления предпринимательской деятельности в АПК. Экономика растениеводства и животноводства 137

Список литературы

Лекция 1. Предмет и задачи курса “Экономика АПК”

1.Предмет дисциплины “Экономика отрасли”, задачи и методы исследования.

2.АПК страны: понятие, состав, проблемы развития.

3.Сельское хозяйство – главная отрасль АПК, его роль, значение и состояние развития.

Экономика (греч.) – искусство ведения домашнего хозяйства. Под экономикой понимают:

- совокупность отраслей народного хозяйства;

- совокупность общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (ПО);

- науку, которая в зависимости от объекта исследования и способа подхода к нему подразделяется на макро- и микроэкономику, экономику предприятия и экономику отдельных отраслей (промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и т.д.).

Изучение курса любой науки невозможно без определения основных методологических подходов. Наиболее существенное значение при этом имеют предмет и метод любой науки. Но, прежде чем перейти к характеристике данных основополагающих факторов образовательного процесса (применительно к экономике сельского хозяйства) следует определить место и роль данной науки в общей системе наук.

Общепринятое определение науки формулируется следующим образом:

наука- это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Система наук делится на:

естественные науки;

общественные науки;

технические науки.

В свою очередь, составной частью общественных наук является группа, называемая «экономические науки». К их числу, в частности, относятся:

политэкономия;

история народного хозяйства;

история экономической мысли;

планирование народного хозяйства (в настоящее время импульс развития данной науки существенно ослабел по сравнению с периодом плановой экономики);

управление производством (в последнее время используется и другое название - «производственный менеджмент; причем, разница не только в названии, но и в методологических подходах к изучению);

экономическая статистика;

финансы и кредит;

экономика труда;

экономика отраслей народного хозяйства.

Таким образом, экономика сельского хозяйства является экономической наукой, относимой к группе общественных наук. Под экономикой понимают совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами. В экономике РФ выделяют более 300 отраслей.

Экономика сельского хозяйства как наука изучает специфические формы проявления экономических законов отрасли, механизм их взаимодействия в сельском хозяйстве, определяет экономические закономерности функционирования сельскохозяйственного производства.

Одним из существенных факторов, определяющих как предмет, так и метод любой общественной науки (в отличие от естественных и технических), является господствующая в данном государстве идеология и, как следствие, проводимая этим государством внутренняя и внешняя политика. Следует констатировать, что в настоящее время Россия находится в переходном периоде, длительность и окончание которого предсказать практически невозможно. Этот период характеризуется не только одновременным существованием различных форм собственности, взаимодействия производительных сил и производственных отношений, но и отсутствием четко сформулированных идеологических установок. Это обуславливает наличие в народном хозяйстве, вообще, и в сельском хозяйстве, в частности, наличие элементов плановой рыночной экономики.

Следовательно, понятие «предмета экономики сельского хозяйства» можно сформулировать в двух плоскостях:

общее определение: предметом экономики сельского хозяйства является изучение производительных сил и производственных отношений, их взаимодействия и взаимообусловленности в агропромышленном секторе народного хозяйства с целью выявления тенденций развития и повышения эффективности всех отраслей сельского хозяйства;

предметом экономики сельского хозяйства в части отношений, характерных для рыночной экономики, является изучение организации и планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий, а также выявление факторов, обуславливающих наиболее оптимальное соотношение спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию.

Основным методом науки «Экономика АПК» является диалектический метод. Использование данного метода исследования предполагает, что все события в производственной и антропогенной деятельности рассматриваются в развитии и в неразрывной связи между причинами этих событий и их следствиями. Нетрудно убедиться, что такой метод не противоречит ни принципам плановой ни принципам рыночной экономики. Рыночная экономика более широко рассматривает случайные события, а оценка вероятности их возникновения и влияния на экономическое и финансовое состояние организации является основой теории рисков.

Методы наукиОбщенаучные:

1.Диалектический метод;

2. Метод научной абстракции (отвлечение от мелких явлений и выделение сути);

3. Метод индукции (ход исследований от частного к общему );

4. Метод дедукции;

5. Метод сравнительного анализа;

6. Экспериментальный метод. Специфические:

1.Статистико-экономический (приемы группировки, средних и относит. величин, графики);

2. Монографический (выявляет новое, прогрессивное в передовых хозяйствах);

3. Расчетно-конструктивный (научно обоснованное решение проблемы на перспективу).;

4. Балансовый (метод взаимной увязки всех показателей, используется при разработке различных планов);

5. Экономико-математический (включает производственные функции, экономико-математическое моделирование, позволяет с помощью ЭВМ решить сложные многофакторные экономические задачи).

Народнохозяйственное значение сельского хозяйства

С/Х – важнейшая отрасль материального производства. Она производит около 6 % ВВП, на ее долю приходится около 4 % стоимости ОПФ.

С/Х – крупный поставщик с/х продукции, идущей на потребление населению страны.

С/Х – основной поставщик сырья для промышленности – легкой, пищевой, комбикормовой и др.

С/Х – крупный потребитель промышленных товаров (тракторов, автомобилей, машин, оборудования, топлива, гсм, минудобрений, комбикормов и т.д.), следовательно, от финансового состояния с/х предприятий, их платежеспособности во многом зависит развитие отраслей промышленности, поставляющих селу средства производства.

Задачи науки:

1) разработка экономических основ развития отрасли в условиях рынка и эффективность методов хозяйствования;

2) изучение, оценка и обоснование способов рационального использования земельных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3) оценка осуществления процессов специализации, концентрации и интенсификации производства;

4) в процессе изучения экономики необходимо научиться давать экономическую оценку экономическим процессам и явлениям, уметь рассчитывать основные экономические показатели, определять основные направления, внедрения, достижения НТП; применения ресурсосберегающих технологий, определять приоритетные направления капиталовложений и развития сельского хозяйства в условиях рынка.

● Изучение закономерностей развития с/х в системе АПК.

Установление связей и зависимостей между отраслями;

● Эффективное использование производственного потенциала.

Привитие навыков и умения исчислять экономические показатели эффективности использования производственных ресурсов;

● Выявление основных направлений интенсификации и НТП в сельском хозяйстве, его специализации и концентрации и их влияние на эффективность с/х производства в условиях рынка;

● Изыскание путей снижения себестоимости, трудоемкости продукции, увеличения прибыли и рентабельности, роста производительности труда. Определение факторов, влияющих на динамику этих показателей.

Наши рекомендации