Методы регулирования занятости и пути преодоления безработицы в России
С безработицей связана очень важная экономическая проблема занятости населения.
Занятость населения – мера вовлечения людей в трудовую деятельность, степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами.
Показатели и характеристики занятости представляют собой важнейшие социальные индикаторы, по которым можно судить об общественном благополучии, социальной стабильности и экономической эффективности общественного производства.
Теории занятости: классическая, марксистская, кейнсианская, неоклассическая, монетаристская и институциональная.
С позиций рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая (поголовная), а как доступная, т.е. занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить ее с учетом профессиональной принадлежности. Законодательство гарантирует право на труд.
Занятость бывает:
– полная: вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы. Теоретически полная занятость вполне возможна, так как постоянно возрастающие потребности опережают возможности производства для их удовлетворения. Кроме того, вполне возможно сокращение рабочего дня, индивидуальные и другие формы занятости. При известных условиях (социализм) может быть даже дефицит рабочей силы.
– рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечением максимальной эффективности их использования. Рациональная занятость предполагает учет: половозрастных, квалификационных характеристик, постоянную интенсификацию производства, возрастание сложности труда и т.п. Главное в рациональной занятости – структура занятости и уровень эффективности производства.
Повышение эффективности использования живого труда возможно при:
– сокращение сферы приложения ручного, малоквалифицированного труда на основе механизации и автоматизации производства,
– улучшение использования рабочего времени путем сокращения рабочего периода и времени производства,
– совершенствование организации перераспределения трудовых ресурсов между фирмами, отраслями и регионами.
Особое значение в связи с этим приобретают некоторые социальные аспекты использования трудовых ресурсов. Рациональная занятость предполагает учет растущих требований со стороны работников к условиям труда, обеспечение оптимального сочетания участия женщин в производительном труде с выполнением ими функций материнства, создание условий для осознанного выбора молодежью будущей профессии.
Полная занятость не всегда совпадает с рациональной, как и рациональная занятость не означает полной занятости работников.
В числе наиболее явных перемен за последнее десятилетие можно назвать:
– снижение экономической активности населения, сужение количественных и деградация качественных характеристик рабочей силы, разделение экономически активного населения на занятых и безработных, резкое расширение сферы самозанятости населения, появление разнообразных форм неучтенной неформальной занятости, выделение в составе занятых, помимо наемных работников, частных работодателей и управляющих-менеджеров;
– резкое сокращение государственного и расширение негосударственных секторов экономики (в том числе частного), изменение распределения рабочей силы между основными секторами хозяйства;
– снижение уровня концентрации рабочей силы на крупных предприятиях и ее перелив на средние и малые предприятия и фирмы;
– трансформация трудовой мотивации у молодежи и населения в целом в сторону «доходной» составляющей, резкое снижение престижности ряда видов деятельности (таких как наука, педагогика, непосредственное производство и др.); появление затруднений с укомплектованием предприятий производственных отраслей квалифицированными рабочими массовых профессий и высококлассными специалистами;
– отток рабочей силы из производства в торговлю, финансовые институты, сферы посредничества, услуг;
– становление рынка труда, переориентация рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы преимущественно на неорганизованные формы перелива работников между предприятиями, отраслями и сферами деятельности;
– постепенное включение страны в международный рынок труда: активизация обмена рабочей силой между Россией и странами ближнего и дальнего зарубежья в результате расширения легальной и нелегальной трудовой миграции, «оголение» ряда отраслей и регионов страны в плане обеспеченности рабочей силой;
– неэквивалентный характер межгосударственного обмена рабочей силой: отток из страны высококвалифицированных кадров (специалистов и рабочих преимущественно молодых возрастов) и лиц с высшим образованием, приток менее квалифицированной рабочей силы строительных профессий, разнорабочих, беженцев и переселенцев из числа пожилых людей, возвращающихся в Россию из стран ближнего зарубежья;
– становление развитой инфраструктуры рынка труда, включающей государственные и многообразные частные посреднические структуры, обеспечивающие увязку спроса и предложения на рынке труда внутри страны и организацию внешней трудовой миграции.
Специфическая для России причина развития неформальной занятости – отсутствие реальной защиты правомочий собственности со стороны государства. Необходимость выживать в одиночку, без помощи государства стала оправданием занятия неформальной деятельностью и уклонения от налогообложения для значительной части общества.
Регулирование занятости населения является одной из важнейших экономических функций государства.
Меры по социальной защите населения следует разделить на долговременные (стратегические) и временные (тактические).
К стратегическим мерам социальной защищенности следует отнести систему мер, обеспечивающую всеобщую рациональную занятость. Сюда относятся:
1) создание качественно нового производственного аппарата для всех отраслей, резкое сокращение ручного труда;
2) полная механизация и автоматизация агропромышленного комплекса. Создание современной базы хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;
4) укрепление материальной базы и совершенствование системы образования и подготовки кадров. Подготовка кадров по новым перспективным профессиям;
5) развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно здравоохранения и сферы услуг.
Эти меры необходимы для становления, интенсивного воспроизводства и рационального использования трудовых ресурсов. Социальная защищенность населения должна проявляться, прежде всего, в создании условий для эффективного труда, чтобы работник был удовлетворен трудом и заработной платой.
К тактическим мерам социальной защищенности населения следует отнести:
1) организацию профессиональной переподготовки работников в связи с разгосударствлением, изменением профиля работы предприятия, конверсией;
2) социальную защиту временно не занятых работников в форме пособий по безработице;
3) расширение личной свободы человека, ликвидация всяких ограничений в развитии и использовании своих способностей к труду. Это должно проявиться в ликвидации прописки, в ликвидации привязанности к определенному месту работы и жительства в связи с очередью на квартиру, на получение места в детском саду, в снятии ограничений для выезда за границу.
Во многих странах наиболее распространенной является социальная помощь безработным. Она включает:
1) пособия по безработице.
2) помощь по безработице.
3) оплата пользования отдельными коммунальными услугами.
Управление рынком труда на уровне государства и региона должно выполнять две функции: повышение эффективности использования труда и формирование рациональной структуры занятости.
Для России оптимальный и приемлемый вариант политики занятости – активный, способный обеспечить максимально возможную занятость населения и качество рабочей силы, на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, создания условий экономического роста и процветания общества. Конечно, полностью исключить пассивные меры нельзя, однако важно установить оптимальное соотношение между ними и активными мерами.
Активная политика занятости должна способствовать уменьшению структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Политика в отношении безработных должна ориентироваться не на скорейшее, как это происходит сейчас, а на эффективное трудоустройство, способное обеспечить должную экономическую отдачу, как для конкретного работника, так и на макроэкономическом уровне. В этих целях необходимы:
– разработка и осуществление федеральных и региональных программ содействия занятости;
– совершенствование проводимой социальной политики и развитие системы социального страхования и защиты от безработицы;
– создание специализированных служб информационно-консультационного обслуживания работодателей и работополучателей;
– сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях;
– развитие самозанятости и создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства;
– создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;
– регулирование продолжительности рабочего времени;
– организация оплачиваемых общественных работ;
– повышение эффективности работы психологических служб;
– содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности работников; обучение и переобучение работников;
– формирование действенного рыночного механизма мотивации труда;
– регулирование миграционных процессов;
– разработка продуманной демографической политики.